Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



резерв

Как эффективно готовить новых руководителей школы?

Фото пользователя Вера Владимировна Целикова
Submitted by Вера Владимировна Целикова on пн, 28/06/2010 - 15:15

В этом году удалось быть куратором квалификационных курсов по подготовке резерва руководителей Городецкого района (www.openclass.ru/wiki-albums


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

батик

Данные об авторе
Автор(ы): 
Аброськина С,П,
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №1 учитель

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 

• Совершенствовать навыки, приёмы при создании батика; • Углубить знания по технологии создания декоративных изделий; • Узнать историю возникновения батика. • Работать в технике узелковый батик; • Ознакомиться с инструментами, приспособлениями, материалами. • Воспитывать аккуратность, внимательность, эстетический вкус. • Развивать творческую инициативу, эстетический вкус;

Учеников в классе: 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) }

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

Учебный элемент

Обучение технике росписи ткани

 

Цели и задачи.

 

Изучив данный УЭ-самоучитель, вы сможете:

·        Совершенствовать навыки, приёмы при создании батика;

·        Углубить знания по технологии создания декоративных изделий;

·        Узнать историю возникновения батика.

·        Работать в технике узелковый батик;

·        Ознакомиться с инструментами, приспособлениями, материалами.

·        Воспитывать аккуратность, внимательность, эстетический вкус.

·        Развивать творческую инициативу, эстетический вкус;

 

Организация рабочего места.

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

-       должно быть сухим, светлым, теплым

-       с естественным доступом воздуха

-       хорошо налаженной вентиляцией

-       по площади достаточной для проведения в составе 15-20  человек.

Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения должна быть не менее 2,5 кв.м.на человека, для помещения предусматриваются форточки и фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерывах между занятиями групп.

Температура в кабинете должна поддерживаться от +17 до +20 С при влажности 40-60 %

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать иллюминисцентными лампами, они создают освещение близко к естественному свету, что очень важно при работе. Для обеспечения достаточно по  мощности, не слепящего, равномерного и теневого освещения. Светильники нужно подвешивать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга на высоте не более 2,2м. от поверхности столов. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые. В оформлении кабинета большое значение играет окраски стен.

Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

   Столы надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы. Подход к рабочим местам должен быть свободным с обеих сторон. Расстояние между столами должно быть 50-80см. между рядами 1,2-1,5м. от стен и от окон 0,6-0,8м.

  Расстояние между глазами учащегося и работой не должно превышать 25-30см. необходимо предусмотреть место для ВТО изделий.

  В интерьере кабинета необходимо сочетать цветовое сочетание отдельных элементов, масштаба. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы  таким образом, чтобы в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у учащихся.

 

Требования по технике безопасности .

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

1.     быть крайне осторожным и аккуратным с воспламеняющимися и ядовитыми веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

2.     на рабочем месте должны находится только нужные для красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

3.     изготовление красильных растворов необходимо делать при открытом окне или в помещении с вытяжным шкафом.

4.     необходимо быть очень осторожным при работе с резрвным раствором для горячего и холодного батика. Компоненты этих смесей сильно воспламеняющими и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны.  

·        Правила технике безопасности с колющими и режущими инструментами.

5.     Иглы и булавки держать в игольнице, не вкладывать в одежду, стол и другие предметы;

6.     Не шить ржавой иглой;

7.     Сломанную иглу не бросать;

8.     Ножницы класть справа (лезвия у них должны быть сомкнуты) кольцами к себе; не класть на край стола;

·        Правила техники безопасности при работе с утюгом

9.     Перед работой необходимо проверить исправность шнура;

10. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки;

11. Ставить утюг на специальную подставку;

12. Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура, чтобы шнур не перекручивался во время работы;

13. По окончанию выключать утюг;

 

История батика

 

   Искусство батика зародилось в Индонезии. Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На острове Ява в обиходе использовалось слово амбатик, которое переводиться, как рисовать, писать, гравировать. Наиболее известны те способы разрисовки тканей, в которых применяются различные резервирующие составы. Использовались, как правило, хлопковые ткани. Именно на острове Ява искусство батика достигло высочайшего технологического мастерства и изысканности. Рисунки были разнообразны: геометрический, растительный орнамент, мифологические сюжеты на темы Махабхараты, Рамаямы, преданий Индонезии, Бирмы, Суматры, изображение фантастических птиц и богов Востока. Индонезийский классический батик малоцветен, сама техника ограничивала его палитру, цвет перекрывался  не более десяти раз. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска – индиго. Рецепты изготовления синей краски, как и сами рисунки были, величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались в ручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам – палочки с острым концом и желобком, которая создавала тонкий графический рисунок.

    В приданом каждой девушки были обязательны вещи выполненные в технике батика – одежда, красочная материя ,для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

   В начале XVII века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли батик для Европы. Просвещённые и свободные голландцы не могли не заметить, что настенные панно индонезийцев поразительно напоминают фрески в храмах и деревянные иконы славянских народов.

   В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», и развивался в основном в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Тбилиси, Киев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка ткани для батика.

 

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Перед росписью ткань предварительно замачивают в воде на 1-2 часа, а потом, вываривают в мыльно-содовом растворе или растворе стирального порошка 30-40 минут.

После этого ткань нужно тщательно прополоскать в тёплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что ткань даёт усадку.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов (узлов, петель, утолщения ниток, блесен и т.д.)

При росписи большое значение имеет ткацкое переплетение ткани, её толщина плотность ткани. От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия, и наоборот. Наилучшими для росписи являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения.

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются: батист, шифон, маркизет, мадаполан, бязь, полотно, ситец.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозного волокон, ацетатных и триацетатных ниток. Их роспись не вызывает особенных трудностей, среди них лучше поглощают краски из вискозных волокон.

Из синтетических тканей для росписи используют капроновые. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной  линии, при этом могут быть пятна, ореолы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.

 

Способы распознавания волокон при сжигании.

Волокно

Поверхность волокна

Поведение волокна

Запах при горении

Оттенок после горения

при поднесении к огню

в огне

при выносе из огня

хлопок, лен

рыхлая, шероховатая,
матовая, сминается

не плавится, не сжимается

горит быстро

продолжает гореть ярким желтым

жженой бумаги

светло-серый или черный рассыпчатый пепел

вискоза

гладкая, блестящая, сминается

--//--

--//--

--//--

--//--

--//--

шелк натуральный

гладкая, блестящая, не сминается

скручивается

горит медленно, вспышками

горит медленно или прекращает горение

жженого пера

маленький черный шарик, растирающийся в пальцах

шерсть

рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая, не сминается

--//--

--//--

--//--

--//--

--//--

ацетатное, триацетатное

гладкая, блестящая, сминается

спекается

горит быстро, одновременно спекаясь

продолжает гореть

уксуса

спекшийся бурый шарик, мало пепла

лавсан

гладкая, матовая, не сминается

плавится, сжимается

плавится, а потом горит слабым желтым пламенем

горит пламенем желтого копотью, из образовавшегося смоляного шарика легко вытягиваются нитки

без характерного запаха

твердый шарик, не растирается пальцами

капрон, нейлон

гладкая, блестящая, не сминается

--//--

плавится, а потом горит слабым желтым пламенем

--//--

--//--

--//--

нитрон

рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая, не сминается

скручивается, сжимается

скручивается, горит ярким пламенем, выделяя много копоти

горит ярким пламенем, выделяя много копоти

--//--

рыхлый, неправильной формы шарик, легко растирается пальцами

хлорин

--//--

спекается

размягчается и скручивается без горения

размягчается и скручивается

запах дуста

--//--

смешанное синтетическое и натуральное

зависит от состава, не сминается

сжимается

горит медленно, уменьшаясь в размере

продолжает гореть

зависит от состава ткани

черный, спекшийся шарик

 

Инструменты для батика.

Подрамник для батика.

Все виды росписей исполняют на деревянных рамках, которые бывают раздвижными и не раздвижными. Рис. 1 – а, б, в, г, - раздвижные рейки.

рис1

Ткань на подрамник крепиться с помощью кнопок с внешней стороны реек. Порядок  натягивания ткани на подрамник такой: сначала она закрепляется под углом, а затем том порядке как показано на рисунке 2,3. полностью прикалывается та сторона ткани, у которой есть кромка. Чем больше кнопок, тем ровнее натягивается материал ( рис 4).

рис 2.          рис 3. рис 4

Можно прикалывать ткань и с изнаночной подрамника. Ткань туго натягивают туго на раму, для того чтобы не было перекосов ниток основы и утка. Можно натягивать ткань во влажном состоянии.                                  Перенося рисунок на ткань, нужно учитывать, что при растяжении уток растягивается больше, чем основа. Это особенно важно для раппортного рисунка геометрического характера. В процессе работы не рекомендуется подтягивать ткань во избежание перекосов и нарушения резервной линии.   После росписи изделия высушивают и запаривают для того, чтобы зафиксировать краску на волокне. Запаривают в основном вещи утилитарного назначения (одежда, скатерти, шторы и т.д. , то есть то что в дальнейшем подлежит стирке). Изделия декоративного назначения можно не запаривать.                     

Учебный элемент 1

Узелковый батик.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения.
После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.
Чтобы получить более интересный и многоцветный рисунок, такое крашение можно повторить 2-3 раза красками других цветов. Для этого после первого окрашивания и промывки материала узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других закрашенных уже участках ткани и снова красят в ванной другого цвета, так получают уже большее количество тонов и еще более интересный рисунок. Это можно повторить и третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такое крашение делается от светлого цвета (первое крашение) до самого темного (третье крашение). Но необходимо знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную красивую окраску. Узелковое крашение делается на различных тканях ( хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шёлке, ацетатных, триацетатных и капроне) - разными классами красителей. Лучше всего для этого подходят прямые, активные, кислотные или дисперсные красители. Можно применять также и натуральные красители.
Во время завязывания узелков нитками их следует затягивать очень прочно и туго. Чем толще ткань, тем сильнее затягивается нитка, и тем тоньше она должна быть. Нитки берутся суровые или отбеленные, так как цветные нитки обычно при крашении линяют и дают нежелательную окраску. Однако цвет можно предварительно запланировать, используя во время вязания узелков нитки определенной окраски.

Способы складывания тканей и завязывания узелков

Чтобы получить самый простой орнаментальный узор, необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревки или шнуром (рис. 1). После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса. Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать Шнуром или нитками (рис. 2). После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.

       рис 1 рис 2.

Орнаментальные полосы, но другого характера, можно получить при помощи двух дощечек. Ткань складывают «гармошкой», закладывают между двумя дощечками и, прочно зажав, перевязывают (рис. 3). Ширина полосы зависит от укладки ткани - чем дальше от краев дощечек будет выступать ткань, тем шире будут цветные полосы. Зажатую между дощечек ткань вместе с ними бросают в красильную ванну и красят. Дощечки должны быть из неокрашенного дерева, не покрытого ни морилкой, ни лаком. Более простым способом можно получить параллельные полосы, сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками (рис. 4а). Более сложный узор получится, если обмотать ткань в виде конуса (рис. 4б). После крашения ткань тщательно промывают, и если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.

Рис 3 рис 4.

Чтобы получить узор в клеточку, необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками (рис. 5). Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат.
Чтобы получить более сложный рисунок в виде квадратиков, нужно по намеченным линиям прошить кусок ткани нитками, потом их стянуть. Хорошо стянутые нитки не дадут ткани покраситься в этих местах, образуя светлые полосы. Можно этот рисунок усложнить: после того как нитки стянуты, можно другими нитками, хаотично, туго обмотать этот кусок ткани (рис. 6). Получится очень красивый рисунок: квадраты с мраморными разводами.

              рис 5      рис 6          рис 7

Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани, а затем его покрасив.
Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем, затянув нитки по этим наметкам (рис. 7), получим диагональные полосы.
Более красивые и сложные диагональные полосы получатся, если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками (рис. 8).

Учебный элемент 2

Горячий батик

При росписи горячим батиком контуры рисунка и отдельные участки покрываются горячим резервом. Отсюда и название - горячий батик. В горячем батике резервирование ткани является временным, вспомогательным процессом. По окончании работы резерв с ткани снимается.

Резервы

Основной составной частью для резервов горячего батика является парафин. Один он почти не применяется, потому что после высыхания он становится твердым и сильно крошится. Второй составной частью резерва является искусственный или пчелиный воск (лучше брать пчелиный), а также вазелин. Соотношение этих составляющих может быть разным. Вы сами должны подобрать для себя оптимальный вариант. Увеличение в составе резерва количества воска ведет к увеличению пластичности

Горячие резервы для батика, в граммах.

Резервы

1

2

3

4

5

Парафин

250

400

250

350

250

Воск пчелиный или искусственный

250

100

230

-

125

Вазелин технический

-

-

20

150

125

 

500

500

500

502

500

Инструменты и материалы

Как для росписи холодным батиком, так и для росписи горячим батиком применяют разные несложные инструменты - это лейки, рейсфедеры, ножи и т.д. Некоторые из них можно приготовить самому.
Кисти. В горячем батике чаще всего используют кисти из щетины разных размеров с деревянными ручками, потому что работают кистями не только с красками, но и с резервом, а он должен все время быть горячим.
Рейсфедеры. Применяют обычные чертежные рейсфедеры

Способы росписи.

Существуют три способа росписи горячим 6атиком: простой батик (в одно покрытие), сложный (в два и более покрытия) и работа от пятна.
Простой батик. На ткань, натянутую на подрамник, наносят узор или рисунок горячим резервом. После остывания и охлаждения резерва всю ткань кистью или тампоном покрывают краской или снимают с рамы и опускают в сосуд с краской. Капельки краски, оставшиеся на резерве, следует вытереть чистой тряпочкой или тампоном. После высыхания краски непокрытые резервом участки ткани покрывают им, дают остыть. После этого изделие кладут между несколькими слоями старых газет или другой гигроскопической бумаги и проглаживают горячим утюгом. Когда бумага пропитывается резервом, ее меняют на чистую и так до тех пор, пока бумага не перестанет впитывать резерв. В результате получается светлый рисунок на темном фоне.

Сложный батик. На ткани выполняют несколько последовательных перекрытий резервом и краской. Каждое из этих перекрытий повторяет роспись простым батиком. После первого перекрытия ткани резервом ему дают остыть, потом незарезервированные участки покрывают светлой краской, она высыхает, снова нужные участки резервируют и покрывают свободные участки краской более темного цвета, после высыхания резервируют снова те участки, которые должны остаться расписанными этим цветом, потом покрывают краской еще более темного цвета и т.д. Сколько в работе нужно цветов, столько нужно повторять перекрытие резервом, красить и сушить. Такие перекрытия желательно делать не более 3-4 раза Перед снятием работы с подрамника нужно зарезервировать все остальные участки ткани, чтобы при снятии резерва на изделии не было «сухих» пятен на общем прорезервированном фоне. Снимать резерв нужно при помощи утюга и гигроскопической бумаги, как и в простом батике.
Следует помнить, что резерв при горячем батике наносится на полностью высохшую ткань, он должен быть горячим и полностью пропитывать материю. Чем более тонкая ткань, тем более горячим должен быть резерв и наоборот.
Изделия из горячего батика выглядят интересней, если на них выполнить так называемый эффект кракле. После окончания работы, когда вся поверхность покрыта резервом, изделие снимают с подрамника и осторожно сминают руками в разных направлениях, при этом на резерве образуются трещинки различной длины и толщины. После этого ткань снова натягивают на подрамник и широкой кистью или тампоном покрывают краской темного цвета (желательно такого цвета как фон или темнее). Она проникает в трещинки, образует на рисунке тоненькую сеточку, которая очень красиво смотрится, особенно на более светлых участках. Желательно, чтобы краска попадала только в трещинки, если она попадет на резерв, то ее вытирают чистым тампоном или кусочком ткани.
Похожий эффект кракле можно еще достичь при помощи иголки. Для этого ткань не нужно снимать с подрамника и сминать ее руками. Резерв, которым покрыта вся ткань, аккуратно царапается иголкой (нужно делать это осторожно, чтобы не повредить материю), и в образовавшиеся канавки кистью втирается краска. После высыхания ткани резерв снимается так же, как и в предыдущих случаях.
После снятия резерва с горячего батика, так же,  изделие запаривается. Время и температура затаривания зависят от вида ткани и класса красителя.

Учебный элемент 3

Холодный батик

Холодный батик характеризуется четко выраженным графическим рисунком.
На деревянный подрамник равномерно натягивают предварительно подготовленную ткань. На натянутую ткань наносят рисунок карандашом или же переводят предварительно выполненный на бумаге. Теперь выполняем один из основных этапов холодного батика. По карандашному рисунку, по тем же линиям, на ткань наносят специальные резервные смеси. Для этого набирается резерв в трубочку. Загнутый конец трубочки опускают в сосуд с резервом, и через противоположный конец осторожно всасывают ртом состав. Заполняем трубочку нужным нам количеством резерва . Кончик вытирают, тканью или ватой. Рисунок строится в виде ограниченных деталей, и в их пределах красками расписывают изделие.

Резервы.

Для росписи методом холодный батик, выполняемым при помощи стеклянных трубочек, используют резервную смесь, в состав которой входят: резиновый клей, бензин, воск, парафин, вазелин и канифоль.
В холодном батике резерв не удаляется, а остается на ткани.
Если в задуманном вами произведении нужен цветной контур, то резерв можно подкрасить. Для этого применяют художественные масляные или печатные краски, которые для этого обезжиривают: краску выдавливают на пористую бумагу, сдавливают под небольшим прессом. Когда жировые пятна на бумаге станут еле заметными, то это значит, что краска обезжирилась и ее можно смешивать с приготовленным резервом. В одной работе можно применять несколько цветных резервов, в зависимости от ваших идей.
Следует учесть, что резервы с применением масляных и печатных красок дольше высыхают.

