Как сообщили в правительстве, региональная программа оптимизации и модернизации системы общего образования уже прошла экспертизу и получила одобрение минобразования. Во всех районах разработаны собственные планы по оптимизации. Основной курс взят на реорганизацию малокомплектных сельских школ. Шесть из них к 1 сентября будут ликвидированы. Остальные школы присоединят к другим образовательным учреждениям, а их здания будут закрыты. По оценкам специалистов облдепартамента образования, в результате оптимизации будет освобождено 50 зданий бывших сельских школ и их филиалов.
- В них отмечается значительное отставание показателей эффективности от среднероссийских, - пояснила начальник областного управления образования и молодежной политики Татьяна Мартынова. - Из 457 общеобразовательных учреждений 131 является малокомплектным. Из 213 сельских школ в 162 учатся менее двадцати человек. Средняя наполняемость классов в сельской местности - всего пять человек, в то время как по России этот показатель в среднем составляет девять человек.
По словам Татьяны Мартыновой, выполнение поставленных правительством страны задач по оптимизации системы образования позволит региону получить федеральные субсидии на укрепление материально-технической базы школ. Это "высвободит" региональные средства, которые будут направлены на увеличение зарплаты учителям с 1 сентября текущего года. Власти обещают поднять уровень учительского заработка до среднего по региону. То есть, зарплата школьных педагогов должна составить порядка 14 тысяч рублей в месяц.
Однако у процесса оптимизации есть немало противников. По их мнению, запланированное объединение сельских школ принесет много проблем. В частности, детей придется подвозить к новому месту учебы. И даже если удастся приобрести необходимое для этого количество автобусов, состояние дорог все равно не выдерживает критики. По данным департамента образования, 71 километр дорог, соединяющих школы, нуждаются в ремонте и строительстве остановок. Около 20 километров являются "участками дорог" муниципального значения, а у местных властей нет средств на их ремонт и содержание.
- Допустим, для "оптимизированной" школы будет приобретен автобус, - говорит депутат облсовета Евгений Мельник. - Но грейдер для нее никто не купит, чтобы он очищал дорогу от снега. Получается, что зимой мы превратим деревенских детей в "филиппков", которым придется пешком преодолевать километры до новой школы.
Идея создания интернатов при "укрупненных" сельских школах тоже не нашла поддержки. Около 85 процентов опрошенных родителей, проживающих в сельской местности, категорически возражают против того, чтобы их дети оставались в другой деревне с ночевкой.
Комментарий:
Василий Иконников, депутат орловского облсовета:
- Нам все время говорят, что оптимизация системы образования - это отлично. Но никто не говорит о том, куда она ведет и куда может привести в конечном итоге. Многие родители обращаются к властям с просьбой не закрывать школу, потому что это "поставит крест" на деревне. Пока в ней есть школа, она будет жить. Там будет оставаться молодежь, рождаться дети. Закрывая школы, мы создаем социальное напряжение на селе.
Как сообщили в правительстве, региональная программа оптимизации и модернизации системы общего образования уже прошла экспертизу и получила одобрение минобразования. Во всех районах разработаны собственные планы по оптимизации. Основной курс взят на реорганизацию малокомплектных сельских школ. Шесть из них к 1 сентября будут ликвидированы. Остальные школы присоединят к другим образовательным учреждениям, а их здания будут закрыты. По оценкам специалистов облдепартамента образования, в результате оптимизации будет освобождено 50 зданий бывших сельских школ и их филиалов.
- В них отмечается значительное отставание показателей эффективности от среднероссийских, - пояснила начальник областного управления образования и молодежной политики Татьяна Мартынова. - Из 457 общеобразовательных учреждений 131 является малокомплектным. Из 213 сельских школ в 162 учатся менее двадцати человек. Средняя наполняемость классов в сельской местности - всего пять человек, в то время как по России этот показатель в среднем составляет девять человек.
По словам Татьяны Мартыновой, выполнение поставленных правительством страны задач по оптимизации системы образования позволит региону получить федеральные субсидии на укрепление материально-технической базы школ. Это "высвободит" региональные средства, которые будут направлены на увеличение зарплаты учителям с 1 сентября текущего года. Власти обещают поднять уровень учительского заработка до среднего по региону. То есть, зарплата школьных педагогов должна составить порядка 14 тысяч рублей в месяц.
Однако у процесса оптимизации есть немало противников. По их мнению, запланированное объединение сельских школ принесет много проблем. В частности, детей придется подвозить к новому месту учебы. И даже если удастся приобрести необходимое для этого количество автобусов, состояние дорог все равно не выдерживает критики. По данным департамента образования, 71 километр дорог, соединяющих школы, нуждаются в ремонте и строительстве остановок. Около 20 километров являются "участками дорог" муниципального значения, а у местных властей нет средств на их ремонт и содержание.
- Допустим, для "оптимизированной" школы будет приобретен автобус, - говорит депутат облсовета Евгений Мельник. - Но грейдер для нее никто не купит, чтобы он очищал дорогу от снега. Получается, что зимой мы превратим деревенских детей в "филиппков", которым придется пешком преодолевать километры до новой школы.
Идея создания интернатов при "укрупненных" сельских школах тоже не нашла поддержки. Около 85 процентов опрошенных родителей, проживающих в сельской местности, категорически возражают против того, чтобы их дети оставались в другой деревне с ночевкой.
Комментарий:
Василий Иконников, депутат орловского облсовета:
- Нам все время говорят, что оптимизация системы образования - это отлично. Но никто не говорит о том, куда она ведет и куда может привести в конечном итоге. Многие родители обращаются к властям с просьбой не закрывать школу, потому что это "поставит крест" на деревне. Пока в ней есть школа, она будет жить. Там будет оставаться молодежь, рождаться дети. Закрывая школы, мы создаем социальное напряжение на селе.