Учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Влияние учителя нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями. И поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальной проблемой современной педагогической психологии. В последнее время большое значение приобретает изучение педагогического выгорания.
Причиной педагогического выгорания являются следующие факторы – усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, избыток или недостаток веса, работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше, учитель рано приходит на работу и остается надолго, берет работу на дом, чувство неосознанного беспокойства, чувство обиды, чувство разочарования, неуверенность, раздражительность, чувство всемогущества, повышенное чувство ответственности за учащихся, ежедневный стресс.
Как снизить эффект профессионального выгораниz?
Выгорание – это момент, когда можно и нужно остановиться подумать, осмыслить свои эмоциональные ресурсы и личностные достижения. Можно отойти от условий, формирующих негатив, найти моменты позитива и пути их нахождения. Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Также профилактике способствуют:
· шоппинг;
· правильное распределение своего времени;
· подарки, сделанные самой себе;
· смена деятельности (с умственной на физическую и обратно);
Учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Влияние учителя нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями. И поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальной проблемой современной педагогической психологии. В последнее время большое значение приобретает изучение педагогического выгорания.
Причиной педагогического выгорания являются следующие факторы – усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, избыток или недостаток веса, работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше, учитель рано приходит на работу и остается надолго, берет работу на дом, чувство неосознанного беспокойства, чувство обиды, чувство разочарования, неуверенность, раздражительность, чувство всемогущества, повышенное чувство ответственности за учащихся, ежедневный стресс.
Как снизить эффект профессионального выгораниz?
Выгорание – это момент, когда можно и нужно остановиться подумать, осмыслить свои эмоциональные ресурсы и личностные достижения. Можно отойти от условий, формирующих негатив, найти моменты позитива и пути их нахождения. Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Также профилактике способствуют:
· шоппинг;
· правильное распределение своего времени;
· подарки, сделанные самой себе;
· смена деятельности (с умственной на физическую и обратно);
· путешествия;
· отдых;
· прием витаминов или лекарственных средств.
Койбагарова Марина Ахметьяровна, учитель биологии
МОУ "СОШ с. Тамбовки"
Харабалинского района
Астраханской области