Любовь к чтению - это тот самый метапредметный результат, к которому стремятся учителя-филологи в ОУ.
Кажется невозможным достижение этого уровня в наш цифоровой технократический век.
Но если учитель сам умеет читать с увлечением, умеет ощущать вкус авторского слова, то это вполне осуществимо.
Требования к результатам освоения учебных программ в соответствии с ФГОС ООО основаны на формировании УУД. Задачей учителя-филолога является формирование их в процессе изучения предметной области "Филология".
Как решить эту задачу? Для этого требуются новые УМК.
Что предложено сейчас учителю? Оказывается, что выбор УМК уже сейчас есть. Нужно только выбрать СВОЙ УМК, тот который позволит учителю решить поставленные ФГОС ООО задачи.
Например, УМК Б.А.Ланина "Литература 5-9 классы". В Примерной программе "Литература" ООО сказано: "Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально)."
Что предлагает УМК? Реализуется ли деятельностный подход, направлены ли задания для учащися на формирование УУД?
Попробуем ответить на поставленные вопросы.
Тема учебного занятия:
Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк".
Учебник "Литература 8 класс" под ред. Б.А. Ланина, рекомендован Минобром РФ, соответствует федеральному компоненту ФГОС ООО, М., Издательский центр "Вентана-Граф", 2010 г.
С. 86 раздел "Решаем читательские задачи".
Вопрос № 6: Почему Бирюк отпускает пойманного мужика: из жалости к нему, из сочувствия к его бедности или потому, что он исполнен презрения к хозяйской собственности?
Для ответа на этот вопрос учащийся должен:
1. Сделать выбор из предложенных вариантов ответа.
2. На основе рассуждения найти аргументы своему выбору.
3. Объяснить позицию автора и сравнить со своей собственной.
4. Завершить своё рассуждение выводом.
Какие УУД формируются в этом случае:
1. Личностные: самосознание и самоопределение; смыслообразование; нравственно этическая ориентация.
2. Регулятивные.
На этапе анализа (введения) в проблемную ситуацию:
постановка цели; анализ и решение поставленной учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (поиск и анализ аргументов).
На этапе синтеза проблемной ситуации: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата рассуждения.
На рефлексивно-оценочном этапе: оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; формирование способности к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость в ситуации неудачи, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Какие предметные задачи решаются: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
В результате анализ только одного задания УМК Б.А. Ланина "Литература" приходим к выводу о целесообразности его использования в процессе обучения; адаптивности и соотвествия основынм требованиям ФГОС ООО. Булатова Татьяна Викторовна.
Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], Sat, 01/12/2012 - 17:53).
Любовь к чтению - это тот самый метапредметный результат, к которому стремятся учителя-филологи в ОУ.
Кажется невозможным достижение этого уровня в наш цифоровой технократический век.
Но если учитель сам умеет читать с увлечением, умеет ощущать вкус авторского слова, то это вполне осуществимо.
Требования к результатам освоения учебных программ в соответствии с ФГОС ООО основаны на формировании УУД. Задачей учителя-филолога является формирование их в процессе изучения предметной области "Филология".
Как решить эту задачу? Для этого требуются новые УМК.
Что предложено сейчас учителю? Оказывается, что выбор УМК уже сейчас есть. Нужно только выбрать СВОЙ УМК, тот который позволит учителю решить поставленные ФГОС ООО задачи.
Например, УМК Б.А.Ланина "Литература 5-9 классы". В Примерной программе "Литература" ООО сказано: "Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально)."
Что предлагает УМК? Реализуется ли деятельностный подход, направлены ли задания для учащися на формирование УУД?
Попробуем ответить на поставленные вопросы.
Тема учебного занятия:
Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк".
Учебник "Литература 8 класс" под ред. Б.А. Ланина, рекомендован Минобром РФ, соответствует федеральному компоненту ФГОС ООО, М., Издательский центр "Вентана-Граф", 2010 г.
С. 86 раздел "Решаем читательские задачи".
Вопрос № 6: Почему Бирюк отпускает пойманного мужика: из жалости к нему, из сочувствия к его бедности или потому, что он исполнен презрения к хозяйской собственности?
Для ответа на этот вопрос учащийся должен:
1. Сделать выбор из предложенных вариантов ответа.
2. На основе рассуждения найти аргументы своему выбору.
3. Объяснить позицию автора и сравнить со своей собственной.
4. Завершить своё рассуждение выводом.
Какие УУД формируются в этом случае:
1. Личностные: самосознание и самоопределение; смыслообразование; нравственно этическая ориентация.
2. Регулятивные.
На этапе анализа (введения) в проблемную ситуацию:
постановка цели; анализ и решение поставленной учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (поиск и анализ аргументов).
На этапе синтеза проблемной ситуации: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата рассуждения.
На рефлексивно-оценочном этапе: оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; формирование способности к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость в ситуации неудачи, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Какие предметные задачи решаются: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
В результате анализ только одного задания УМК Б.А. Ланина "Литература" приходим к выводу о целесообразности его использования в процессе обучения; адаптивности и соотвествия основынм требованиям ФГОС ООО.
Булатова Татьяна Викторовна.
Булатова Татьяна Викторовна