Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русские народные музыкальные инструменты.

Submitted by Александра Иванова on вс, 07/04/2013 - 17:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Александра Васильевна
Место работы, должность: 
Мичуринский район,Староказинский филиал МБОУ Новоникольская СОШ, учитель музыки,воспитатель ГПД
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник «Музыка» для 4 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011. 

 

 

 

 

Используемая методическая литература: 

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000 

Ивановский Ю.А. Занимательная музыка/Ростов н/Д Феникс 2005 

Шорникова М. Музыкальная литература/Ростов н/Д Феникс 2005.

Используемое оборудование: 

Мультимедийное оборудование с проектором, компьютер, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, свирели, рожок). 

Используемые ЦОР: 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru)

Краткое описание: 
Урок посвящен изучению русских народных музыкальных инструментов, показывает их самобытность и место в жизни русского человека, знакомит с приёмами исполнительского развития в народной музыке.

Тема: «Русские народные музыкальные инструменты.»

 

 

Цель урока
Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке. 
Задачи:
Обучающие
1.Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2.Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, свирели, рожок ) .
3.Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.
Развивающие
1.Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2.Развивать у обучающихся осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
3.Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2.Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.


Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока
сказка-игра.

 

Примечание: 
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате
Power Point.

Ход урока.

 

1. Организационный. 
Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
2. Актуализация знаний.
Учитель: прием "Фантастическая добавка"
Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали русскую народную музыку. Русский народ – самый талантливый в мире .Сколько красивых песен сочинили русские люди, сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов, а сколько волшебных русских сказок знаем мы с вами! 
Сегодняшний урок мы с вами проведем с музыкальной сказкой, герои которой будут не совсем обычные- это музыкальные инструменты.
Учитель: Называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка  поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

3.Объяснение нового материала.

Примечание:
учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.
Учитель: Прежде чем начать рассказывать сказку, давайте разделимся на 3 команды. Назовем мы наши команды названиями тех инструментов, с которыми сегодня познакомимся.1-«Деревянные ложки», им мы раздадим ложки, 2-«Рубель и трещотки», им тоже в руки дадим их инструмент, и 3-«Рожок», они получают его в свою команду. Я рассказываю сказку ,а вы слушаете и соревнуетесь.Прием "Игровая цель"

-1 Конкурс называется «Сообщение»-домашняя заготовка.( Команды заранее готовят сообщение о скоморохах, о гуслях и о балалайке.)Прием "Своя опора"

-2 Конкурс капитанов называется «Артист».( Выбираются капитаны, им сразу же дается задание: во время сказки нужно вовремя вставить фразы, которые написаны на листках. Задача, как можно артистичней произнести их и в нужное время. Поэтому каждая команда внимательно слушает сказку. Команды получают несколько строчек ,написанных на листке(деление по рядам).

-3 Конкурс «Оркестровая партитура»
-4 Конкурс « Вариация »

Оцениваться конкурсы будут смайликами. Какая команда наберет больше всех улыбающихся смайликов, та и выиграла.

Итак… сказка начинается. Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи.

-А вы знаете кто такие скоморохи? (Сообщение команды)1команда

Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. 
Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.м. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».
Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.

-А вы знаете что это за инструменты? 

-Сообщения-справки детей(краткий рассказ об этих народных инструментах)2 и 3 команды.
Учитель:Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. (Конкурс капитанов)

1к. «Деревянные ложки»«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. 
Учитель:«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».
2к. «Трещотка и рубель»«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Учитель:Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!».

3к «Рожок»«Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить».

Учитель: «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. 
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.А вы, ребята, слышали голоса музыкальных инструментов в оркестре?Ответы детей.

Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Полянка» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка и рожок. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Следующий конкурс «Оркестровая партитура» Прием "Шаг за шагом"

Учитель: Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку. 

Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала  одним инструментом(по командам), затем все одновременно)
Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.
Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере русской народной песни «Василек». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.
 4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.
Примечание: используется запись р.н.п. «Василек» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на деревянных ложках, свирели, рожке, трещотках. 
Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполнял её в разных регистрах.
Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения. 
Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией. 
Следующий конкурс« Вариация »
Примечание:
р.н.п. «Василек» исполняется ещё раз с изменениями.
5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. 

Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждая команда  придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его  другой)Проверкой для вас станет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки. 
Примечание:
Участвуют все команды.

6.Заключительный этап.

Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению.У нас у команд одинаковое количество смайликов, а это значит победила дружба,но ведь и не могло быть иначе,т.к. сказки хорошо заканчиваются. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам в соревновании, научила исполнять музыку по-разному, с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание. 
С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня в вашем исполнении?Прием "До и после"
Исполняется песня «Свирель да рожок» 
Учитель: Спасибо всем ребятам за замечательное исполнение песни. За урок ставлю всем пятерки. Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой!
Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Приложение:
Свирель да рожок.
Композитор: Чичков Ю.
Автор слов: Синявский П.
1 куплет.
Жили – были пастух да пастушка,
Жили – были свирель да рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок.

Припев: 
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.

2 куплет.
Выходили грибы на опушку,
Выбегали цветы на лужок,
Где гуляли пастух да пастушка,
Где играли свирель да рожок.

Припев:
3 куплет.
То малиновкой в роще звенели,
То летели стрижом в облака
Камышовые трели свирели
И кленовые песни рожка

 

 

Прикрепленный файл Size
русские народные инструменты.pptx 1.28 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн