В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:
-воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);
-воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т.Лихачев);
-воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
-воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).
И действительно, в отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
Но С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.
Но изучив предлагаемый материал, и полистав книги в интернете нашла следующее:
Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:
-целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
-определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;
-возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей.
Источник: Зарецкая И.И., Доктор педагогических наук,Профессор АПК и ППРО
Мудрик А.В. Социальная педагогика М.,: Академия,1999. С.109-110.
Для того что бы социализация была успешной - педагогу, воспитателю и другим людям, работающим с детьми, как это не банально и звучало, но нужна любовь к детям и понимание их. Ведь когда учитель любит детей, понимает, то тогда он будет видеть «насквозь» все проблемы ребенка, и вот только тогда он сможет ему помочь.
Так же, учитель должен обладать следующим:
-способностью с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
-выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов;
-расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
-обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.
Соглашусь и с тем, что и огромное влияние имеет на ребенка семья. Но есть дети и из неблагополучных детей, и из хороших, которые вырастают замечательными людьми с высокими моральными ценностями. Действительно, дети копируют своих родителей, но если вовремя вмешаться, проводить хотя бы беседы, приводить примеры, ну и наконец то выполнять функции не только учителя, но и КЛАССНОЙ МАМЫ, то есть большая возможность изменить ребенка в лучшую сторону. Не зря есть поговорка «Вода и камень точит».
В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:
-воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);
-воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т.Лихачев);
-воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
-воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).
И действительно, в отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
Но С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.
Но изучив предлагаемый материал, и полистав книги в интернете нашла следующее:
Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:
-целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;
-определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;
-возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей.
Источник: Зарецкая И.И., Доктор педагогических наук,Профессор АПК и ППРО
Мудрик А.В. Социальная педагогика М.,: Академия,1999. С.109-110.
Для того что бы социализация была успешной - педагогу, воспитателю и другим людям, работающим с детьми, как это не банально и звучало, но нужна любовь к детям и понимание их. Ведь когда учитель любит детей, понимает, то тогда он будет видеть «насквозь» все проблемы ребенка, и вот только тогда он сможет ему помочь.
Так же, учитель должен обладать следующим:
-способностью с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;
-выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов;
-расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
-обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.
Соглашусь и с тем, что и огромное влияние имеет на ребенка семья. Но есть дети и из неблагополучных детей, и из хороших, которые вырастают замечательными людьми с высокими моральными ценностями. Действительно, дети копируют своих родителей, но если вовремя вмешаться, проводить хотя бы беседы, приводить примеры, ну и наконец то выполнять функции не только учителя, но и КЛАССНОЙ МАМЫ, то есть большая возможность изменить ребенка в лучшую сторону. Не зря есть поговорка «Вода и камень точит».