Уважаемые коллеги!
Друзья открытого педагогического сообщества!
Приглашаю Вас к обсуждению темы
Андрагогика? Это вам не педагогика!
Если Вы работаете со взрослыми (работниками системы образования, студентами) или преподаете в старших классах общеобразовательных учреждений, Вас обязательно привлечет наша тема. Потому что очень важно повышать свой профессиональный уровень, чтобы получать удовлетворение от работы со взрослой категорией людей.
На наш взгляд, андрагогический подход в образовании - один из самых эффективных.
Название сообщества было выбрано после знакомства со статьей автора Сергея Гладышева . Статья именно так и называется: "Андрагогика? Это вам не педагогика!"
Буду признательна, если автор этой замечательной статьи присоединится к нашему сообществу.
Предлагаю в рамках форума обсудить теоретические и практические аспекты андрагогического подхода в образовательной дееятельности, а также остановиться на ситуациях успеха.
Надеюсь, что проблемные ситуации мы также сможем решить.
|
Педагогика и андрагогика: дискурс в междисциплинарном сообществе
В начале этого десятилетия отношения педагогики (в российском понимании) и андрагогики обсуждалось в сообществе СТОИК, куда входили инженеры и гуманитарии, в т.ч. педагоги. Прочтение статей А.И.Кукуева, показало, что тот дискурс во многом не утратил значение и сегодня. Подробности - в прилагаемом файле....
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Педагогика и андрагогика: дискурс в междисциплинарном сообще
Поддерживаю Вашу точку зрения, уважаемый Владимир Владимирович. Только смею заметить, что педагогика рассматривается, пожалуй, только в российском понимании. Зарубежные ученые и практики не понимают - что такое педагогическая наука (педагогика). А вот андрагогика для зарубежных ученых и практиков - понятие известное.
Укажите причину - почему не прикрепился файл? Может быть был перегруз на сайте? В Открытом классе такое явление - не редкость:))
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
Андрагогика? Это Вам не педагогика!
Коллеги, уважаемые, в рамках обсуждаемой темы "Андрагогика? Это Вам не педагогика!" поднимаю вопрос о проблеме самоопределения взрослого человека. Может быть я, конечно, переоцениваю ситуацию. НО. Анализ качественного подхода к организации учебного процесса в системе повышения квалификации позволяет отметить, что андрагогика призвана решить проблему самоопределения взрослого человека, создав условия для творчества «с помощью» образовательной ситуации.
Например, С.Г.Вершловский акцентирует внимание на том, что «обучение взрослых эффективно в той степени, в какой создаются условия, помогающие им критически оценить свой опыт и осмыслить сущность ролевых знаний в широком социальном контексте». Абсолютно солидарна с его точкой зрения и полагаю, что центральным местом образовательного процесса должно быть осознание самим обучающимся своей роли: Какие возможности в производстве мне даст результат того или иного учения? Какую роль буду выполнять, используя новые знания?
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: Андрагогика? Это вам не педагогика!
По поводу статьи.
Андрогогика - это как продать рыбу второй свежести тому, кто уже знает, что второй свежести не бывает, и имеет достаточно воли об этом сообщить продавцу?
То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://www.openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.
На: Андрагогика? Это вам не педагогика!
Не могу с Вами согласиться, Дмитрий Николаевич. Пример Ваш про рыбу - это как-то грустно.
Андрагогика предусматривает процесс формирования у взрослых как субъектов обучения отношения к себе, как к социально-профессиональной зрелой личности, способной к самопознанию, самокритике, самоосмыслению, самообразованию, саморазвитию.
Полагаю, для взрослых школьников на этапе профессионального выбора пути и для учителей - это очень важный этап становления.
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
Paroles, paroles, paroles...
Есть такая песня, которую поют Далида и Ален Делон: "Слова, слова, слова...". Все слова правильные, а душу не трогают.
В Сети вообще педагогика (во всяком случае авторитарная) работает менее эффективно, чем андрагогика. Как относитесь к такому тезису? Пожалуйста, аргументируйте Вашу позицию, в т.ч. и ссылками.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Paroles, paroles, paroles...
Однозначно, что я на Вашей стороне, Владимир Впадимирович!
В сетевых сообществах принцип общения строится исключительно на андрагогиеских принципах.
Авторитарная педагогика не дает ожидаемого эффекта. В сети "приживаются" участники, обладающие определенным уровнем информационой культуры и/или имеют потенциал для её развития. Это прежде всего. Не менее важныепринципы - это готовность к саморефлексиии, стремление к профессиональному саморазвитию, готовность к реальной самооценке. Полагаю, что это все под силу только взрослому человеку, стремящемуся к более высокому барьеру в жизни.
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
Андрагогика? Это Вам не педагогика!
