Цель проекта: «Школа добрых дел» - вовлечение учеников, педагогов школы в проектную деятельность экологической и гражданской нравственности, расширение знаний учащихся об истории школы, о знаменитых людях закончивших нашу школы, а так же помощи жителям района в благоустройстве их территории, восстановление зеленых уголков в октябрьском районе как символа уникального памятника природы и человеческой жизни.
Проект реализовывался в 3 «А» классе, в количестве 25 учеников под руководством Фоминой Ириной Викторовной, и в 6 «А» классе в количестве 26 учеников под руководством Классен Светланы Станиславовны.
Работа в 3 «А» классе под руководством Фоминой Ириной Викторовной учителем начальных классов по реализации программы «Школа добрых дел» была спланирована в соответствии с планом воспитательной работы. Одна из задач воспитательной работы Фоминой И.В. была – воспитание гражданственности, любви к Родине, развитие общественной активности учащихся, формирование целостного отношения к окружающему миру у учащихся, реализация деятельного подхода по изучению и охране природы своего края.
В 2008-2009 учебном году Фоминой Ириной Викторовной учителем начальных классов были проедены мероприятия: экскурсии в ОДЭЦ, праздник «Осень – рыжая подружка», участие в выставке домашних животных «Зверье моё» организованной ОДЭЦ, где были награжденыIместом, участие в выставке поделок из природного материала «Зеркало природы». Особо интересными были классные часы, как отметили дети, «Что мы знаем о своей школе», «Твоя дорога в школу», «В гостях у тёти Кошки», «Цветик -семицветик». Учащиеся и родители 3 «А» класса приняли учащие в акциях «Помоги птицам», «Весенняя неделя добра». В конкурсе организованным компанией МТС «Скворечник». Все это помогло сплотить ребят и родителей не только третьего класса, но и учащихся шестого класса, что вылилось в оказание общей посильной помощи в благоустройстве школьных коридоров, а так, же школьного двора.
В течение учебного 2008-2009 учебного года Классен Светлана Станиславовна учитель биологии и экологии работала над темой: Развитие творческой активности учащихся в процессе реализации экологической программы «Школа добрых дел».
Предмет исследования:процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках биологии и экологии. Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
В связи с комплексным и долгосрочным характером программы необходимо подчеркнуть, что распространяемый опыт охватывает следующие аспекты:
§Оздоровление воздушной среды помещений.Традиционная система обучения вынуждает школьников на протяжении учебного года (9 месяцев) находиться в замкнутом помещении (школы, квартиры). Как известно, при длительном пребывании даже практически здорового человека в закрытом помещении увеличивается обсемененность воздуха микроорганизмами. Учащимися 6 «А» класса было пересажено большое количество комнатных растений для школьных комнат, потому что учащие выяснили, что школьные помещения - это микросреда, в которой на протяжении 6 - 7 часов пребывают дети с разным уровнем здоровья. Вентиляционные возможности типовых школьных зданий отличаются несовершенством. В силу этих причин, школы представляют микросреду, провоцирующую заболевания среди учащихся, особенно, в период эпидемий гриппа, ОРВИ. Метод санации и газовоздушной очистки помещений с помощью фитонцидных растений обеспечивает снижение бактериальной обсемененности среды в 3 -5 раз (Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д., 2000) и, вследствие этого, снижение числа инфекционных заболеваний в учреждениях с большим количеством детей.
§Снижение негативных последствий процесса урбанизации и отрыва человека от природной среды.Типовое строительство городов, как правило, сопровождается вытеснением природных объектов, что отрицательно сказывается не только на физическом, но и психическом здоровье населения. Широкое повсеместное распространение добрых экологических дел способствует гармонизации состояния человека, восстанавливает искусственно прерываемую связь с природой. Стремление человека создавать вокруг себя разнообразное природное окружение можно отнести к насущной потребности человека. Навыки, приобретенные учащимися в ходе осуществления проекта, широко распространяются в массы поселке Агафоновки, через волонтерское движение.
§Экологическое и валеологическое воспитание.Особенностью программы «Школа добрых дел» является то, что оздоровлением среды занимаются сами учащиеся, т.е. они становятся не пассивными потребителями программы, а ее активными участниками, что значительно повышает ценность проекта, так как у учеников формируется сознательная ответственность каждого за свое здоровье. Изучение взаимоотношений живых организмов и окружающей среды, предусмотрена работа с энциклопедиями, справочниками, поиск в сети Интернет. Это обеспечит как научный подход к своему здоровью, условиям его поддержания и сохранения, так и воспитание чувства благодарности к зеленому миру, щедро поддерживающему жизнь на всей Земле.
§Развитие психической сферы школьников: познавательного интереса, нравственных, эстетических чувств.Погружение ребенка в мир знаний об "Истории школы" способствует активизации его психического и психологического развития. Прежде всего, происходит расширение сенсорного опыта (кинестетические ощущения от прикосновения к историческим документам, фотографиям выпускников школы, растениям, почве, воде). В ходе проекта снизилось количество пропусков, опозданий учащихся, повысился общий статус школьников, так как они учатся в школе с большой историей.
§Формирование Личности учащихся.Программа «Школа добрых дел» затрагивает самые разнообразные механизмы личностного формирования. Прежде всего, развитие когнитивной (познавательной), эмоциональной и волевой (произвольная регуляция) сфер. Развитие личности возможно лишь в ситуации конкретной деятельности, причем значимыми факторами становятся ее видимый результат, общественная польза, систематичность. Коллективный характер деятельности способствует развитию коммуникативной успешности ребенка, недостаточное развитие которой становится характерной чертой современных школьников.
§Расширение практических навыков работы с элементами живой природы на примере благоустройства зеленых уголков Октябрьского района.В силу того, что в среднем школьном возрасте продолжается совершенствование произвольной регуляции, навыки, которые активно вырабатываются в этом возрасте, способны к длительному сохранению. Помимо этого, информационный поиск, связанный с осуществлением программы, способствует воспитанию экологогражданской позиции. Разнообразная деятельность в ходе реализации программы «Школа добрых дел» позволяет испытать себя в самых разных видах работы: поиск литературы, написание рефератов, докладов, работа с компьютером, выступление перед аудиторией, агротехнические приемы работы с растениями, оформление растительных композиций на клумбах, распространение и реклама растений, участие в исследовательской работе по контролю за окружающей воздушной средой. Начата книга «Добрых дел». Это позволит лучше обеспечить более успешную социализацию.
Результаты работы по программе «Школа добрых дел» показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика. Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к предмету биологии и экологии, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. Дети с интересом самостоятельно берутся за выполнение самых сложных добрых дел и часто находят интересные творческие способы их решения. Ребята поняли сами, что они могут самостоятельно проявлять инициативу в их поиске новых добрых дел, организовывать и реализовывать их. Рамки проекта не имеют границ, могут обогащаться и расширяться.
Учитель биологии и экологии в МОУ «СОШ № 97» Октябрьского района
Уважаемая Светлана Станиславовна! У Вас замечательный проект. У него есть реальный потенциал развития. Приглашаю к сотрудничеству с нашим отделом (НИО). С уважением, Н.А. Козырева.
Соответствие личности выпускникаразных ступеней общеобразовательной школызаявленной модели выпускника(исследовательская работа – лауреат регионального открытого конкурса"Грани педагогического исследования")
Авторы работы:
Рудаева Светлана Владимировна – директор
Серова Татьяна Игоревна – заместитель директора поУВР
Битюкова С.Ю. – заместитель директора по ИР
Семина Татьяна Владимировна – заместитель директора по УВР в начальной школе
Место выполнения работы: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3г. Ртищево Саратовской области"
Комментарий был изменен с момента создания (sbityukova, пт, 20/11/2009 - 17:14).
Постановка проблемы имеет решающее значение для составления программы исследования.
На 1 этапеобосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса, но не в рамках только своего ОУ.
На 2 этапеопределяется и анализируется противоречие. Например, противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса у школьников и недостаточностью его развития учителями на практике.
На 3 этапеформулируется проблема, вытекающая из установленного противоречия, как правило, в форме вопроса. Этот вопрос должен показать, на что будет направлена предполагаемая деятельность. Например: каковы условия (содержание, способы и приемы), необходимые для формирования у школьников познавательного интереса при обучении?
Исходя из этого, можно предложить тему эксперимента: «Мотивация учения – основное условие успешности обучения».
Результаты исследовательской деятельности определяются с помощью разработанных критериев и показателей эффективности данного вида деятельности.
«Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику»
Результаты исследования удовлетворенности обучающихся и их родителей МОУ «СОШ с.Новотулка» образованием.
См. прикрепленный файл.
Замысел психолого-педагогического исследования заключается во внедрении разработанных положений и идей в педагогическую практику, так как одним из требований к психолого-педагогическому исследованию является умение предвидеть развитие школьников и на этой основе умение разработать теорию и практику обучения и воспитания, подчинив их активному настоящему и будущему.
Основные этапы психолого-педагогического исследования и требования к нему.
I.Диагностический.
1.Обосновывается актуальность избранной темы.
2.Определяется и анализируется противоречие как несоответствие между желаемым и действительным состоянием.
3.Формулируется проблема.
II.Прогностический.
1.Определяется объект исследования, т.е. та часть практики или научного знания, которую нужно будет исследовать. Объект – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, система воспитательной работы, преподавания какого-либо предмета, формирования познавательного интереса и т.д.).
2.Устанавливается предмет исследования, т.е. та сторона, тот аспект, та конкретная, наиболее существенная часть объекта, которая будет изучаться. Объект – процесс, а предмет – его часть. Если объект познания выступает как заданное, то предмет – именно то, что исследуется. Например, объект исследования – процесс формирования познавательного интереса у школьников, предмет исследования – психолого-педагогические возможности у учащихся 5-го класса при обучении математике.
3.Формулируется цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате исследования. Например, выбор эффективных методов и средств, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников при изучении географии. Основные требования к постановке цели следующие:
vреалистичность, посильность, достижимость;
vконтролируемость;
vоднозначность, представление в обобщенном виде конечного продукта исследования;
vпроверяемость цели, в отдельных случаях диагностируемость;
vопределенность во времени;
vоперациональность (распределение цели на задачи);
vсоответствие базовым ценностям ОУ.
4.Выдвигается научная гипотеза – развернутое предположение о том, в чем сущность явления и как оно протекает. В гипотезе выражается система мер по реализации исследования, так как истинное значение предположения не очевидно, его надо доказать. Гипотеза формулируется по типу: «Если…, то…» или «Чем…, тем…». Главное требование к гипотезе – проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки.
5.Ставятся задачи исследования – это частные, сравнительно самостоятельные подцели деятельности, направленные к общей цели исследования, к проверке гипотезы в определенных конкретных условиях. Они выводятся исходя их состояния науки, нужд практики и собственных возможностей. Задачи должны отвечать на вопрос: какие промежуточные результаты надо получить, чтобы достичь цели и какие шаги нужно сделать при этом? Через задачу педагог-исследователь должен видеть возможное воплощение цели в конкретных педагогических достижениях. Обычно формулируются 2-4 задачи.
6.Планируются методы и средства исследования – определяются оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение и т.д.
III. Организационный.
1.Определяются сроки и база исследования, в том числе контрольные классы.
2.Составляется план экспериментальной работы:
- изучение литературы и документации по проблеме;
- разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности;
- сбор и обработка эмпирических данных;
- уточнение аппарата исследования;
- организация экспериментального исследования.
IV. Практический этап.
1.Оформление теоретического материала по проблеме.
2.Проведение эксперимента и анализа полученных данных.
3.Корректировка методик и построчное проведение эксперимента.
4.Сбор дополнительных сведений (при необходимости).
V. Обобщающий.
1.Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.
2.Оформление демонстрационного материала.
VI. Внедренческий.
1.Переход к реализации созданных технологий, их распространение, передача опыта.
Актуальность исследования определяется требованиями развивающегося общества к своим членам и закономерностями развития ребенка. Тема исследования должна отразить, в чем будет состоять экспериментальное воздействие и на что оно будет направлено.
6. Методика каждого психолого-педагогического эксперимента уникальна, так как каждому виду исследования соответствует своя группа методов. Например, имеются:
vметоды дидактического, воспитательного, частнометодического, управленческого и т.д. эксперимента;
vметоды лабораторного и естественного, ограниченного и массового эксперимента;
vметоды качественного и количественного эксперимента и т.д.
Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов
образует методику эксперимента.
7. К оформлению научно-исследовательской работы предъявляются следующие
требования:
•название и содержание глав, а также параграфов, должно соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов - раскрывать тему главы в целом;
•первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, соблюдая логику написания всей работы. Затем следует провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, убрать лишнее, провести редакторскую,стилистическую правку, не допустить неоправданного многословия;
•не откладывая, сразу уточнить, проверить правильность оформления ссылок, составить список используемой литературы (библиографию);
•не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дав ему «отлежаться». В таком случае некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и излишне детализированными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
•избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
•в зависимости от содержания материала целесообразно использовать спокойное аргументированное изложение и полемическое, критикующее, и краткое, свернутое, и обстоятельное, развернутое;
•соблюдать авторскую скромность: учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку;
•перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы, ее рецензирование, обсуждение в кругу коллег, устранить недостатки, выявленные при этом;
•обратить внимание на сохранение ведущей идеи исследования, логичность переходов от параграфа к параграфу, от главы к главе, наконец, от всего содержания работы к заключению, а также на формулирование обобщающих выводов по параграфам и главам, аккумулирующим результаты исследования, заключения по работе в целом, включая составление списка литературы, оформление приложений.
8. Основные пути внедрения результатов исследований в педагогическую практику: учеба руководителей, преподавательского состава практическому использованию предложенных материалов через показательные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в том оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации, университеты педагогического мастерства.
9. Основные критерии оценки качества психолого-педагогического исследования:
Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с новизной и степенью зрелости теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.
Критерий практической значимостиопределяет изменения, которые стали реальностью или могут появиться посредством внедрениирезультатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий заинтересованных лиц масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования,предполагаемого социально-экономического эффекта.
Критерий новизныхарактеризует содержательную сторону результатов исследования, т.е. представляет новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известныи не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике.Обычно выделяют теоретическую новизну (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.) и практическую (правила, рекомендации, средства, методы, требования, методическая система и т.д.).
Критерий готовности результатов психолого-педагогического исследования к использованию и внедрениюможет выражаться в следующем:
а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;
б) результаты исследования в основном готовы к внедрению,
разработаны психолого-педагогические указания, методические
предписания;
в) результаты не готовы к внедрению.
Комментарий был изменен с момента создания (novot, сб, 21/11/2009 - 11:29).
Гаврилова И. В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Садовый»
Татищевского района Саратовской области
Общий материал «Исследовательская и проектная деятельность»
Наша действительность требует от выпускника обладания высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни.
Школа должна стать жизненной мастерской, в которой есть все условия для самореализации личности ребенка, личности педагога. Поэтому усилия администрации и педагогического коллектива направлены на развитие ребенка как свободной, ответственной и творческой личности на основе гуманизации образования и воспитания, вариантности программы, учебников, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни.
В течение последних лет в нашей школе осуществляется целенаправленная работа над проблемой «Повышение качества обучения в условиях модернизации образования» через решение различных задач, которые решались последовательно из года в год.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Отличие исследовательской деятельности от проектной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.
Опытно-экспериментальная площадка в МОУ «Средняя
общеобразовательная школа пос. Садовый»
Учителя вместе с учениками нашей школы работают над различными проектами. За два года был собран колоссальный материал по родному краю, по школе, о ветеранах Великой отечественной войны нашего села
Наша школа в этом направлении начала делать первые шаги в 2005 году. И выиграла Грант в 6 областном конкурсе социальных и культурных проектов, организованных фондом «Саратовская губерния». Проект «Спешите делать добрые дела». В 2009 г. Школа вступила в эксперемент по реализации в Саратовской области Комплексного проекта модернизации образования.
С целью улучшения патриотического воспитания педагогический коллектив подготовился к реализации крупномасштабного социального проекта «Школа активной гражданственности»» по совершенствованию патриотической работы, направленной на достойную встречу 65-летию Победы в В.О. войне 1941-1945 гг.
Был издан приказ об организации опытно-экспериментальной работы, назначены ответственные, в методический совет школы включены мероприятия по контролю организации опытно-экспериментальной работы, утверждены положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности и Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала. Эта программа состоит из 4 этапов: 1 - подготовительный 1.09-1.11.08., 2 - организационный 1.11.08 - 1.01.09 г., 3 - практический 1.01.09 - 25.05.10., 4 - контрольно-оценочный 25. 04. 10 - 1.08.10г.
В 2008-2009 учебном году проведены следующие мероприятия: «Зарница», Операция «Открытка ветерану», акция «Письмо солдату-земляку», фестиваль солдатской песни «Храню покой родного дома», операции «Милосердие» (благоустройство могил ветеранов ВОВ) и «Поможем памятникам и обелискам» (уборка территорий вокруг обелисков в трех населенных пункт), встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, встреча с ликвидаторами аварии на Чернобольской АЭС, митинг и концерт ко Дню Победы, операции «Радость людям (вручение цветов) и «Венок славы», викторина по книге Ю. Нагибина о Ю. А. Гагарине, орлятский сбор «Маленькие герои большой войны», экскурсия в парк Победы на Соколовой горе в г. Саратове. В течение года работала комната Боевой Славы, все классы посетили лектории, подготовленные старшеклассниками. Приняли участие в областных конкурсах на лучший рассказ о ныне живущих фронтовиках, а также в областном конкурсе детского творчества «Имя Саратова на карте страны»
В проект «Школа активной гражданственности» входит 6 мини – проектов. Каждый проект имеет свою цель, ответственных, возрастную группу и сроки реализации. Основа для внедрения данного проекта в жизнь имеется, так как школа плодотворно работает в данном направлении с 2008 года и этот год станет продолжением начатой работы. Проект предлагает комплекс организационных, исследовательских, поисковых мероприятий.
Мы ожидаем от этого проекта:
-обеспечение заинтересованности учащихся в развитии духовно-нравственных ценностей,
- реализация творческого потенциала,
-проведение исследовательских работ, выставок, конкурсов, поисковых работ, презентаций, фестивалей, спортивных игр, трудовых десантов, шефской работы.
Я предлагаю на обсуждение мини - проект «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ», Приложение №2 «План работы Комнаты Боевой Славы», Приложение №2 презентация «Знаменитые земляки»
Проект
«Поклонимся великим тем годам…
2009-2010 гг
МОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Садовый»
Татищевского района, Саратовской области
Описание проблемы
Наше время- время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества - требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико- патриотических традиций нашей Родины, формирования у юношества чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.
В 2010 году вся страна будет отмечать 65-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Организовывая воспитательную работу, я, как классный руководитель должна учесть, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из биографий родственников учащихся.
Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Цели и задачи проекта
Основными целями проекта являются гражданское воспитание подростков через включение их в общественно-полезную деятельность, совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1.Использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, уважения к ценностям демократического общества.
2.Включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.
3. Воспитание готовности к защите своей Родины.
4. Воспитание любви к своей малой родине, уважения к ее истории и жителям.
СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА.
-Стратегия проекта предполагает привлечение к участию в реализации проектных мероприятий максимального количества заинтересованных лиц:
Учащихся школы, учителей истории и литературы, ст. вожатой, зам. директора по воспитательной работе, родителей.
- Проект предполагает проведение комплекса нормативно- правовых, организационных, исследовательских, поисковых и методических мероприятий, посвященных 65-летию Победы.
- Ответственными за проект являются классный руководитель и актив 7-го класса.
- Реализация проекта рассчитана на 2009-2010 уч.гг.
Деятельность в рамках проекта
О начале проекта будет объявлено на общешкольной линейке.
В рамках проекта «Поклонимся великим тем годам» планируется провести комплекс мероприятий, направленных на воспитание нравственных начал у подростков, сохранение памяти о Великой Отечественной войне, об уходящем поколении.
Предполагается проведение творческо-поисковой работы «След войны в моем доме», которая завершится оформлением и представлением работ учащихся. Все работы будут выставлены в Комнате Боевой Славы.
В декабре будет проведен открытый классный час «И помнит мир спасенный» для учащихся 6-го класса, участие в подготовке мероприятия примут все семиклассники. (Сценарий прилагается)
В январе творческая группа класса подготовит презентацию о героях – земляках, которая будет продемонстрирована на классном часе, а затем будет использоваться для проведения лектория в Комнате Боевой Славы в марте.
(Текст лекции прилагается)
В феврале в школе пройдет фестиваль песни «К подвигу героев сердцем прикоснись», где девочки исполнят песни военных лет.
В течение всего проекта будет действовать акция «Остановись, могилам поклонись!» по проведению трудовых десантов по уборке Парка Победы
и могил участников войны.
Также будет проведена операция «Открытка ветерану», в рамках которой все ветераны, а также труженики тыла Садовского МО получат поздравительные открытки с 23 февраля, 8 марта и Днем Победы.
Завершится проект «Поклонимся великим тем годам» участием 7-классников в митинге ко Дню Победы и концертом «Ветераны Великой Отечественной войны, вам посвящается».
Для всех учащихся 7-го класса будет организована экскурсия в Музей Боевой Славы на Соколовой горе.
Информация о проекте будет напечатана в районной газете «Сельская жизнь». Участники проекта сфотографируют интересные моменты его реализации и создадут альбом с отзывами о проекте.
Рабочий план реализации проекта
№
Мероприятие
Сроки исполнения
1.
Проведение общешкольной линейки, объявление о начале проекта, создание инициативной группы.
сентябрь
2.
Акция «Остановись, могилам поклонись!» проведение трудовых десантов по уборке Парка Победы и могил участников войны.
сентябрь
3.
Творческо-поисковая работа «След войны в моем доме», оформление работ, их защита.
1 полугодие
4.
Участие в областном конкурсе «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг»
октябрь
5.
Открытый классный час. Урок Мужества «И помнит мир спасенный…»
декабрь
6.
Подготовка презентаций о героях-земляках «Ради жизни на Земле»
январь
7.
Операция «Открытка ветерану»
23 февраля, 9 мая
8.
Фестиваль песни «К подвигу героев сердцем прикоснись»
25 февраля
9.
Лекторий в Комнате Боевой Славы с участием ветеранов ВО войны.
март
10.
Акция «Остановись, могилам поклонись!» проведение трудовых десантов по уборке Парка Победы и могил участников войны.
апрель
11.
Участие в митинге ко Дню победы.
9 мая
12.
Концерт «Ветераны Великой Отечественной войны, вам посвящается…». Заключительное мероприятие проекта.
9 мая
13.
Экскурсия в Музей Боевой Славы на Соколовой горе
(для наиболее активных участников)
25 мая
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Количественные результаты проекта:
-убрана территория площадью 1га под парками с обелисками,
-убрано 50 могил ветеранов,
-собран материал для Комнаты Боевой Славы.
-учащиеся класса приняли участие
в областном конкурсе «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг», фестивале песни «К подвигу героев сердцем прикоснись»
Качественные результаты проекта:
Ученики:
-задумаются об отношении к историческому прошлому нашей Родины,
-научатся уважать патриотические традиции,
-будут задействованы в общественно-полезных делах,
- пополнят материал Комнаты Боевой славы,
-увековечат память о ветеранах.
Классный руководитель:
- сможет лучше узнать личностные качества учащихся;
- пополнит методический материал,
- установит более тесные связи с воспитанниками;
- разделит с учениками заботу о ветеранах Великой Отечественной войны.
Учителя:
- активизируют внимание к истории России;
-пополнят информацией стенды комнаты Боевой Славы;
-повысят эффективность патриотического воспитания в школе.
Родители:
- обратят внимание на духовные традиции семьи;
- проявят интерес к истории своих предков;
- больше узнают о нравственных качествах своих детей.
В результате проведения мероприятий в рамках проекта «Поклонимся великим тем годам» будет получен богатый материал, который можно использовать для повышения интереса к историческому прошлому нашей родины, возрождения уважения к патриотическим традициям, позволяющим воспитывать достойных граждан.
Устойчивость проекта
Главным фактором риска, влияющим на результативность выполнения проекта, является недостаточно развитые чувства патриотизма, духовности у отдельных учащихся класса, неумение и нежелание работать в группе. Это может быть преодолено активностью и заинтересованностью исполнителей проекта, личным примером учителей и классного руководителя.
Эта деятельность фактически не является затратной. Она может быть продолжена через работу Комнаты Боевой Славы МОУ «СОШ п. Садовый».
Приложение №1
План
работы Комнаты Боевой Славы
МОУ «СОШ п. Садовый»
Руководитель: Козак Н.Ю.
2009-2010 гг
Защита Родины - есть и защита
своего достоинства.
Н. Рерих
Цели.
1. Сохранение исторической памяти об участниках войны- родных и близких учащихся.
2.Воспитание патриотизма и гражданственности.
3. Формирование чувства гордости за свою семью, свой народ, свою страну, свою малую родину.
Актив музея.
1. Каденцева Н.
2. Якушенко Л.
3. Якушенко М.
4. Пузик А.
5. Довлетярова Л.
6. Лукъянычев Е.
Содержание деятельности актива музея
1. Поиск материала, изучение семейных архивов
2.Сбор и систематизация материала
3.Создание творческих и учебно-исследовательских работ.
Направления работы музея
1. «Они ковали Победу» (основное направление)
2. Быт народов Поволжья (сбор краеведческого материала)
3. «История моей школы»
1. «Они ковали победу»
№
Мероприятие
Сроки
Ответств.
1.
Оформление стенда о героях Советского Союза- татищевцах
октябрь
Актив музея.
2.
Реставрация альбома об участниках ВО войны, жителях с. Коминтерн.
ноябрь
Пузик, Якушенко
3.
Изучение семейных архивов. Создание выставки «Моя семья и ВО война»
Декабрь-январь
Актив музея
4.
Оформление стенда «Дни воинской славы»
Декабрь
Актив музея
5.
Систематизация имеющегося материала.
январь
руководитель
6.
Лекторий для учащихся 7-8-классов « Этих дней не смолкнет слава»
февраль
Лекторская группа
7.
Оформление презентаций «Саратов в годы войны», « Мои земляки- герои войны», посвященных 65-летию Победы.
Февраль-март
Каденцева,
Якушенко.
8.
Экскурсии в Комнату Боевой Славы для учащихся школы и ветеранов ВО войны.
Март-май.
Лекторская группа
9.
Просмотр документальных фильмов о войне.
Март-май.
Учащиеся школы
2. Быт народов Поволжья
№
Мероприятия
Сроки
Ответств.
1.
Сбор краеведческого материала
В течение года
Орлятские отряды, лидерские группы
2.
Оформление выставки предметов быта, орудий труда.
декабрь
Актив музея.
3.
Создание и реализация проекта «Символы СССР». Оформление выставки.
Январь- февраль
Актив музея
3. «История моей школы»
№
Мероприятие
Сроки
Ответств.
1.
Систематизация имеющегося материала
январь
Руководитель
2.
Оформление выставки старых школьных фотографий ко дну встречи с выпускниками.
Начало февраля
Актив музея
3.
Создание стенда « Учителя –фронтовики»
март
Актив музея
4.
Сбор материала
В течение года
Учащиеся школы
Участие в массовых мероприятиях
1. Анкетирование « Труженики тыла в вашей семье»
2. Участие в областном конкурсе « Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг»
3. Участие в областном конкурсе «Хранитель памяти»
4.Участие в областном конкурсе «Имя Саратова на карте страны»
5.Участие с рефератами на районной научно-практической конференции.
6.Участие в митинге, посвященном Дню Победы.
Экскурсия по комнате Боевой славы
Экскурсовод 1.
Помните! Через века, через года!
Помните о тех, кто уже не придет никогда!
Более 60 лет прошло с тех пор, как отгремели последние бои Второй мировой войны. Земля перестала содрогаться от взрывов бомб и снарядов. Но люди продолжают помнить те страшные события
Экскурсовод 2.
Война для нашей страны продолжалась 4 года, 1418 дней и ночей, и обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн человеческих жизней. Было разрушено1710 городов и поселков, уничтожено70 тысяч сел и деревень. В СССР не осталось ни одной семьи, которая не потеряла кого-либо из родственников: мужа или брата, отца или сына, мать, жену или сестру. Эти люди погибли, чтобы могли жить мы свами, чтобы над нашими головами светило мирное солнце.
Экскурсовод 1.
5 лет назад, в канун 60-летия Великой Победы над фашизмом, в нашей школе была торжественно открыта Комната Боевой Славы, в которой собран материал, рассказывающий о наших земляках- участниках Великой Отечественной войны.
Центральное место в музее занимает материал о Героях Советского Союза- татищевцах. Их десять ( называются имена, обращается внимание присутствующих на стенды).
Экскурсовод 2.
Переходим к стендам, посвященным участникам Великой Отечественной войны – нашим землякам. Про каждого из них подробный рассказ содержится в альбомах, которые были сделаны учащимися нашей школы. Мы хотим познакомить вас с интересной военной судьбой одного из наших земляков.( Зачитывается рассказ о Ефимове С.И.)
Экскурсовод 1.
«У войны не женское лицо…»,- так сказал поэт. Но сотни тысяч женщин участвовали в Великой Отечественной войне санитарками, врачами, радистками и летчицами. Среди этих мужественных женщин были и наши землячки. Следующий стенд посвящен именно им. (Рассказ об одной из героинь).
Экскурсовод 2.
Следующая экспозиция посвящена работникам нашей школы, учителям, прошедшим славный боевой путь. ( Называются имена, биографические данные).
Экскурсовод 1.
Закончилась война, отгремели бои и тысячи солдат начали возвращаться домой, к мирной жизни. Им предстояла большая работа: восстанавливать разрушенное и строить новое в стране. После войны и был построен газопровод Саратов-Москва, а вместе с ним и наш поселок. Этой теме посвящены отдельные альбомы.
Экскурсовод 2.
На этом экскурсия в Комнату Боевой Славы закончена. Мы очень надеемся, что вас заинтересовал наш рассказ и те далекие события, о которых вы услышали стали немного ближе к вам.
Хочется закончить нашу встречу известными словами:
Никто не забыт!
Ничто не забыто!
Давайте помнить о тех людях, которые сложили свои головы ради нашего счастья!
P.S. Ребята, сбор материала в нашу Комнату Боевой Славы не закончен, он продолжается, поэтому каждый из вас может принять в нем посильное участие.
Я мои коллеги (учителя английского языка) одержимы идеей внедрения альтернативных аутентичных учебных пособий в процесс обучения английскому языку. Было бы интересно определить, сравнить и проанализировать степень оптимизации обучения английскому языку при использовании британских аутентичных УМК и федеральных УМК. Предлагаю Вашему вниманию примерную программу эксперимента.
О результатх говорить пока рано. Но так хочется, чтобы они были положительные.
Элективные курсы– сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного (в том числе естественно-научного) образования. Именно здесьу каждого ученика появляется шанс изменить стереотипы самооценки в собственном сознаниии в мнении учителя относительно своей личности, своих способностей и интересов, ау каждого учителя возникает возможностьзаниматься рассмотрениемнаиболее ярких и значимых вопросовучебного предметас теми учениками,которыев этом заинтересованы.
Уважаемые слушатели! Вашему вниманию предлагаются материалы для самомтоятельтной работы.