                                Инструменты и материалы

 В холодном батике рисунок может быть самым разнообразным, но должен быть четкий раздел цветовых участков. Каждый из них обводится резервом, который наносится на ткань при помощи небольших стеклянных трубочек размером 15-20 см с загнутым утонченным кончиком (рис.1).
На небольшом расстоянии от кончика трубочка имеет расширение, в которое набирается резерв. Кончик трубочки окунают в резерв, и с обратной (широкой) стороны трубочки он втягивается в расширение. Большое значение в работе имеет также угол наклона трубочки к ткани. Он не должен быть больше 130° (рис. 2).

                  рис 1    рис 2


По окончании работы трубочку необходимо промыть бензином, и в кончик вставить тоненький дротик, потому что при высыхании резерв застывает, и трубочка забивается. Если же это случилось, то необходимо трубочку опустить в бензин, чтобы засохший резерв растворился, или в горячую воду (температура 80-90°С), а потом трубочку продуть. Рабочий тоненький кончик трубочки нужно хорошо зачистить маленькой наждачной бумагой (нулевкой) или маленьким напильником. Это делается для того, чтобы край трубочки был гладким и ровным, тогда он не будет цепляться, царапать ткань, а будет плавно передвигаться по ткани в нужном вам направлении, что облегчит работу. При работе кончик трубочки с набранным резервом нужно постоянно протирать, потому что там собираются капельки, которые при соприкосновении с тканью образуют резервные капли. Поэтому в другой руке необходимо держать кусочек ткани или ватный тампончик для пропитывания.
Протертую трубочку быстро опускают на ткань, и когда резерв достигнет кончика, начинают наводить контуры рисунка. Когда трубочку отрывают от ткани, ее кончик следует повернуть вверх, чтобы резерв отошел от кончика.
В зависимости от волокнистого состава ткани трубочку нужно вести с разной скоростью. На более плотных и толстых тканях (полотно, мадаполам, бязь) контур обводится достаточно медленно для того, чтобы резерв полностью пропитал ткань; при необходимости на таких тканях резерв наносится с обеих сторон. При наведении контура рисунка на капроне и на натуральном шелке трубочку следует вести быстро, при этом, следя, насколько равномерно резерв пропитывает ткань. Качество наведенного контура проверяется с обратной стороны, пока резерв не просох. Места, плохо пропитанные резервом или имеющие пропуски, следует зарезервировать с обратной стороны.
После того как резерв нанесен на ткань, ему дают время высохнуть (примерно 30-40 минут). Цветные резервы с использованием масляных и печатных красок сохнут значительно дольше. Обычный резерв после высыхания становится прозрачным и незаметным. Обычно работа по резервированию (наведению контуров рисунка резервом) занимает около 70% времени, а на покрытие рисунка краской уходит около 30%.

 

 

 

Роспись красками

Следует помнить, что роспись красками можно начинать только после полного высыхания резерва, потому что краска может проникать через резервную линию и образовывать нежелательные пятна, смешиваясь с другим цветом. Также нельзя расписанный резервом рисунок оставлять более чем на 24 часа, так как резерв может дать ореол, который не будет допускать краску до краев контура.
Расписывать можно при помощи кистей и тампонов. В основном работу рекомендуется выполнять кистями разных размеров (номеров) и плотности (беличьи, колонковые). Тампоны в основном используются для покрытия больших плоскостей. Их можно изготовить самому из ваты и поролона. Перед началом работы с красками необходимо запомнить, что при высыхании они становятся светлее, и, чтобы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать так называемые выкраски. На кусочке расписываемой вами ткани необходимо резервом нанести небольшие квадратики по количеству используемых цветов, и после высыхания резерва залить их краской, которую вы будете использовать в работе. После их высыхания у вас будет конечная палитра цветов, и это поможет ориентироваться в работе.
Ткани из разных волокон не одинаково впитывают краски, поэтому они растекаются на разных тканях по-разному. Хорошо растекаются и впитываются краски на хлопчатобумажных, вискозных тканях, на натуральном щелке, немного хуже на ацетатных и триацетатных, еще хуже - на капроновых тканях. При росписи последних кисти и тампоны следует подводить к самому краю контура (резерва). В тканях, на которых краска хорошо растекается, во время покрытий небольших площадей рисунка кисть или тампон следует ставить в центре площади и краска сама равномерно подтечет к краям резервированного контура.
Во время покрытия больших площадей могут образоваться ореолы и затекания, чтобы этого избежать, нужно краску наносить одинаково насыщенным тампоном быстро и равномерно. Необходимо учитывать также, что краска на ткани довольно быстро высыхает. Большие площади заливаются краской слева направо и сверху вниз. Если в рисунке есть замкнутый периметр, например, кайма платка, работу нужно начинать с одного угла, желательно левого верхнего, и работать в обе стороны одновременно, если этого не сделать, то в работе будут ореолы и затекания.
Во время работы нужно следить, чтобы краска не проходила за пределы резерва. Если это случилось, то образовавшееся пятно надо обвести резервом, такие же пятна ввести на других участках, органично включая их в композицию рисунка.
Площадь рисунка на ткани необходимо перекрывать с первого раза, при повторном перекрытии могут образоваться участки с более темным цветом. Если по характеру рисунка нужно по цветовому пятну сделать несколько перекрытий цветом, то нужно дождаться высыхания краски, затем нанести резервную линию для повторного перекрытия, потом также для третьего и т.д.
Если есть неравномерные покрытия или затекания (в результате быстрого высыхания ткани, некачественных тампонов или кистей, медленной работы и т.д.), то эти участки следует залить краской повторно, но более темного цвета, или нанести резервом рисунок.
Готовые расписанные изделия сушат на рамах в горизонтальном положении, чтобы краски не подтекали к резервным контурам. После полного высыхания изделие снимают с рамы и запаривают, фиксируя краситель в волокна

Проектные задания

1.     салфетка

2.     носовой платок

3.     скатерть

4.     парео

5.     панно

Контрольные вопросы

1.    Как называется искусство росписи по ткани?

2.    В какой стране зародилось искусство росписи по ткани?

3.    Назовите инструменты и приспособления для батика?

4.    Как подготовить ткань для батика?

5.    Какие текстильные материалы идут на изготовление батика?

6.    Какие виды батика вы знаете?

7.    Какое значение для батика имеет переплетение?

Проблемная ситуация

1. на любимой футболке, осталось пятно от кофе, как с помощью узелкового батика продлить   срок её носки?

2. завтра праздничный ужин, а нет красивых салфеток, как из старой простыни сделать неповторимый дизайн праздничного стола?

Глоссарий

БАТИК - нанесение рисунка на ткань с помощью узлов -одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов, вид многоцветной ткани каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии

БАТИСТ (фр.) - тонкая, легкая, полупрозрачная хлопчатобумажная или льняная ткань полотняного переплетения. Имеет шелковистый блеск, гладкую поверхность, мягкая на ощупь Родина батиста -- Индия. Ткань используется при шитье женского белья, блузок, рубашек и т.п.

БУМАЗЕЯ (ит.) - хлопчатобумажная (первоначально называлась бумажная) тяжелая ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке Ткань обладает рыхлостью, пушистостью и мягкостью. Из нее шьют нательное белье, детские вещи

БЯЗЬ - прочная, плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, Широкая бязь называется полотно. Идет, в основном, на изготовление постельного белья. В старину на Руси - азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Была двух сортов: шиля - простая, и ханагаи - качеством выше                                                              ВИСКОЗА - первое искусственное волокно, завоевавшее коммерческий успех (начало 20 в ) Пользовалось популярностью в Англии, когда стал спадать спрос на креп, столь любимый состоятельными вдовами                                                                                                     ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА — специальный резервирующий состав для «горячего» батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости часто называется воском.

ДАМАСК - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном, в декоративных целях. В 18 в. эта ткань часто имитирует кружево. Названа по городу Дамаск в Сирии, где ее изготавливали  

 ЗАПАРИВАНИЕ — процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара      

ИКЕТ - традиционный платок из батика у яванцев, повязывается в виде тюрбана, закрепляется гребнем                                                                                                           

КАПРОН - синтетическое волокно, выпускаемое в России, используется в производстве тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью                                                                                                                     

КРАКЛЕ — сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.                           

КРЕП (фр.) - общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью Выпускаются ткани шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев и т.п.                                                                         

ЛЕН - растительное волокно, известное еще в глубокой древности. Льняные ткани вырабатываются из льняной пряжи. Их производили еще в Древнем Египте, который славился производством и выделкой льна. Его высоко ценили; чистая и светлая льняная одежда служила эмблемой невинности и нравственной чистоты. Изящные образцы льняного полотна на египетских мумиях и по сей день удивляют исследователей. В дальнейшем лен получил распространение в Греции и Риме, где из него изготовляли одежду, например, хитоны, постельные принадлежности и др. Кроме того, льняной холст использовали в качестве материала для писания картин (заупокойных портретов). Лен - материал очень прочный, в России и сейчас можно встретить не только в музеях, но и в семьях прекрасно расшитые льняные полотенца, украшенные кружевом, сделанные в конце 19 - начале 20 вв. В настоящее время вырабатываются разнообразные льняные ткани, например, атлас, батист, бостон, вольта и др.

МАДАПОЛАМ - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Сырьем для нее служит миткаль. Используется для нательного и постельного белья. Названа по городу в Индии

МОТИВ — основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней часто является композиционным и эмоциональным центром

НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.                                                            

 ОРГАНЗА - шелковая или капроновая прозрачная ткань  

ОБВЯЗКИ — веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создается узор путем перетягивания и обвязывания некоторых участков ткани                                  

ПАРЕО - большие платки с яркими рисунками, которые завязываются вокруг бедер или под мышками, используются как элемент пляжной одежды. Родина их - остров Таити.

ПОПЛИН (фр.) - плотная хлопчатобумажная или полушелковая ткань полотняного переплетения с мелкими поперечными рубчиками, Используется для шитья легких платьев и костюмов, мужских рубашек, идет на подкладки

 ПОДРАМНИК — рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы

ПРОМЫВКА УЧАСТКА РОСПИСИ — удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани с помощью большого количества воды или с использованием спирта.

РЕЗЕРВ — краткое название для резервирующей массы в холодном батике               

РАППОРТ (фр.) -повторяющаяся часть рисунка, например, на ткани                          

САТИН (фр.) - плотная тонкая хлопчатобумажная ткань сатинового или атласного переплетения, В 15-17 вв. в Московской Руси называлась «сатынь». В настоящее время используется для изготовления подкладок, верха ватных одеял, женских, мужских и детских рубашек                                                                                                                     

СИТЕЦ (нем.) - легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, полученная в результате отделки миткаля. Широко известны во всем мире так называемые ивановские ситцы с рисунком в мелкий цветочек на светлом или темном фоне. Ситец используется для шитья легких платьев, женских и детских, мужских рубашек и т.д                         

ТАПА (полинез.) - ткань, которую изготавливает местное население Океании, Индонезии и некоторых других стран, из луба (внутренней части древесной коры); обычно она раскрашена и разрисована

 ТАМПОН — изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших плоскостей фона; ватно-марлевый тампон для переноса рисунка на ткань способом припороха.

ТРУБОЧКИ — стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети — инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК — способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих                                                                                                                            ШЕЛК - натуральный шелк получают из кокона тутового шелкопряда. Родиной шелка является Китай, где с 3 в. до н.э. до 4 в. сохранялся секрет его производства. В Европу поставляли только готовые ткани. По выражению китайцев, шелк блестит как золото и струится как вода. В 18 в. в моде были коричневые цвета различных оттенков, которые назывались, например, «блоха в молочной лихорадке», цвет «молодой блохи», «старой блохи», «спинки блохи», «брюшка блохи». В середине 19 в. снова в моде шелк, но белого, нежно-розового и голубого цветов, - женщины в платьях из этого шелка напоминали «порхающие облака». В настоящее время производство щелка развито, в основном, во Франции, Англии. Швейцарии, Италии; кроме того, вырабатывается искусственный шелк, своим появлением он обязан французскому химику Шардонне, который приготовил его из коллодия, растворенного в эфире со спиртом.                                                                    ШИФОН (фр.) - легкая плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань полотняного переплетения. Хлопчатобумажный шифон используется, главным образом, для детского нательного белья, наволочек. Шелковый шифон идет на блузки, косынки, шарфики.

 

Ответы на вопросы для самоконтроля.

 

1.     Батик

2.     Индонезия

3.     Ткань, подрамник, кисти, краски, резервирующий состав, резерв.

4.  Ткань предварительно замачивают в воде на 1-2 часа, а потом,     вываривают в мыльно-содовом растворе или растворе стирального порошка 30-40 минут. После этого ткань нужно тщательно прополоскать в тёплой, потом в холодной воде.

5. Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются: батист, шифон, маркизет, мадаполан, бязь, полотно, ситец.

Из искусственных тканей для росписи применяются изготовленные из вискозного волокон, ацетатных и триацетатных ниток. Из синтетических тканей для росписи используют капроновые.

6.     Узелковый, холодный батик, горячий батик.

7.     Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия, и наоборот. Наилучшими для росписи являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения.

Тест-игра 8класс

 Батик

Выполнив задание, вы получите рисунок животного. Начало рисунка – точка на сетке. Направление движения записано в скобках. Количество клеток – правильный ответ

1.    Как называется искусство росписи по ткани?   ( клетки вправо)      

      a) квиллинг, 1                                                                                      

       б) батик,     2                                                                           

       в)пэчворк       3                                                 

2.  В какой стране зародилось искусство росписи по ткани?  ( клетки в верх)                                                                                          а) Индонезия,  1                                                                                                                                                                                                         б) Ямайка,        2                                                                                                                                                                                           в)Индия            3

3.   Ткани с каким ткацким переплетением используют для росписи (клетки вправо)                                                                                                                                                                                                                               а) полотняное,  1                                                                                                                                                                                                      б) саржевое,      2                                                                                                                                                                                                       в) сатиновое      3 .

4.    Какая ткань подходит для изготовления батика?  (клетки вниз)                                                                                                        а) сатин,   5                                                                                                                                                                                                                   б) шёлк,   6                                                                                                                                                                                                                   в) креп     7

5.    Как называется инструмент для росписи контура рисунка ?  (клетки вправо)                                                                               а) трубочка,   6                                                                                                                                                                                                          б) рейсфедр,  7                                                                                                                                                                                                         в) кисть          8

6.    Как называется смесь, используемая для росписи методом холодный батик?  (клетки вверх)                                                                                                                                                                                                                           а) резерв,   1                                                                                                                                                                                                              б) воск,      2                                                                                                                                                                                                                г) парафин 3

7.    Что является основой для росписи горячим батиком? (клетки вправо)                                                                                             а) парафин,  1                                                                                                                                                                                                           б) воск,         2                                                                                                                                                                                                             г) резерв       3

8.    Какое технологическое свойство ткани необходимо учитывать при росписи методом батик?   (клетки вниз)                                                                                                                                                                                                                              а) осыпаемость   6                                                                                                                                                                                   б)раздвижка нитей   7                                                                                                                                                                                              в) осыпаемость          8

9.     Как называется элемент построения орнамента   (клетки влево)                                                                                                     а) мотив   1                                                                                                                                                                                                                б)  эскиз   2                                                                                                                                                                                                                    в)  композиция 3

10.  с помощью чего  в узелковом батике создается узор   (клетки вверх)                                                                                                 а) обвязки  4                                                                                                                                                                                                             в) скручивания  5                                                                                                                                                                                                         г) утюжки           6

11.   Как называется сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика (клетки влево)                      а) декупаж   4                                                                                                                                                                                                            б) кракелюр  5                                                                                                                                                                                                          в) кракле       6

12.  Как называется повторяющаяся часть рисунка (клетки вниз)                                                                                                           а) композиция   4                                                                                                                                                                                                       б) мотив               5                                                                                                                                                                                     в)орнамент         6

13.  Как называлось первое искусственное волокно, завоевавшее коммерческий успех   (клетки влево)                                   а) вискоза   1                                                                                                                                                                                                            б) ацетат     2                                                                                                                                                                                                               в) штапел   3

14  Как называется процесс закрепления красителей на ткани  (клетки вверх)                                                                                 а) запаривание 10                                                                                                                                                                                                  б) заутюживание11                                                                                                                                                                                                в)  накрахмаливание 12

15. Как называется рама  под холст или ткань (клетки влево)                                                                                                                    а) пяльца 1                                                                                                                                                                                                                 б) подрамник 2                                                                                                                                                                                                        в) багет 3

16. Какая страна является родиной шёлка (клетки вверх)                                                                                                                         а) Индия  1                                                                                                                                                                                                                    б) Китай 2                                                                                                                                                                                                                   в) Япония 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая методическая литература: 

 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Список используемой литературы

1.     А. Я. Жолобчук «Подарки из батика»; АСТ Москва 2006г.

2.     Ю Давыдова « Роспись по шелку»; изд. Феникс 2006г

3.     А. П. «Мастерилка. Батик»; изд.дом «Карапуз» 2003г

4.     К. Кастль-Брайтнер «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани»; АСТ Москва 2008г.

5.     www.saran.ru/san/MS/FashionVoc

 

Используемое оборудование: 

Компьютер, медиопроектор

Краткое описание: 
<p> технология выполнения изделия в технике узелковый, холодный, горячий батик; правила безопасной работы; подготовка материала к работе; история появления батик, тест - игра</p>

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн