При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей большую роль имеет игра. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе, все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Согласно классификации детских игр, разработанной С.Л.Новосёловой, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого), выделяются три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры: игра -- экспериментирование;самостоятельные сюжетные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие - дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры - игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
З. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым); творческие игры. К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.
Интересные экологические игры можно найти здесь http://www.i-deti.ru/,www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik13/Doc16.HTM,http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/eco.htm.http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm,http://excelion.ru/razvlechenija-i-otdyh/mir-vokrug-nas/chto-takoe-ekologicheskaja-igra-igry-na-lesnoj-progulke.html, ТРИЗ-игры-http://www.trizminsk.org/e/prs/23301602.htm
Используя современную мультимедиа технику, можно разрабатывать компьютерные игры, в которых могут играть 1 или несколько детей сразу.
«Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить».
А.М. Горький
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей большую роль имеет игра. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе, все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Согласно классификации детских игр, разработанной С.Л.Новосёловой, в основе которой лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого), выделяются три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) - самостоятельные игры: игра -- экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие - дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры - игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
З. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым); творческие игры. К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.
Интересные экологические игры можно найти здесь http://www.i-deti.ru/, www.wildnet.ru/Russian/Sbornik/sbornik13/Doc16.HTM, http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/eco.htm. http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm, http://excelion.ru/razvlechenija-i-otdyh/mir-vokrug-nas/chto-takoe-ekologicheskaja-igra-igry-na-lesnoj-progulke.html, ТРИЗ-игры - http://www.trizminsk.org/e/prs/23301602.htm
Используя современную мультимедиа технику, можно разрабатывать компьютерные игры, в которых могут играть 1 или несколько детей сразу.