Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ярмахов Б. Планшеты, смартфоны на уроках и дома: польза или вред для школьника?

Автор: 
Борис Ярмахов
Место работы: 
автор книги «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе»

Планшеты, смартфоны на уроках и дома: польза или вред для школьника?

 

Информатизация образования и активное применение мобильных устройств дома и в школе – новый этап в развитии учебного процесса и  системы образования в целом. Перемены всегда воспринимались и будут восприниматься неоднозначно. Каждое нововведение  найдет как сторонников, так и тех, кто выскажется «против». Но мы уже успели вступить в эпоху активной компьютеризации и мобилизации, поэтому важно осмыслить возможности и  оценить результаты, к которым приведут новые технологии в образовании. Над этим работают многие исследователи, среди которых и Борис Ярмахов, автор книги «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе».

 

В своей книге Борис Ярмахов рассказывает о том, как можно использовать мобильные технологии на уроках в школе и дома, анализирует опыт их внедрения в России и зарубежом.

 

- Почему школьникам важно использовать компьютер на уроках? Ведь, на самом деле, компьютеры и мобильные устройства есть дома у каждого, и дети едва ли не с раннего детства начинают разбираться в технике?

- С одой стороны, совершенно очевидно, что процесс образования происходит не только в школах.
Границы образования раздвинулись, оно связано с самыми разными областями человеческой жизни. Сегодня дети просто учатся с помощью компьютеров - надо принять это как данность. Школе же нужно бежать очень быстро, чтобы попадать в темп современной жизни.

 

- В своей  книге «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе» Вы описываете особый подход к обучению. Расскажите коротко, в чем он заключается? 

-   «1 ученик : 1 компьютер» - это  некая образовательная ситуация, в которой учебный ноутбук, подключенный к беспроводной сети, служит основным инструментом обучения школьника. Это универсальное устройство позволяет ученику получить опыт моделирования, наблюдения и взаимодействия. Основная цель концепции – мобильный доступ к образовательным ресурсам и индивидуальный подход к обучению с применением современных технологий.

 

- Могу сказать больше - я, да и не только я, все мы живем в ситуации, когда эта модель проникает во все сферы нашей жизни, а не только в образование.

- Совершенно точно! Компьютер уже давно стал помощником и рабочим инструментом, а также средством, обеспечивающим доступ к информации и коммуникации для всех, а не только для тех, чья работа связана с компьютерными технологиями напрямую. Поэтому, вне зависимости от того, как мы, люди образования, будем относиться к этому, наши школьники будут приносить на уроки смартфоны и планшеты, студенты будут приходить на лекции с ноутбуками, и на это необходимо делать поправку. Учебный процесс поменялся очень сильно даже из-за самой возможности того, что у учащегося может быть доступ к сети и ее ресурсам. Естественно, даже в рамках одной образовательной системы отношение к этому разное. Кто-то ностальгирует по “старым добрым временам”, делая вид, что ничего этого не происходит. Кто-то пытается разобраться с тем, как действовать в этой новой ситуации.

 

- Есть ли опасность в том, что дети постоянно занимаются с компьютером? Начинают использовать его везде, в школе и дома. Насколько это полезно? Какой вред это может принести ребенку? Как его уменьшить? 

- Компьютеры, планшеты, смартфоны и другие мобильные устройства содержат пользу или вред для школьника в той мере, в какой пользу или вред содержат молотки, гвозди, тюбики с клеем и розетки электрической сети. Все перечисленное - это инструменты, которые можно использовать примерно миллионом способов во благо школьников и ровно таким же количеством способов - во вред ему. Все перечисленное - это элементы жизни современного ребенка и подростка.  Что именно они этому ребенку или подростку будут приносить, зависит целиком от взрослого - учителя или родителя, который может на эту среду влиять. Для того, чтобы сделать пользу максимальной, а вред - минимальным, учитель может сделать только одно - быть хорошим учителем.

 

- Вы сами становились участником занятий с применением модели «1:1»? Видели как это работает на практике? (В России, зарубежом).

Мне не раз приходилось и наблюдать и самому участвовать в уроках, на которых учащиеся имели возможность пользоваться своими мобильными устройствами. Было это в США, Канаде, Австралии и, что еще более отрадно - во многих городах нашей страны.

 

-  Именно этот опыт Вы хотели передать читателю на страницах книги?

- Да, так. Я сознавал, что это будет, по сути, первая монография, обобщающая опыт такого рода на русском языке и что ее будут читать люди, имеющие конкретные вопросы. Учитель, который хочет решить, разрешать ли ученику использовать компьютер на уроке или нет, директор школы, думающий о том, покупать ли технику и, если “да”, то какую, родитель, которому надо как то понять, как ко всему этому относиться. Для этих людей и написана эта книга.   Старался также прописать сюжет, историю того, что происходило в этой области с разными людьми и в разных местах. Мне хотелось, чтобы на страницах книги появились такие эксперты, как Алан Кей и Сеймур Пейперт, Джон Дьюи и Ян Амос Коменский, Дэвид Лоудер и Ангус Кинг. Думаю, что с какой бы целью читатель не брал бы в руки книгу, он всегда хочет увидеть сквозь текст истории других людей. В этом смысле издание адресовано самому широкому кругу читателей.

 

- Как Вы заинтересовались темой школьной информатизации?
-  Для меня это очень давнишняя и личная история, которую я называю “информатизация себя”. В середине восьмидесятых годов мне, тогда ученику девятого класса физико-математической школы, довелось в роли “подопытного” участвовать в эксперименте по внедрению школьного курса информатики. Это было еще до того, как в школах появились компьютеры, как были написаны учебники и подготовлены учителя. Не все тога было гладко, но нам - тогдашним школьникам - было очень интересно. Компьютер казался существом из совсем другого мира, чем обычные учебники и тетради. Уже позже я познакомился с идеей американского математика и психолога Сеймура Пейперта о том, что компьютер может и должен стать “мощным инструментом развития мышления ребенка”. Мысль эту я до сих пор считаю очень правильной. О том, как компьютер может стать инструментом развития мышления ребенка я думал и студентом в институте, и, работая учителем в школе. Этой темой я продолжаю заниматься и сейчас.

 

- Расскажите о том, как  появилась идея написать книгу?
Я думаю, что сейчас такое время, когда каждый пишущий человек должен уметь писать в разных форматах - от сообщения в Твиттере из 120 символов до монографии в несколько сотен страниц. У меня довольно большой опыт в педагогической журналистике, за время работы в высшем образовании написано несколько десятков публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях. С 2001 года, когда я начал пользоваться Живым Журналом, меня стал все больше привлекать формат блога. Сначала это были какие-то дневниковые записи, “трэвелоги”, написанные в поездках, потом - публикации в жанре “литературных расследований”. В то же время я не переставал заниматься своей главной темой - информационные технологии в образовании. Важную роль для меня сыграло предложение вести авторскую колонку на блого-портале “Образовательная Галактика Intel”. Если ранее я писал, следуя исключительно собственному интересу к теме, то ведение колонки создает какую-то структуру, дисциплину. Теперь, когда я что-то читаю или куда-то еду, я смотрю на происходящее глазами автора - пытаясь найти интересный сюжет или поворот темы. В какой то момент я обнаружил, что многое из того, что я пишу, так или иначе связано с моделью “1 ученик : 1 компьютер”. И в какой-то момент количество переросло в качество. Публикаций накопилось так много, что возникла потребность структурировать текст, начать думать о нем уже в формате книги.

 

-Когда вы работали над книгой, брали советы у будущих читателей?  Делали ли исправления в соответствии с их пожеланиями?

При работе над рукописью я выкладывал ее фрагменты в виде самостоятельных публикаций в своем блоге. Каждый такой фрагмент был вполне самостоятельным текстом, как я их сначала называл, “приключением”, Собственно, рабочим названием книги было “Удивительные приклчения одинодинцев в Классноурочии”. Одинодинцы - это учителя и ученики, которые умеют и любят учить и учиться с помощью современных технологи. В ходе публикации фрагментов книги в блоге я получил на них несколько сотен комментариев.  Были хорошие советы о том, как модель 1:1 может использоваться на уроках, информация о том, что происходит в этом направлении в различных регионах. Эти комментарии очень помогли мне при работе над итоговой версией рукописи.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн