Размещено: Ольга Ивановна Мишукова - сб, 03/07/2010 - 12:20
Творчество– особый вид деятельности, он в самом деле несёт удовлетворение.
/С. Моэм/
Творчество не приходит к детям
по какому-то наитию.
Творчеству надо учить.
(В. А. Сухомлинский)
Я попытаюсь на страницах своего блога поразмышлять на тему "творчество" в целом, а также "творчество-литература"; познакомить с уже существующими наработками, показать свои результаты деятельности.
Всегда рада услышать мнения других, если есть идеи, мысли - милости прошу.
Размещено пн, 30/08/2010 - 18:48 пользователем Ольга Ивановна Мишукова.
Совсем недавно, на одном из сайтов, я прочитала приблизительно следующее. Творчество - это удел не только гениев. Оно существует везде, где человек воображает, придумывает, создаёт что-то новое. По-моему, это правильно.
Комментарий был изменен с момента создания (Мишукова Ольга, пн, 30/08/2010 - 18:48).
Размещено вс, 04/07/2010 - 12:22 пользователем Ольга Ивановна Мишукова.
Творчество - сколько уже сказано, сколько исследований сделано. Казалось бы, чего «открывать велосипед», садись и кати себе. Ан, нет, так и тянет, так и хочется ещё раз, а может и не раз окунуться в эту такую изученную, но не совсем изведанную область. Как не прозвучит это странно и может показаться кому-то смешным, но на сегодняшний день существует проблема творчества, которая в наши дни стала очень актуальна. Но сначала надо вспомнить, а что же такое «творчество» с научной точки зрения, Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. (Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии.) А в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» написано следующее: «Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.» Всё верно, но вот так просто творцом не рождаются. Чтобы им стать, всё будет зависеть от того какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо¬вать нестандартные способы деятельности. Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения фор¬мы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные). (Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования). Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. (Петровский А.В. Психология развивающейся личности) А вот этого то и нам, и нашим детям порой не хватает.
Размещено пн, 30/08/2010 - 17:56 пользователем Ольга Ивановна Мишукова.
Мне повезло, я работаю с детьми такого возраста, где желание творить, фантазировать пока ещё не исчезает. У детей особое творчество - практическое. Они не осознают связи между конкретными действиями - только результат.
Помните в 80 годы жила девочка,
Ника Турбина, которая с 4-х лет писала стихи. О ней я узнала, прочитав статью в газете "Комсомольская правда". Эта статья до сих пор хранится у меня. Не помню почему я её оставила, но до сих пор помню с каким благоговейным трепетом, нескрываемым удивлением и непониманием (неужели это писал ребёнок 6-ти лет) я читала и перечитывала строки, которые мог написать только человек, умудрённый жизненным опытом. Вот одно из них.
Как часто
Я ловлю косые взгляды.
И колкие слова,
Как стрелы,
Вонзаются в меня.
Я вас прошу,
Послушайте, не надо
Губить во мне
Минуты детских снов.
Так невелик
Мой день.
И я хочу добра
Всем!
Даже тем,
Кто целится в меня.
Неправда ли. сильно сказано для ребёнка? Но так было, то девочка-гений. Но даже она не осознавала, не понимала, как у неё это получается, когда по ночам просыпалась и нашёптывала стихи маме, выдавая в тетрадь только результат.
Посмотреть видеоматериал о Ники Турбиной и послушать стихи в её исполнении вы сможете по этому адресуwww.youtube.com/watch
Комментарий был изменен с момента создания (Мишукова Ольга, пн, 30/08/2010 - 17:56).
Размещено пн, 30/08/2010 - 23:36 пользователем Ольга Ивановна Мишукова.
В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все бз исключения обладают теми или иными ТВОРЧЕСКИМИ способностями. Просто у одних они выражены ярче и их легко заметить. Это чаще проявляется в танцевальном, музыкальном, изобразительном искусстве, в умении сочинять сказки, стихи, особенно фантазировать, играть, перевоплащаясь в образы своих любимых героев. С возрастом , когда ребёнок начинает взрослеть происходит утеря интереса к различным видам искусства, в том числе и к художественному творчеству. Основная, на мой взгляд, причина, "погружение в нетворческое занятие (учёбу)". Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).
Сухомлинский писал: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. А от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям"
Вот мне и хочется, чтобы учёба для моих ребятишек была "погружением" в мир фантазии, добра, красоты. И, естественно, учителю самому надо приложить максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь ребятишек, развивая их творческие способности.
Комментарий был изменен с момента создания (Мишукова Ольга, пн, 30/08/2010 - 23:36).
Размещено пн, 30/08/2010 - 18:13 пользователем Ольга Ивановна Мишукова.
Однажды, в пояснительной записке Нестеренко А. А., к материалу "Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий", я прочитала: " Возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. 60% учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80% учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей младших школьников в организации учебного процесса начальной школы.
