Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов
ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
· соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);
· научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
· соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
· отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
· оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.
При оценке ЭОР традиционные критерии, безусловно, должны использоваться, экспертиза по этим критериям хорошо отработана (пример - учебники), поэтому разумно вынести эти оценки за рамки, и сосредоточится на инновационных качествах ЭОР и соответствующих критериях оценки.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
o получение информации;
o практические занятия;
o аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
· интерактив;
· мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);
· моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
· производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).
Понятно, что оценить качество ЭОР можно по степени использования новых инструментов, однако на деле это не так просто – слишком трудно определиться в пятимерном пространстве.
Требуется максимально формализовать процедуру, резко уменьшить размерность задачи. Для этого можно воспользоваться зависимостью всех других инструментов от первого. Дело в том, что интерактив является стержневым, всегда (но в разной степени) присутствующим инструментом. Все другие новые педагогические инструменты используются только вместе с первым, создавая ему среду применения.
Тогда можно ввести одномерную шкалу измерения инновационных качеств ЭОР по уровню интерактивности.
По материалам статьи: ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы.
Комментарий был изменен с момента создания (VelbikSA, Sat, 12/02/2011 - 01:45).
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов
ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.
К традиционным относятся:
· соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);
· научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
· соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
· отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
· оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.
При оценке ЭОР традиционные критерии, безусловно, должны использоваться, экспертиза по этим критериям хорошо отработана (пример - учебники), поэтому разумно вынести эти оценки за рамки, и сосредоточится на инновационных качествах ЭОР и соответствующих критериях оценки.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
o получение информации;
o практические занятия;
o аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
· интерактив;
· мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);
· моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);
· коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);
· производительность (в данном случае – производительность труда пользователя).
Понятно, что оценить качество ЭОР можно по степени использования новых инструментов, однако на деле это не так просто – слишком трудно определиться в пятимерном пространстве.
Требуется максимально формализовать процедуру, резко уменьшить размерность задачи. Для этого можно воспользоваться зависимостью всех других инструментов от первого. Дело в том, что интерактив является стержневым, всегда (но в разной степени) присутствующим инструментом. Все другие новые педагогические инструменты используются только вместе с первым, создавая ему среду применения.
Тогда можно ввести одномерную шкалу измерения инновационных качеств ЭОР по уровню интерактивности.
По материалам статьи: ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы.