Перед вами бланк с в возможными полями для описания фрагмента урока при работе с тем или иным ЦОРом.
Заполните его, пожалуйста.
Красным наклонным шрифтом обозначены подсказки, что и в каких полях вам необходимо написать.
Для того, чтобы войти в режим редактирования данной страницы, в поле "Выберите действие" (расположено наверху, под названием задания) необходимо выбрать "Изменить".
Для сохранения измененений, нажмите кнопку "Сохранить" внизу страницы.
Задание 3. Фрагмент урока. Группа 5. "Сложные бессоюзные предложения".
ФРАГМЕНТЫ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТАБЛИЦЫ «СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Предмет «Русский язык»
Раздел: Синтаксис
Подраздел: Сложное предложение Тема: Сложное бессоюзное предложение
Тематический элемент: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Краткое описание ЦОРа
Местонахождение в ЕК: Русский язык/Наборы цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д./ 9 класс/ Сложные предложения/ Сложные бессоюзные предложения/ Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них.
Краткое описание: Интерактивная гипермедийная многоуровневая таблица; раскрывает значения бессоюзных сложных предложений, объясняет постановку знаков препинания в них; открывающиеся вложения содержат указания на знаки препинания, замену союзами и текстовый комментарий.
ФРАГМЕНТ № 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: познакомить учащихся с различными значениями сложных бессоюзных предложений, с разновидностями и правилами постановки знаков препинания между частями сложного бессоюзного предложения
Условия для использования ЦОР
Оборудование: экран + проектор или интерактивная доска
Исходная компетенция учителя : владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика : не требуется
Вариант 1.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: объяснение нового материала учителем
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя:
Объяснение нового материала с использованием ЦОР как демонстрационного, иллюстративного средства. Учитель, открыв заранее все ячейки таблицы, объясняет учащимся основные случаи постановки знаков препинания между частями сложного бессоюзного предложения.
Роль ученика: пассивное восприятие информации.
Вариант 2.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение нового учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя:
Постановка проблемных задач на основе информации второго уровня (подсветка строк, увеличение знака "вопрос") интерактивной таблицы. Ответы учеников подтверждаются или корректируются учителем на основе информации третьего уровня интерактивной таблицы (открытие вложений).
Вопросы учителя:
- Какие знаки препинания возможны между частями СБП? (По ходу ответов учеников открываются знаки в первом столбике таблицы)
- Можете ли вы объяснить, чем по своему значению отличаются предложения первой, второй и третьей группы? ( По ходу рассуждения учащихся активизируются значки "!", позволяющие правильно определить значения частей СБП)
- Почему в таблице части предложений обозначены двумя цветами?
(Активизируется верхняя часть таблицы "Значения". Это позволяет ещё раз назвать все значения, которые могут иметь части СБП)
- Попробуйте сделать вывод о том, как зависит постановка знаков препинания между частями СБП от значений предложений.
- Обратите внимание, в нашей таблице есть ещё один столбик. (Подводится подсветка) Как вы думаете, что в нём содержится?
После всех предположений и подведения учащихся к выводу о возможной мысленной постановке союзов между частями СБП активизируются ячейки третьего столбика.
После этого на доске учитель, обращаясь к помощи учащихся, составляет схемы БСП с возможной подстановкой союзов. Таким образом в тетрадях учащихся появляются все возможные случаи постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире между частями СБП. Примеры берутся из таблицы, находящейся в это время на экране, и дополняются самостоятельными примерами учащихся
Роль ученика: участие в решении проблемных задач.
ФРАГМЕНТ № 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(после изучения темы в 9 классе или в 11 классе при повторении СИНТАКСИСА, подготовке к ЕГЭ)
(при поддержке других ЦОРов ЕК)
Цель: освоение различных значений сложных бессоюзных предложений, выработка умений правильно выбирать знак препинания между частями сложного бессоюзного предложения.
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор + экран или интерактивная доска, принтер
Исходная компетенция учителя: владение компьютером и проекционным оборудованием , детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика: не требуется.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: Создание проблемной учебной ситуации на основе таблицы "Сложные бессоюзные предложения".
Возможные вопросы учителя:
- Перед вами интерактивная таблица. Вспомните, пожалуйста, какие знаки препинания ставятся между частями СБП и от чего это зависит. Почему предложения в таблице выделены двумя цветами? (После обсуждения темы активизируются все ячейки таблицы)
- Скажите, какой знак препинания, возможный в СБП, не представлен в таблице? Приведите пример такого предложения.
- Какой случай постановки тире не представлен в таблице? Приведите пример.
- Запишите по одному своему предложению на: 1 вариант - случаи постановки тире, 2 вариант - случаи постановки двоеточия в СБП.
Далее учащимся предлагается раздаточный материал (карточки, распечатанные на принтере) с предложениями из Учебного словаря "Сложные бессоюзные предложения" (из ЦОРов). В предложениях необходимо расставить знаки препинания, устно объяснить их.
Учебный словарь "Сложные бессоюзные предложения"
Удачным является также использование таких ресурсов Единой коллекции:
Интерактивный текст с заданием "Объясните знаки препинания между частями бессоюзного предложения". Вариант 1
Тест "Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении"
Электронное задание "Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении". Вариант 3
Роль ученика: участие в решении проблемных задач.
ФРАГМЕНТ 3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (при поддержке других ЦОРов ЕК)
Цель:
Контроль сформированности предметной, коммуникативной и информационной компетенций.
Условия для использования ЦОР
Оборудование: компьютерный класс, проектор+экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя : владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика: владение компьютером, умение открывать ресурсы ЕК.
Форма организации учебной деятельности
Самостоятельная групповая работа: подготовка сообщения по теме. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: сообщение учеников, коллективное обсуждение.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: составление задания: формулировка, список дополнительных ресурсов, формирование групп исполнителей (групповая работа), определение критериев и форм её оценки (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).
Поддержка другими ЦОР: названы выше
Возможная форма проведения такого учебного занятия: Заседание учёного совета
Используя таблицу и дополнительные ресурсы ЕК по теме, а также учебник русского языка, учащиеся, разбившись при этом на 3 группы, готовят за компьютерами сообщения по следующим темам соответственно:
1) Значения сложных бессоюзных предложений, между частями которых ставятся запятая и точка с запятой.
2) Значения сложных бессоюзных предложений, между частями которых ставится двоеточие.
3) Значения сложных предложений, между частями которых ствится тире.
Каждая группа, кроме теоретического материала, подбирает также 2-3 упражнения, которые будут предлагаться выступающими всем ученикам класса. Упражнения также возможны из ЦОР ЕК.
После предварительной подготовки при выступлении "главных учёных" (представителей групп) каждый из них активизирует только ту часть таблицы, которая касается его вопроса. В результате после выступления третьего "учёного" вся таблица раскрыта.
Ход урока примерно такой (лучше проводить 2 спаренных урока):
1) работа в группах (в компьютерном классе): подготовка выступления (теоретической части вопроса) с использованием интерактивной таблицы, подборка упражнений для класса;
2) выступление представителя первой группы;
3) обсуждение этого выступления в классе, ответы выступающего на вопросы других "учёных";
4) выполнение классом упражнений, которые предлагает первый выступающий;
5)... аналогичное выступление двух других "учёных";
6) обсуждение работы "Учёного совета", подведение итогов.
Роль ученика: подготовка сообщения, публичное выступление, ответы на вопросы, участие в дискуссии, оценка, самооценка.
|