Юлия Петровна, здравствуйте. Я достаточно часто даю разноуровневые задания, но с такой проблемой не сталкивалась. Даже наоборот, поначалу детям свойственно завышать свою планку и переоценивать свои силы. Дело в том, что подобные задания и оцениваются по-разному. Самые лёгкие «весят» очень мало, и на хорошую отметку надо решить достаточно много, и соответственно, наоборот – трудных задач достаточно решить 2-3, чтобы получить высокую отметку. Вот и бросаются на самые тяжёлые, с надеждой быстро справиться. Но постепенно дети начинают адекватно оценивать свои силы, и сами могут определить свой уровень. И много детей, которым скучно решать лёгкие задачи. Они целенаправленно выбирают себе посложнее задания. Но это относится уже больше к старшеклассникам.
Небольшая хитрость заключена здесь в критериях оценивания. Например, я составляю оценочную шкалу так, чтобы не было возможности получить «5», решив только кучу заданий на «3». Примерно по такому же принципу я составляю шкалу перевода баллов в четвертные отметки при балльно-рейтинговой системе оценивания по геометрии. Если ученик работает только на уроке – устные ответы, письменные работы – максимальная отметка, которую он может получить – «4». Для пятёрки надо либо решить четвертную олимпиаду по геометрии (кстати, там тоже задачи разноуровневые), либо выполнить проектную работу и отчитаться по ней. И когда я ввела эту систему, очень много не самых сильных и хорошо успевающих детей стали пробовать решать олимпиадные задачи (конечно же, в надежде получить повыше четвертную отметку), причём было много разных и интересных решений (пусть даже не всегда правильных), и это было для меня приятной неожиданностью. Но, естественно, есть небольшой процент детей, о которых Вы пишите. Детей, уже привыкших иметь отметку между двойкой и тройкой, привыкших не утруждать себя работой, но таких действительно очень малый процент. И одна из причин, побудивших меня ввести новую систему оценивания – желание «расшевелить» таких детей. Вот они-то не очень довольны новой системой, т. к. теперь даже чтобы получить «3», надо неплохо «поработать». А всех остальных ребят новая система пока устраивает.
Юлия Петровна, здравствуйте. Я достаточно часто даю разноуровневые задания, но с такой проблемой не сталкивалась. Даже наоборот, поначалу детям свойственно завышать свою планку и переоценивать свои силы. Дело в том, что подобные задания и оцениваются по-разному. Самые лёгкие «весят» очень мало, и на хорошую отметку надо решить достаточно много, и соответственно, наоборот – трудных задач достаточно решить 2-3, чтобы получить высокую отметку. Вот и бросаются на самые тяжёлые, с надеждой быстро справиться. Но постепенно дети начинают адекватно оценивать свои силы, и сами могут определить свой уровень. И много детей, которым скучно решать лёгкие задачи. Они целенаправленно выбирают себе посложнее задания. Но это относится уже больше к старшеклассникам.
Небольшая хитрость заключена здесь в критериях оценивания. Например, я составляю оценочную шкалу так, чтобы не было возможности получить «5», решив только кучу заданий на «3». Примерно по такому же принципу я составляю шкалу перевода баллов в четвертные отметки при балльно-рейтинговой системе оценивания по геометрии. Если ученик работает только на уроке – устные ответы, письменные работы – максимальная отметка, которую он может получить – «4». Для пятёрки надо либо решить четвертную олимпиаду по геометрии (кстати, там тоже задачи разноуровневые), либо выполнить проектную работу и отчитаться по ней. И когда я ввела эту систему, очень много не самых сильных и хорошо успевающих детей стали пробовать решать олимпиадные задачи (конечно же, в надежде получить повыше четвертную отметку), причём было много разных и интересных решений (пусть даже не всегда правильных), и это было для меня приятной неожиданностью. Но, естественно, есть небольшой процент детей, о которых Вы пишите. Детей, уже привыкших иметь отметку между двойкой и тройкой, привыкших не утруждать себя работой, но таких действительно очень малый процент. И одна из причин, побудивших меня ввести новую систему оценивания – желание «расшевелить» таких детей. Вот они-то не очень довольны новой системой, т. к. теперь даже чтобы получить «3», надо неплохо «поработать». А всех остальных ребят новая система пока устраивает.