Я сегодня получила по электронной почте письмо от доцента Педагогического института ЮФУ, зав. лабораторией андрагогики Кукуева Александра Ивановича, который попросил меня учесть его точку зрения на понятие "андрагогика" и разместить его статью "Ключевое понятие андрагогического подхода" в моем блоге.
Эта статья напечатана и вот официальная ссылка в печати:
Кукуев А.И. Ключевое понятие андрагогического подхода. // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. № 9, 2009. – С 57-64.
Спасибо большое, Александр иванович, за внимание к рубрике в Интернете "Открытый класс" - "Андрагогика? Это вам не педагогика!".
С большим удовольствием прочла Вашу статью, которую Вы предлагаете разместить в Открытом классе.
Я ее разместила в ссылках. Надеюсь, что статья привлечет внимание наших читателей и участников блога.
Приглашаю Вас к дальнейшему обсуждению проблемы непосредственно в блоге, открытом мною - " Андрагогика? Это вам не педагогика!".
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
Андрагогика? Это Вам не педагогика!
С большим удовольствием по просьбе автора разместила вторую статью доцента Педагогического института ЮФУ, зав. лабораторией андрагогики Кукуева Александра Ивановича. Статья называется Андрагогика в контексте методологии педагогики // Новые Знания. Образовательный журнал для взрослых. Москва, 2009. №2-3. С. 47-52. ("АНДРАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ ")
Благодарю Вас, Александр Иванович, за интересную статью. И призываю Вас самостоятельно размещать свои статьи в моем блоге. На то оно и открытое сообщество!
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
СТОИК, вебинар 1001 и др. формы саморазвития в сетях
Спасибо, Вера Ивановна, за инициативу обсуждения основ и технологий андрагогики в openclass - среде для непрерывного образования взрослых.
Спасибо также за присоединение к сообществу СТОИК в www.openclass.ru, в аббревиатуре которого на первом месте САМООРГАНИЗАЦИЯ.
Надеюсь на Ваше участие в "вебинарах самозаписавшихся искателей", которые последуют за первым в 2010 году.
Продолжу диалог, когда разгребу завалы, образовавшиеся в постоянном цейтноте многозадачности
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: СТОИК, вебинар 1001 и др. формы саморазвития в сетях
Пожалуйста, Владимир Владимирович! Надеюсь на сотрудничество!
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: Андрагогический подход в образовании
Каждый из подходов ученых не противоречит, а дополняет друг друга, создавая «объемное» представление об андрагогике - науке, рассматривающей образование взрослых как: теоретическую проблему; социальный институт; совокупность технологий, адекватных особенностям взрослого человека.
Андрагогика призвана решить проблему самоопределения взрослого человека, создав условия для творчества «с помощью» образовательной ситуации. Например, С.Г.Вершловский акцентирует внимание на том, что «обучение взрослых эффективно в той степени, в какой создаются условия, помогающие им критически оценить свой опыт и осмыслить сущность ролевых знаний в широком социальном контексте».
Полагаю что центральным местом образовательного процесса должно быть осознание самим обучающимся своей роли в той среде, в которой он находится. Например, директор школы выбирает одну из ролей: директор школы, живущий педагогическим процессом, или менеджер, отдающий приоритет управленческой деятельности.
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: Андрагогический подход в образовании
В Оренбургской области проведен анализ опытно-экспериментальной работы, посвященный постдипломному образованию руководителей школ как андрагогическому процессу и андрагогической подготовке преподавателей системы постдипломного образования в условиях региона, организованная как процесс, истоки которого лежат в ощущении преподавателями неудовлетворенности своей деятельностью и желанием повысить андрагогическую составляющую в профессиональной деятельности. В рамках исследования были рассмотрены четыре положения: Подробнее>>>
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: Андрагогический подход в образовании
Чтобы слово "андрагогика" не отпугивало тех посетителей сообщества, которым малознакомо это понятие, предлагаю познакомиться и/или освежить в памяти понятийный смысл.
В электронных словарях доступно такое понятие :
Андрагогика, научная дисциплина, предметом которой является теория и технология обучения взрослых. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики К. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение).
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: Андрагогический подход в образовании
Если же обратить внимание на происхождение слова «педагогика», то оно от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение».
Итак, педагогика - для детей, а андрагогика - для взрослых, в том числе и для взрослых школьников!
Надеюсь, что если у кого-то из посетителей блога есть опыт (или еще не до конца воплощенные идеи) по организации учебного процесса для взрослых школьников, студентов, учителей и других представителей системы образования (или иной сферы), оставайтесь с нами!
Поговорим, обсудим инициативы, выплеснем эмоции! Любое из этих действий - точок к самопознанию и саморазвитию.
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна