«Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику»
Результаты исследования удовлетворенности обучающихся и их родителей МОУ «СОШ с.Новотулка» образованием.
См. прикрепленный файл.
Замысел психолого-педагогического исследования заключается во внедрении разработанных положений и идей в педагогическую практику, так как одним из требований к психолого-педагогическому исследованию является умение предвидеть развитие школьников и на этой основе умение разработать теорию и практику обучения и воспитания, подчинив их активному настоящему и будущему.
Основные этапы психолого-педагогического исследования и требования к нему.
I.Диагностический.
1.Обосновывается актуальность избранной темы.
2.Определяется и анализируется противоречие как несоответствие между желаемым и действительным состоянием.
3.Формулируется проблема.
II.Прогностический.
1.Определяется объект исследования, т.е. та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.д.).
2.Устанавливается предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект – процесс, а предмет – его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет – именно то, что исследуется. Например, объект исследования – процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования – психолого-педагогические возможности у учащихся 5-го класса при обучении математике.
3.Формулируется цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например, выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении географии. Основные требования к постановке цели следующие:
vреалистичность, посильность, достижимость;
vконтролируемость;
vоднозначность, представление в обобщенном виде конечного продукта исследования;
vпроверяемость цели, в отдельных случаях диагностируемость;
vопределенность во времени;
vоперациональность (распределение цели на задачи);
vсоответствие базовым ценностям ОУ.
4.Выдвигается научная гипотеза – развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположения не очевидно, его надо доказать. Гипотеза формулируется по типу: «Если…, то…» или «Чем…, тем…». Главное требование к гипотезе – проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки.
5.Ставятся задачи исследования – это частные, сравнительно самостоятельные подцели деятельности, направленные к общей цели исследования, к проверке гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя их состояния науки, нужд практики и собственных возможностей. Задачи должны отвечать на вопрос: какие промежуточные результаты надо получить, чтобы достичь цели и какие шаги нужно сделать при этом? Через задачу педагог-исследователь должен видеть возможное воплощение цели в конкретных педагогических достижениях. Обычно формулируются 2-4 задачи.
6.Планируются методы и средства исследования – определяются оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.
III. Организационный.
1.Определяются сроки и база исследования, в том числе контрольные классы.
2.Составляется план экспериментальной работы:
- изучение литературы и документации по проблеме;
- разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;
- сбор и обработка эмпирических данных;
- уточнение аппарата исследования;
- организация экспериментального исследования.
IV. Практический этап.
1.Оформление теоретического материала по проблеме.
2.Проведение эксперимента и анализа полученных данных.
3.Корректировка методик и построчное проведение эксперимента.
4.Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
V. Обобщающий.
1.Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.
2.Оформление демонстрационного материала.
VI. Внедренческий.
1.Переход к реализации созданных технологий, их распространение, передача опыта.
Актуальность исследования определяется требованиями развивающегося общества к своим членам и закономерностями развития ребенка. Тема исследования должна отразить, в чем будет состоять экспериментальное воздействие и на что оно будет направлено.
6. Методика каждого психолого-педагогического эксперимента уникальна, так как каждому виду исследования соответствует своя группа методов. Например, имеются:
vметоды дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого и т.д. эксперимента;
vметоды лабораторного и естественного, ограниченного и массового эксперимента;
vметоды качественного и количественного эксперимента и т.д.
Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов
образует методику эксперимента.
7. К оформлению научно-исследовательской работы предъявляются следующие
требования:
•название и содержание глав, а также параграфов, должно соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов - раскрывать тему главы в целом;
•первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, соблюдая логику написания всей работы. Затем следует провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, убрать лишнее, провести редакторскую,стилистическую правку, не допустить неоправданного многословия;
•не откладывая, сразу уточнить, проверить правильность оформления ссылок, составить список используемой литературы (библиографию);
•не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дав ему «отлежаться». В таком случае некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и излишне детализированными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
•избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
•в зависимости от содержания материала целесообразно использовать спокойное аргументированное изложение и полемическое, критикующее, и краткое, свернутое, и обстоятельное, развернутое;
•соблюдать авторскую скромность: учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;
•перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы, ее рецензирование, обсуждение в кругу коллег, устранить недостатки, выявленные при этом;
•обратить внимание на сохранение ведущей идеи исследования, логичность переходов от параграфа к параграфу, от главы к главе, наконец, от всего содержания работы к заключению, а также на формулирование обобщающих выводов по параграфам и главам, аккумулирующим результаты исследования, заключения по работе в целом, включая составление списка литературы, оформление приложений.
8. Основные пути внедрения результатов исследований в педагогическую практику: учеба руководителей, преподавательского состава практическому использованию предложенных материалов через показательные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в том оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации, университеты педагогического мастерства.
9. Основные критерии оценки качества психолого-педагогического исследования:
Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с новизной и степенью зрелости теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.
Критерий практической значимостиопределяет изменения, которые стали реальностью или могут появиться посредством внедрениирезультатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий заинтересованных лиц масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования,предполагаемого социально-экономического эффекта.
Критерий новизныхарактеризует содержательную сторону результатов исследования, т.е. представляет новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известныи не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике.Обычно выделяют теоретическую новизну (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.) и практическую (правила, рекомендации, средства, методы, требования, методическая система и т.д.).
Критерий готовности результатов психолого-педагогического исследования к использованию и внедрениюможет выражаться в следующем:
а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;
б) результаты исследования в основном готовы к внедрению,
разработаны психолого-педагогические указания, методические
предписания;
в) результаты не готовы к внедрению.
Комментарий был изменен с момента создания (novot, сб, 21/11/2009 - 11:29).
разработаны психолого-педагогические указания, методические
предписания;