Осложняет положение позиция родителей: проблема развития креативных способностей не выделяется ими как самостоятельная. 88% проходивших тестирование родителей считают, что творческие способности должны развиваться в учреждениях дополнительного образования; 91% не имеют представления, каким образом они могли бы развивать творческое мышление и творческое воображение своих детей.
Всё верно: и не используются, и не выделяются, и осложняются, и не имеют представление. Я своих родителей тоже протестировала вначале 1-го класса и только двое из 16 написали, что развивать творческие способности своих детей, они будут: а) в музыкальной школе, б) ЦДТ (центральный дом творчества), а остальные (увы!) не знали каким образом это делать. Но мы, учителя начальных классов, какие бы тесты не проводили, стараемся развивать творческие способности у наших детей.
Для тех, кого интересует эта проблема, я предлагаю обратить внимание на методикуТРИЗ(Теория Решения Изобретательных задач). Интересующий
материал можно найти на сайте
Комментарий был изменен с момента создания (Мишукова Ольга, пн, 30/08/2010 - 18:13).
Опять-таки - откуда это проблема? Учителя ничего не могут сделать без существенной поддержки родителей, без их одобрения, в конце-концов ребенок больше времени проводит за стенами школы! Плюс нищенские зарплаты. За копейки очень сложно найти в себе энтузиазм зажигать творческий огонь в чужих детях, когда думаешь, чем будешь кормить сегодня собственных.
А родители в свою очередь подчас считают, что на образование их детей, на формирование их творческих наклонностей есть школа и педагоги. И сами сознательно уклоняются от этого. Необходим же конструктивный диалог.
Размещено пн, 30/08/2010 - 18:46 пользователем Ольга Ивановна Мишукова.
Лариса, полностью с Вами согласна, конструктивный диалог необходим. И поддержка со стороны родителей принимается учителями с радостью, только не так часто это происходит. Это они (родители) больше ссылаются на нехватку денежных средств и времени, а не учителя. Хотя в семьях, как правило, один и за редким исключением два ребёнка. Это проблема! Я разговаривала со своими родителями, что их деткам именно сейчас нужны они. В ответ услышала: "Нет времени". А мы как работали, так и работаем. И денег у учительства никогда много не было. А энтузиасты были, есть и будут всегда, не зависимо от зарплаты.
Комментарий был изменен с момента создания (Мишукова Ольга, пн, 30/08/2010 - 18:46).
К сожалению, реалии таковы, что при всех стараниях педагога и окружающих взрослых, очень сложно сохранить этот хрупкий мост в мир Творчества. Быт, жизненные проблемы и разочарования , приходящие с возрастом рушат его. Тем более, элементарно, чтобы творить - нужно его Величество время, а многим - уединение, взможность сконцентрироваться на внутренних ощущениях. Вдохновение же не ждет. У меня осталось очень много нереализованных задумок, ненарисованных изображений и незаписанных стихов именно из-за банальной невозможности сесть и заняться ими.
Поэтому взрослые просто обязаны дать ребенку шанс выплеснуть творческие соки, пока его не поглотил мир взрослых проблем.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
Совсем недавно, на одном из сайтов, я прочитала приблизительно следующее. Творчество - это удел не только гениев. Оно существует везде, где человек воображает, придумывает, создаёт что-то новое. По-моему, это правильно.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
По-моему, всё-таки, новый блог надо начинать со знакомства. Итак. Давайте познакомимся.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
Творчество - сколько уже сказано, сколько исследований сделано. Казалось бы, чего «открывать велосипед», садись и кати себе. Ан, нет, так и тянет, так и хочется ещё раз, а может и не раз окунуться в эту такую изученную, но не совсем изведанную область. Как не прозвучит это странно и может показаться кому-то смешным, но на сегодняшний день существует проблема творчества, которая в наши дни стала очень актуальна. Но сначала надо вспомнить, а что же такое «творчество» с научной точки зрения, Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. (Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии.) А в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» написано следующее: «Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.» Всё верно, но вот так просто творцом не рождаются. Чтобы им стать, всё будет зависеть от того какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо¬вать нестандартные способы деятельности. Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения фор¬мы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные). (Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования). Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. (Петровский А.В. Психология развивающейся личности) А вот этого то и нам, и нашим детям порой не хватает.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
Мне повезло, я работаю с детьми такого возраста, где желание творить, фантазировать пока ещё не исчезает. У детей особое творчество - практическое. Они не осознают связи между конкретными действиями - только результат.
Помните в 80 годы жила девочка,
Ника Турбина, которая с 4-х лет писала стихи. О ней я узнала, прочитав статью в газете "Комсомольская правда". Эта статья до сих пор хранится у меня. Не помню почему я её оставила, но до сих пор помню с каким благоговейным трепетом, нескрываемым удивлением и непониманием (неужели это писал ребёнок 6-ти лет) я читала и перечитывала строки, которые мог написать только человек, умудрённый жизненным опытом. Вот одно из них.
Как часто
Я ловлю косые взгляды.
И колкие слова,
Как стрелы,
Вонзаются в меня.
Я вас прошу,
Послушайте, не надо
Губить во мне
Минуты детских снов.
Так невелик
Мой день.
И я хочу добра
Всем!
Даже тем,
Кто целится в меня.
Неправда ли. сильно сказано для ребёнка? Но так было, то девочка-гений. Но даже она не осознавала, не понимала, как у неё это получается, когда по ночам просыпалась и нашёптывала стихи маме, выдавая в тетрадь только результат.
Посмотреть видеоматериал о Ники Турбиной и послушать стихи в её исполнении вы сможете по этому адресу www.youtube.com/watch
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все бз исключения обладают теми или иными ТВОРЧЕСКИМИ способностями. Просто у одних они выражены ярче и их легко заметить. Это чаще проявляется в танцевальном, музыкальном, изобразительном искусстве, в умении сочинять сказки, стихи, особенно фантазировать, играть, перевоплащаясь в образы своих любимых героев. С возрастом , когда ребёнок начинает взрослеть происходит утеря интереса к различным видам искусства, в том числе и к художественному творчеству. Основная, на мой взгляд, причина, "погружение в нетворческое занятие (учёбу)". Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).
Сухомлинский писал: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. А от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям"
Вот мне и хочется, чтобы учёба для моих ребятишек была "погружением" в мир фантазии, добра, красоты. И, естественно, учителю самому надо приложить максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь ребятишек, развивая их творческие способности.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
Однажды, в пояснительной записке Нестеренко А. А., к материалу "Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий", я прочитала: " Возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. 60% учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80% учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей младших школьников в организации учебного процесса начальной школы.
Осложняет положение позиция родителей: проблема развития креативных способностей не выделяется ими как самостоятельная. 88% проходивших тестирование родителей считают, что творческие способности должны развиваться в учреждениях дополнительного образования; 91% не имеют представления, каким образом они могли бы развивать творческое мышление и творческое воображение своих детей.
Всё верно: и не используются, и не выделяются, и осложняются, и не имеют представление. Я своих родителей тоже протестировала вначале 1-го класса и только двое из 16 написали, что развивать творческие способности своих детей, они будут: а) в музыкальной школе, б) ЦДТ (центральный дом творчества), а остальные (увы!) не знали каким образом это делать. Но мы, учителя начальных классов, какие бы тесты не проводили, стараемся развивать творческие способности у наших детей.
Для тех, кого интересует эта проблема, я предлагаю обратить внимание на методику ТРИЗ (Теория Решения Изобретательных задач). Интересующий
материал можно найти на сайте
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
В помощь учителю.
Обратите внимание.
Учителями начальных классов Тереховой Г. В. и Орловой И. Е. к программе ТРИЗ были разработаны рабочие тетради
"Уроки творчества"
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
Опять-таки - откуда это проблема? Учителя ничего не могут сделать без существенной поддержки родителей, без их одобрения, в конце-концов ребенок больше времени проводит за стенами школы! Плюс нищенские зарплаты. За копейки очень сложно найти в себе энтузиазм зажигать творческий огонь в чужих детях, когда думаешь, чем будешь кормить сегодня собственных.
А родители в свою очередь подчас считают, что на образование их детей, на формирование их творческих наклонностей есть школа и педагоги. И сами сознательно уклоняются от этого. Необходим же конструктивный диалог.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
Лариса, полностью с Вами согласна, конструктивный диалог необходим. И поддержка со стороны родителей принимается учителями с радостью, только не так часто это происходит. Это они (родители) больше ссылаются на нехватку денежных средств и времени, а не учителя. Хотя в семьях, как правило, один и за редким исключением два ребёнка. Это проблема! Я разговаривала со своими родителями, что их деткам именно сейчас нужны они. В ответ услышала: "Нет времени". А мы как работали, так и работаем. И денег у учительства никогда много не было. А энтузиасты были, есть и будут всегда, не зависимо от зарплаты.
На: "Я говорю ТВОРЧЕСТВО, подразумеваю ЛИЧНОСТЬ"
К сожалению, реалии таковы, что при всех стараниях педагога и окружающих взрослых, очень сложно сохранить этот хрупкий мост в мир Творчества. Быт, жизненные проблемы и разочарования , приходящие с возрастом рушат его. Тем более, элементарно, чтобы творить - нужно его Величество время, а многим - уединение, взможность сконцентрироваться на внутренних ощущениях. Вдохновение же не ждет. У меня осталось очень много нереализованных задумок, ненарисованных изображений и незаписанных стихов именно из-за банальной невозможности сесть и заняться ими.
Поэтому взрослые просто обязаны дать ребенку шанс выплеснуть творческие соки, пока его не поглотил мир взрослых проблем.