Цель: познакомить с характерными чертами музыки народов
Закавказья, творчеством А. Хачатуряна; учить анализировать
музыкальное произведение путём сопоставления и сравнения
интонации нескольких произведений; разучить песню «Цыплята»
Г. Гусейнли на слова Т. Муталлибова; развивать исполнительское
Мастерство учащихся, их музыкальную память; прививать любовь к музыке своей Родины, уважение и интерес к музыке
других народов.
Оборудование: мультимедийная установка, проигрыватель. музыкальные инструменты, фортепиано.
Ход урока
1.Организационный момент. Вход в класс под музыку.
Встали, подравнялись.
Дети садятся на свои места.
(На фоне звучания кавказской музыки) зачитываю стихотворение.
Мне горы Кавказа, любовь подарили.
Быть сильной, не слабой, они научили.
Не помощи ждать, а самой помогать.
Нас с детства учила, этому мать.
Я горы Кавказа безумно люблю.
И это мой друг, я тебе повторю.
Кавказские горы, Казбек и Эльбрус.
Туда поднимается горец, не трус.
О горы Кавказа, величие, мощь.
Мне породниться с Вами пришлось.
Горы Кавказа, всем силы дают.
А путник найдет там, хлеб, и приют.
Есть горная речка и вечный ледник.
Холодный и чистый, как слеза, родник.
Горячий лаваш, там к столу подают.
Там горцы, красивые песни поют.
- Ребята, о чем это стихотворение?
- О каких горах идет речь?
- Какими словами выражает автор свое отношение к Кавказу?
С каким настроением писал автор это стихотворение?
- Какой народ живет на Кавказе?
Правильно – это стихотворение о горах Кавказа, где живет замечательный народ. Сформулируйте тему нашего урока?
Сегодня мы с вами с вами совершим «путешествия» в разные страны, знакомимся с их музыкальной культурой. В каких странах мы уже побывали? (Украина, Россия, Германия, Франция, Италия)
-Люди в этих странах говорят на одном языке? (Нет, у каждого народа свой язык).
- А музыкальные инструменты у разных народов одинаковые?
( Нет, но они могут быть похожие)
- Правильно, у каждого народа свой язык, свои народные музыкальные инструменты. Своя история. А что общего у людей? (Чувства).
- Какие чувства испытывают все люди?
(Любовь, радость, огорчение, и другие).
- А как можно выразить свои чувства?
(Словами, поступками, а также музыкой.)
- Что помогает людям жить в мире и согласии друг с другом? (Дружба, взаимопонимание, уважение).
- Дружба, взаимопонимание и уважение к другим людям будут необходимы в нашем «путешествии».
Сегодня мы отправимся в страны Закавказья, в Грузию, Армению и Азербайджан. В путь!
3.Беседа о странах Закавказья, их природе, населении, его характере.
Природе Закавказья характерно множество гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, туннели, тайные тропы, много густых лесов, а есть поляны, где пасётся скот (бараны, овцы), много виноградников. Днём бывает много солнца, а ночи всегда холодные, воздух свеж, чист, прозрачен; хорошо прослушивается эхо в горах. (Слайд №1)
Народ живёт тут быстрый, горячий; люди общительные, любят петь и танцевать. Говор гортанный, быстрый. Люди эти темпераментные, так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Строгий цвет характерен для их костюмов. (Слайд №2)
Развиты поделки из металла (чеканка, ювелирные изделия), всегда они славились изготовлением оружия. (Слайд №3)
Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград, делает всемирно известное вино. (Слайд №4)
В годы войны в Грузии было более всего героев. Смелые, мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются на национальных традициях. (Слайд №5)
4. Слушание грузинского народного танца «Лезгинка».
- Характер закавказской музыки отражает характер живущих здесь народов, особые черты народного языка. Послушайте грузинский народный танец «Лезгинка». Из словаря эмоциональных состояний выберите слова, определяющие характер музыки.
- Какое из средств музыкальной выразительности играет в «Лезгинке» ведущую роль? (Ритм, темп)
5. Исполнение на детских шумовых инструментах.
- А теперь дополним эту музыку своим ансамблем, имеющимися у нас сегодня ударными инструментами.
(учитель раздаёт детям бубны, треугольники, маракасы)
7.Слушание грузинской народной песни «Сулико»
- Но бывает грузинская музыка и очень певучей, распевной, лиричной, например, народная песня «Сулико».
(звучит песня)
Я могилу милой искал,
Сердце мне томила тоска.
Сердцу без любви нелегко.
Где же ты, моя Сулико?
Увидал я розу в лесу,
Что лила, как слёзы, росу.
Ты ль так расцвела далеко,
Милая моя Сулико?
Над любимой розой своей
Прятался в ветвях соловей.
Я спросил, вдохнув глубоко:
«Ты ли здесь, моя Сулико?»
Клювом к лепесткам он прильнул
И лесов будя тишину,
Зазвенела трель соловья,
Будто он сказал: «Это я!»
- Вот такие разные мелодии, и всё это – один народ.
8.Беседа о творчестве А. И. Хачатуряна. (Слайд №6)
Обратимся к композиторской музыке Закавказья.
Арам Ильич Хачатурян был человеком высокой музыкальной культуры. Армянин по происхождению, он учился у русских музыкантов и вобрал в себя как родную армянскую народную музыку, так и музыку великих русских композиторов. Музыка А. Хачатуряна-необычайно прекрасный мир восточных образов- пронизанный стихией танца. Во всём мире известны его балеты «Гаянэ» и «Спартак». Одно из самых популярных произведений
«Танец с саблями».
(звучит музыка)
- Как звучала музыка?
- Какую характерную особенность музыки народов Закавказья вы отметите? (танцевальность)
9.Физминутка.
Руки вверх, на бочок
Разжимаем, в кулачок
Разжимаем, на бочок
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь.
10. Распевка.
«Где пропадал ты, бедный барашек»
11. Анализ и разучивание песни Г. Гусейнли «Цыплята».
А сейчас мы обратимся к азербайджанской музыке. Прослушайте песню на азербайджанском языке и попробуйте догадаться, о чём в ней рассказывается.
(звучит музыка)
- Как вам показалось, о чём песенка?
(о добром, весёлом, шуточном)
Ребята, песня называется «Цыплята», сочинили её азербайджанские авторы Г.Гусейнли и Т. Муталлибов.
(звучит песня на русском языке)
-Охарактеризуйте мелодию. (отрывисто, суетливо)
Разучивание первого куплета:
-показ учителя, знакомство с понятием «пропевание»
-повторение по фразам
-исполнение группами разного состава.
12. Подведение итогов урока. Рефлексия. Исполнение песни «Большой хоровод» К. Жигалкиной и А. Хайта.
-На уроке мы с вами пели, слушали музыку, танцевали, исполняли музыку. Что вам больше всего понравилось?
- В каких странах мы побывали?
- Какие произведения мы прослушали?
- Какую песню разучили?
- Нужен ли нам был переводчик, что бы понять музыку?
- Какой вывод сделаем?(Музыка-язык, который не требует перевода.)
- Какие чувства воспитывает и открывает в нас музыка?
- Давайте закончим наш урок песней «Большой хоровод».Ведь музыка и дружба объединяют и роднят всех людей на свете.
Представляю Конспект урока в 4 классе
Тема: "Музыка народов Закавказья"
Цель: познакомить с характерными чертами музыки народов
Закавказья, творчеством А. Хачатуряна; учить анализировать
музыкальное произведение путём сопоставления и сравнения
интонации нескольких произведений; разучить песню «Цыплята»
Г. Гусейнли на слова Т. Муталлибова; развивать исполнительское
Мастерство учащихся, их музыкальную память; прививать любовь к музыке своей Родины, уважение и интерес к музыке
других народов.
Оборудование: мультимедийная установка, проигрыватель. музыкальные инструменты, фортепиано.
Ход урока
1.Организационный момент. Вход в класс под музыку.
Встали, подравнялись.
Дети садятся на свои места.
(На фоне звучания кавказской музыки) зачитываю стихотворение.
Мне горы Кавказа, любовь подарили.
Быть сильной, не слабой, они научили.
Не помощи ждать, а самой помогать.
Нас с детства учила, этому мать.
Я горы Кавказа безумно люблю.
И это мой друг, я тебе повторю.
Кавказские горы, Казбек и Эльбрус.
Туда поднимается горец, не трус.
О горы Кавказа, величие, мощь.
Мне породниться с Вами пришлось.
Горы Кавказа, всем силы дают.
А путник найдет там, хлеб, и приют.
Есть горная речка и вечный ледник.
Холодный и чистый, как слеза, родник.
Горячий лаваш, там к столу подают.
Там горцы, красивые песни поют.
- Ребята, о чем это стихотворение?
- О каких горах идет речь?
- Какими словами выражает автор свое отношение к Кавказу?
С каким настроением писал автор это стихотворение?
- Какой народ живет на Кавказе?
Правильно – это стихотворение о горах Кавказа, где живет замечательный народ. Сформулируйте тему нашего урока?
Сегодня мы с вами с вами совершим «путешествия» в разные страны, знакомимся с их музыкальной культурой. В каких странах мы уже побывали? (Украина, Россия, Германия, Франция, Италия)
-Люди в этих странах говорят на одном языке? (Нет, у каждого народа свой язык).
- А музыкальные инструменты у разных народов одинаковые?
( Нет, но они могут быть похожие)
- Правильно, у каждого народа свой язык, свои народные музыкальные инструменты. Своя история. А что общего у людей? (Чувства).
- Какие чувства испытывают все люди?
(Любовь, радость, огорчение, и другие).
- А как можно выразить свои чувства?
(Словами, поступками, а также музыкой.)
- Что помогает людям жить в мире и согласии друг с другом? (Дружба, взаимопонимание, уважение).
- Дружба, взаимопонимание и уважение к другим людям будут необходимы в нашем «путешествии».
Сегодня мы отправимся в страны Закавказья, в Грузию, Армению и Азербайджан. В путь!
3.Беседа о странах Закавказья, их природе, населении, его характере.
Природе Закавказья характерно множество гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, туннели, тайные тропы, много густых лесов, а есть поляны, где пасётся скот (бараны, овцы), много виноградников. Днём бывает много солнца, а ночи всегда холодные, воздух свеж, чист, прозрачен; хорошо прослушивается эхо в горах. (Слайд №1)
Народ живёт тут быстрый, горячий; люди общительные, любят петь и танцевать. Говор гортанный, быстрый. Люди эти темпераментные, так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Строгий цвет характерен для их костюмов. (Слайд №2)
Развиты поделки из металла (чеканка, ювелирные изделия), всегда они славились изготовлением оружия. (Слайд №3)
Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград, делает всемирно известное вино. (Слайд №4)
В годы войны в Грузии было более всего героев. Смелые, мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются на национальных традициях. (Слайд №5)
4. Слушание грузинского народного танца «Лезгинка».
- Характер закавказской музыки отражает характер живущих здесь народов, особые черты народного языка. Послушайте грузинский народный танец «Лезгинка». Из словаря эмоциональных состояний выберите слова, определяющие характер музыки.
(звучит музыка)
- Как звучит музыка?
Стремительно, бодро, весело, задорно, энергично, быстро.
- Какое из средств музыкальной выразительности играет в «Лезгинке» ведущую роль? (Ритм, темп)
5. Исполнение на детских шумовых инструментах.
- А теперь дополним эту музыку своим ансамблем, имеющимися у нас сегодня ударными инструментами.
(учитель раздаёт детям бубны, треугольники, маракасы)
7.Слушание грузинской народной песни «Сулико»
- Но бывает грузинская музыка и очень певучей, распевной, лиричной, например, народная песня «Сулико».
(звучит песня)
Я могилу милой искал,
Сердце мне томила тоска.
Сердцу без любви нелегко.
Где же ты, моя Сулико?
Увидал я розу в лесу,
Что лила, как слёзы, росу.
Ты ль так расцвела далеко,
Милая моя Сулико?
Над любимой розой своей
Прятался в ветвях соловей.
Я спросил, вдохнув глубоко:
«Ты ли здесь, моя Сулико?»
Клювом к лепесткам он прильнул
И лесов будя тишину,
Зазвенела трель соловья,
Будто он сказал: «Это я!»
- Вот такие разные мелодии, и всё это – один народ.
8.Беседа о творчестве А. И. Хачатуряна. (Слайд №6)
Обратимся к композиторской музыке Закавказья.
Арам Ильич Хачатурян был человеком высокой музыкальной культуры. Армянин по происхождению, он учился у русских музыкантов и вобрал в себя как родную армянскую народную музыку, так и музыку великих русских композиторов. Музыка А. Хачатуряна-необычайно прекрасный мир восточных образов- пронизанный стихией танца. Во всём мире известны его балеты «Гаянэ» и «Спартак». Одно из самых популярных произведений
«Танец с саблями».
(звучит музыка)
- Как звучала музыка?
- Какую характерную особенность музыки народов Закавказья вы отметите? (танцевальность)
9.Физминутка.
Руки вверх, на бочок
Разжимаем, в кулачок
Разжимаем, на бочок
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь.
10. Распевка.
«Где пропадал ты, бедный барашек»
11. Анализ и разучивание песни Г. Гусейнли «Цыплята».
А сейчас мы обратимся к азербайджанской музыке. Прослушайте песню на азербайджанском языке и попробуйте догадаться, о чём в ней рассказывается.
(звучит музыка)
- Как вам показалось, о чём песенка?
(о добром, весёлом, шуточном)
Ребята, песня называется «Цыплята», сочинили её азербайджанские авторы Г.Гусейнли и Т. Муталлибов.
(звучит песня на русском языке)
-Охарактеризуйте мелодию. (отрывисто, суетливо)
Разучивание первого куплета:
-показ учителя, знакомство с понятием «пропевание»
-повторение по фразам
-исполнение группами разного состава.
12. Подведение итогов урока. Рефлексия. Исполнение песни «Большой хоровод» К. Жигалкиной и А. Хайта.
-На уроке мы с вами пели, слушали музыку, танцевали, исполняли музыку. Что вам больше всего понравилось?
- В каких странах мы побывали?
- Какие произведения мы прослушали?
- Какую песню разучили?
- Нужен ли нам был переводчик, что бы понять музыку?
- Какой вывод сделаем?(Музыка-язык, который не требует перевода.)
- Какие чувства воспитывает и открывает в нас музыка?
- Давайте закончим наш урок песней «Большой хоровод».Ведь музыка и дружба объединяют и роднят всех людей на свете.
(исполняется песня)
13. Выставление оценок за работу на уроке.
14. Домашнее задание.
Нарисовать символику дружбы народов.