Урок- это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, основная форма организации обучения в современной школе. В нем находятся все основные компоненты учебно-воспитательного процесса6 цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и ученика.
Стало совершенно очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал.
Дети, общество хотят видеть в современном учителе педагога эрудиционного типа, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого гордого, способного к рефлексии, способному к научному анализу своих изобретений.
С другой стороны, в самой учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, специалистов с высокими степенями, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития.
Я не буду перечислять модели открытых уроков, т. к. отношусь к читателям темы как к профессионалам, знакомых с данным разделом методики преподавания. Перечислю лишь те факторы, которые зачастую «толкают» нас с вами на проведение открытых уроков.
Присвоение по итогам аттестации более высокого разряда.
Выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта учителя.
Направление на районный, городской конкурс профессионального мастерства.
Награждение грамотой, дипломом.
Предоставление права самоконтроля, самоанализа, самообобщения накопленного опыта и представления полученных результатов администрации и коллективу школы.
Предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме.
Награждение премией, надбавка к окладу.
Награждение ценным подарком.
Подготовка очерка или отчета в местной печати и школьной газете.
Выпуск листовки или буклета с изложением инноваций и достижений педагога в работе.
Выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки (стипендия).
Таким образом, я рассматриваю открытый урок не как случайное событие, обязательное для учителя, но как целостный процесс, характерный для лучших учителей, способных быть маяками, или вернее, лоцманами, в деле повышения качества образования детей.
Отношение к проведению открытых уроков показывает характер школьной демократии: либо это силовое решение и обязательное навязывание педагогам, либо это профессиональное желание педагогов продемонстрировать свои педагогические достижения.
Эффектным проявлением административной готовности к проведению открытых мероприятий можно считать фазу предварительных договоренностей, в ходе которых формулируются задания или некоторые условия, определяются критерии успешности. Выстраивается фабула деятельности педагога в ходе показа своих достижений и определяются возможные стимулы.
Критериями успешности можно считать:
Удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся.
Наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны.
Факт достижения заявленных целей.
Возможность использования показанного опыта в работе коллег.
Наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс.
Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.
Учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних).
Использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств.
Разумное соотношение репродуктивного, репетиционного и поискового. Творческого.
Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы, что готовиться к открытому уроку необходимо каждый день, каждый час, который ты проводишь в своем классе, ведь именно те рядовые уроки и служат базой ( основой) открытого урока. К уроку необходимо подойти, «созреть», чтобы за 40 минут суметь не только передать учащимся необходимые знания, но и суметь показать все методические приемы, которыми владеешь в совершенстве.
Однако нужно помнить, что учесть все факторы, влияющие на успешное осуществление намеченного, невозможно. Кто-то из детей, на кого надеялся учитель, может заболеть и не быть в школе, накануне открытого урока в классе мог произойти конфликт с другим учителем на предыдущих уроках в этот день, многие дети, как и взрослые, метеочувствительны, и их самочувствие может ухудшиться из-за перепадов атмосферного давления и т.д.
Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств.
Учитель- мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвидимой ситуации. Учителем ведь были названы ранее продуманные запасные методические варианты, а необходимость в каких-то из них может возникнуть экспромтом. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.
Один из важных факторов, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны, понятны те моменты, где учитель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях учащихся.
С другой стороны, в самой учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, специалистов с высокими степенями, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития.
Отношение к проведению открытых уроков показывает характер школьной демократии: либо это силовое решение и обязательное навязывание педагогам, либо это профессиональное желание педагогов продемонстрировать свои педагогические достижения.
Эффектным проявлением административной готовности к проведению открытых мероприятий можно считать фазу предварительных договоренностей, в ходе которых формулируются задания или некоторые условия, определяются критерии успешности. Выстраивается фабула деятельности педагога в ходе показа своих достижений и определяются возможные стимулы.
Критериями успешности можно считать:
Учитывая это, педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств.
Учитель- мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвидимой ситуации. Учителем ведь были названы ранее продуманные запасные методические варианты, а необходимость в каких-то из них может возникнуть экспромтом. Все это не следует сразу расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.
Один из важных факторов, который пока трудно дается всем: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны, понятны те моменты, где учитель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностях учащихся.