Определяющим понятием (и показателем) саморазвития личности выступает рефлексия. Рефлексия – не только познание человеком самого себя в определенной ситуации и в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти. Здесь открывается потенциал самооценки деятельности, фиксирующий продвижение не относительно «заоблачного идеала», мифопоэтической модели личности, а относительно предыдущего рефлексивного среза «Я» в сравнении с собой же. Деятельность (в горизонтах саморазвития) в сопоставлении с указанными на предыдущем этапе самооценивания векторами совершенствования, точками роста, преодолёнными и непреодолёнными рисками, реализованными и нереализованными возможностями. Самооценивание позволяет найти противоречия, выявить проблемы образовательного процесса, ускорить их разрешение и осмысленно сформулировать новые цели и задачи деятельности, провести ревизию используемых методов, отбор целесообразных, оптимальных, эффективных форм воспитания и обучения, предоставляющих каждому ребёнку право выбора индивидуальной образовательной траектории, установить диалоговые и конструктивные отношения между всеми субъектами образовательного процесса: педагогом — обучающимся — администрацией — родителями — социальными партнёрами ОУ. Инструменты самооценивания не только дают возможность педагогу (см. вложенный файл) представить результаты своей деятельности в том виде и в той форме, которые адекватны наиболее сильным сторонам его работы, но и демонстрируют процессы продвижения и готовность улучшать качество функционирования. Подобный подход снимает перекосы любой инспекторской проверки, предлагая «контролирующим органам» не столько выявлять несоответствия и указывать на пробелы квалификации, сколько высвечивать реальные точки роста, консультировать относительно дальнейшего улучшения профессиональной деятельности.
Определяющим понятием (и показателем) саморазвития личности выступает рефлексия. Рефлексия – не только познание человеком самого себя в определенной ситуации и в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти. Здесь открывается потенциал самооценки деятельности, фиксирующий продвижение не относительно «заоблачного идеала», мифопоэтической модели личности, а относительно предыдущего рефлексивного среза «Я» в сравнении с собой же. Деятельность (в горизонтах саморазвития) в сопоставлении с указанными на предыдущем этапе самооценивания векторами совершенствования, точками роста, преодолёнными и непреодолёнными рисками, реализованными и нереализованными возможностями. Самооценивание позволяет найти противоречия, выявить проблемы образовательного процесса, ускорить их разрешение и осмысленно сформулировать новые цели и задачи деятельности, провести ревизию используемых методов, отбор целесообразных, оптимальных, эффективных форм воспитания и обучения, предоставляющих каждому ребёнку право выбора индивидуальной образовательной траектории, установить диалоговые и конструктивные отношения между всеми субъектами образовательного процесса: педагогом — обучающимся — администрацией — родителями — социальными партнёрами ОУ. Инструменты самооценивания не только дают возможность педагогу (см. вложенный файл) представить результаты своей деятельности в том виде и в той форме, которые адекватны наиболее сильным сторонам его работы, но и демонстрируют процессы продвижения и готовность улучшать качество функционирования. Подобный подход снимает перекосы любой инспекторской проверки, предлагая «контролирующим органам» не столько выявлять несоответствия и указывать на пробелы квалификации, сколько высвечивать реальные точки роста, консультировать относительно дальнейшего улучшения профессиональной деятельности.