Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Мы – будущие железнодорожники
(организация работы дошкольного учреждения по ранней профориентации на железнодорожные профессии)
Автор:
Сташкова Т.Н.,
старший воспитатель, педагог-психолог
д/с № 47 ОАО «Российские железные дороги»
г. Александров, Владимирская область
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
- Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы
В дошкольном учреждении определены два самых важных направления деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и работа по воспитанию здорового дошкольника.
Вот основные пути реализации данной работы, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
- Внедрение современных обучающих программ;
- Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
- Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
- Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
- Издательская деятельность.
Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии мы руководствовались дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.
В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой, В. Гербовой,
Т. Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Начинали мы с очень подробного плана по всем направлениям деятельности детского сада по профориентации. Разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями. Ежегодно проводим педсоветы «Мы – будущие железнодорожники», на котором анализируем свою работу в данном направлении и рассматриваем ее перспективы.
Создали свой гимн, девиз, эмблему, рекламные буклеты, электронную презентацию, сайт в Интернете, где красной линией проходит тема железной дороги. Ежеквартально на сайте «Все для детского сада» в Интернете выставляем материал по ознакомлению малышей с железной дорогой (отзывы посетителей положительные.)
Представляем материалы по ранней профориентации дошкольников на различных конкурсах: областных Владимирских конкурсах инновационных идей «Пчелка», большинство педагогов детского сада – участники фестиваля «Открытый урок» газеты «1 сентября» 2007-2008 года, 2008-2009 года, которые также представлены в Интернете.
Наше дошкольное учреждение признано лучшим дошкольным учреждением 2007 года по Московско-Курской железной дороге.
Накоплен большой материал, которым мы делимся со всеми детскими садами железных дорог. Хотелось бы, чтобы этот обмен был взаимным.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. У нас реализован проект «Наши родители – железнодорожники», «Эмблема детского сада». Результатами является эмблема детского сада (которая признана лучшей по результатам конкурса детских садов ОАО «РЖД» России) и оформленный в каждой группе стенд «Наши родители – железнодорожники». В сборе материала для данных проектов участвовали педагоги, дети и родители.
Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Наши педагоги составили цикл авторских игр по данной теме, которые используются в работе.
Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: «Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Машинисты», «Быть примерным пассажиром разрешается», «Железная дорога – детям не игрушка».
Педагогами совместно с родителями созданы развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры «Москва – Владивосток», «Москва-Сочи», «Москва - Санкт-Петербург» играя в которые, дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото «Наш вокзал», которая заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге.
Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде.
В детском саду организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию. Дети создают художественные работы на железнодорожную тему. Работы детей принимают участие в конкурсах, которые организует железная дорога и линейный отдел внутренних дел. Неоднократно наши дошколята становились призерами этих конкурсов. Приняли участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Лесные богатства России», где также отобразили железнодорожную тематику.
На занятиях по конструированию малыши учатся создавать поделки («Вокзал», «Паровозик из Ромашково», «Мост через реку», «Загудел паровоз и вагончики повез»), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного материала, осваивают техническое моделирование.
Педагоги детского сада проводят кружковую работу по изодеятельности, подготовке к школе, ручному труду, вязанию, детскому экспериментированию, ритмопластики и хореографии, детскому фитнесу. В планах работы кружков обязательно включаются занятия с использованием материала о железной дороге.
Интересной формой работы является железнодорожная литературная гостиная «Самовар в упряжке ходит», где наши дети в стихах узнают об истории железной дороги, инсценируют вокзалы 19-го, 20-го и 21-го века, одевают костюмы людей того времени.
Для того, чтобы познакомить детей с прошлой обстановкой вокзалов, используем стихи советских авторов. Например, чтобы познакомить детей с вокзалом 60-х годов, используем стихотворение Е. Трутневой «Вокзал», объясняя детям, что вещи раньше паковались в узлы, перетянутые ремнями, и с собой в поездку брали чайники в то время, когда их бабушки и дедушки были такие же маленькие, как они.
Знакомим детей с основами профессиограмм профессий железнодорожников. Рассказываем, например, не только о том, чем занимается монтер пути, но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закаленным, собранным, ответственным.
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями железнодорожников ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, железнодорожных экспонатов. Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для этого наши воспитатели и специалисты подбирают иллюстрации и картины на железнодорожную тематику, создают объемные макеты железнодорожных станций, поездов. Для поведения занятий удачно используют технические средства обучения (магнитофоны, видеомагнитофон, телевизор, ДВД, музыкальный центр, компьютеры )
Знакомя детей с профессией железнодорожника, педагоги устраивают экскурсии на железную дорогу. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются родители как профессионалы-машинисты, работники вокзала, путейцы. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.
В работе с шефствующими организациями мы используем следующие формы работы:
1. Экскурсии (на вокзал, в музей станции Александров, Локомотивное депо и
ПЧ-11; на железнодорожное кладбище, где похоронены погибшие во время Великой Отечественной войны ленинградцы). Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Именно благодаря тематическим экскурсиям в локомотивное депо, в дистанцию пути, на вокзал, в железнодорожный музей, дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд железнодорожников, понимают важность их профессий, знакомятся с разными видами транспорта. Наблюдение детей за работой специалистов (проводников, дежурного по вокзалу, кассира, мастера цеха) позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы.
Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре.
На экскурсиях дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу, они задумываются о значении железнодорожного транспорта в целом, его отдельных структур, таких, как станции, вокзальные учреждения (буфет, киоск, парикмахерская, комната отдыха, сервис-центр, касса).
2. Концерты и поздравления работников железной дороги в честь 8 марта, 23 февраля, Дня железнодорожника, юбилейной даты линейного отделения милиции, Дня Победы, после которых дети-участники обязательно получают сувениры и сладкие подарки. Эти праздники – яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Сотрудничество детского сада с железнодорожными предприятиями города позволяет проводить праздничные мероприятия совместно с железнодорожниками. Работники железных дорог часто не только зрители, но и участники конкурсов, эстафет, соревнований. Традиционный праздник для детей и родителей – День железнодорожника. Ежегодно в день Победы дети выступают с поздравительными концертами перед железнодорожниками-ветеранами Великой Отечественной войны.
Наши дети своими руками делают подарки в честь 23 февраля и 8 марта и профессионального праздника для сотрудников локомотивного депо и ПЧ-11.
Мы работаем с местными предприятиями железной дороги по организации комплектования и заключению двухсторонних договоров.
Взаимодействие с родителями – особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у его родителей к железной дороге, такое и сформируется у его ребенка. Мы провели анкетирование, где задали вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок работал в будущем на железной дороге?» Анализ анкет родителей показал, что 60% хотели, чтобы их дети работали в будущем на железной дороге, так что фронт работы у нас есть.
Как познакомить детей со своей профессией, как безопасно и с удовольствием поехать с маленьким ребенком в путешествие, знакомим мы родителей. Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание «Мама, папа, я – железнодорожная семья», в котором с удовольствием участвуют семьи детей. В конкурсах, которые разыгрываются смешные, но в то же время серьезные ситуации о правилах поведения на железной дороге, состязания на быстроту, силу, выносливость, с удовольствием участвуют взрослые и дети. Особая наша гордость – участие отцов.
С интересом отозвались родители на издательство «самоиздательских» мини-книг семьи «Мое будущее – железная дорога», которые они делают сами. В этих небольших книжечках, с любовью, пусть и от руки, оформленными родителями, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о дороге.
Наш детский сад посещают дети, у которых в дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки – железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии.
Практически все семьи детского сада приняли участие в конкурсе «Спортивные родословные», в котором им пришлось вспомнить даже то, какими видами спорта занимались прабабушки и прадедушки, создать девиз и эмблему семьи.
Большой популярностью пользуются вечера бардовской песни с использованием тематики «Железная дорога», при подготовке к которым много песен нам нашли родители.
Выпускаем газеты для родителей – это настенная газета «В добрый путь» в старшей и логопедической группе, домашняя газета для родителей «Паровозик», где размещаются материалы, помогающие родителям в доступной форме познакомить детей с железной дорогой и железнодорожными профессиями.
Результативность.
К сожалению, анализ показывает, что не все молодые люди, выбравшие профессию железнодорожника, по состоянию здоровья могут на ней работать. Поэтому второй наш девиз: «Здоровый дошкольник сегодня – в будущем здоровый железнодорожник». Разработана система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которая помогает нам добиться неплохих результатов. Катание на лыжах, туристические походы, оздоровительный бег, закаливание – вот очень краткий перечень форм работы, которые мы используем для оздоравливания детей. Результатом является то, что в течение года детский сад посещают 86% детей, что является очень высоким показателем, заболеваемость очень низкая и составляет в среднем 4 дня на одного ребенка. Маленькие дети очень быстро привыкают к детскому саду при поступлении – за последние три года адаптация в среднем составила 3 дня.
Мы ведем активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации. За 2005-2008 год в местной прессе вышло 15 статей о работе детского сада, написанные родителями, работниками музея, профсоюзного комитета дистанции пути Александрова. Занимаемся пропагандой безопасного поведения на страницах местной прессы – выпустили статьи «Железная дорога – детям не игрушка», «Дети и железная дорога несовместимы».
Вышло 2 статьи в газете «Социальная защита» Дорпрофсожа ОАО «РЖД» - «Дети поздравили женщин с 8 марта» (Спасибкин А.М., председатель профкома ПЧ-11) и «Мы – будущее отрасли» (Шеболдина Л.Н,, заведующий д/с №47);
Хотя здесь существует следующая проблема – в большинстве издательств дошкольных журналов, да и крупных железнодорожных газет, куда мы предлагали свои статьи по данной тематике, отказываются их печатать, мотивируя тем, что данная тема интересна только определенному кругу железнодорожных садов, а остальным дошкольным учреждениям – нет.
И, тем не менее, в издательстве «Гном и Дом» г. Москвы выпущена книга «Мы – будущие железнодорожники», в которой представлена наша работа по ознакомлению детей с железной дорогой. Книга распространена среди дошкольных учреждений железной дороги и получила положительные отзывы со всех концов страны.
В издательстве «Ритм» города Москвы вышли развивающие рабочие тетради с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой и раскраски-подсказки «Железная дорога», которые мы распространили среди детских садов ОАО «РЖД». Планируется дальнейшее из распространение для детских садов ОАО «РЖД» в издательстве «Ритм».
Выпущены плакаты для дошкольников «Безопасность поведения дошкольников на железной дороге», которые помогают нашим малышам освоить соответствующие правила безопасности.
Поддерживая имидж компании ОАО «Российские железные дороги», печатаем авторский материал в центральных журналах. Так, например, московское издательство «Аркти» неоднократно использовало фотографии по ранней профориентации, статьи специалистов в журналах «Современный детский сад» и других методических пособий. Участвуем в конкурсах рисунков и фотографий. Например, на конкурс фотографий «170 лет как один миг» сайта Московской железной дороги и газеты «Дошкольное образование» (конкурсы «Снежное зодчество», «Одень пенек», «Счастливый ребенок»). Российском конкурсе рисунков "Кем быть?» были также представлены фотографии и рисунки по данной теме.
Планируем выпустить дидактический материал по данной теме «Железная дорога. Какая она?»; методические материалы по безопасности на железнодорожном транспорте; хрестоматию с подборкой стихов, сказок, загадок, рассказов о железной дороге; дидактический материал «Железная дорога»; брошюру «Железная дорога в картинках».
Составлен буклет «Мы – будущее компании ОАО «Российские железные дороги», психолого- программа для молодых воспитателей «Школа маленьких железнодорожников».
Прошел показ восьми видеоматериалов по различным каналам местного телевидения о деятельности дошкольного учреждения, в которую входит и ознакомление с железной дорогой. С интересом эти материалы используются в работе детских садов Московской, Восточно-Сибирской, Уральской, Северной дорог и на курсах в Учебно-методическом центре г. Москвы - «Мы - будущие железнодорожники» (по ранней профориентации), «Железная дорога – детям не игрушка» (родительское собрание), «Мама, папа, я – железнодорожная семья» (спортивное состязание с участием родителей), «С днем железнодорожника!» (концерт в дистанции пути в честь 170-летия дороги), «С днем Победы!» (поздравление ветеранов-железнодорожников), «В добрый путь!» (выпускной вечер в школу с использованием железнодорожной тематики).
Обмениваемся материалами с детскими садами железных дорог, например с д/с №233 города Улан-Уде.
Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
В каждой возрастной группе оформлены уголки железнодорожника, в которых представлены макеты поездов, вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игры в железную дорогу, рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей, куклы в одежде железнодорожников. К сожалению, пока у нас нет помещения, чтобы организовать музей ЖД транспорта, но есть перспектива - проводится реконструкция детского сада, после которой улучшатся условия пребывания детей в детском саду и увеличится количество помещений. Надеемся, что в одном из них будет железнодорожный музей.
Заведующая Шеболдина Л.Н. и старший воспитатель Сташкова Т.Н. на курсах в УМЦ города Москвы выступили перед педагогами-курсантами ОАО «РЖД» со своим опытом работы по ранней профориентации.
Было выяснено, что в больших городах дошкольникам детских садов запрещено покидать их территорию. Возникает вопрос – «Как же знакомить детей с железной дорогой?» Мы решили, что это можно сделать с помощью учебного фильма и создали сценарий такого фильма «Знакомьтесь – железная дорога», в котором мы могли бы познакомить малышей в доступной форме с железной дорогой.
Дальнейшие наши планы – организовать переписку детей подготовительной группы с железнодорожными детскими садами России, где дети смогут не только узнать о железной дороге своего родного города, но и познакомиться с другими железнодорожными станциями, вокзалами, детскими садами, детьми. В настоящее время стабильная переписка налажена только с железнодорожным детским садом города Буя Северной железной дороги.
Во время работы по ознакомлению детей железной дорогой мы столкнулись с проблемой недостаточности практического и наглядного материала, художественной литературы, методических пособий, исторического, наглядного и познавательного материала.
На наш призыв о помощи откликнулись родители, сотрудники других детских садов и детской библиотеки города. Теперь наши дошколята с увлечением знакомятся с художественной литературой: читают рассказы о железной дороге, заучивают стихи, сочиняют сказки, а взрослые сделали целую подборку «Железнодорожная тематика в поэзии и музыке для детей дошкольного возраста». С большим интересом дошкольники составляют и разгадывают кроссворды о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников.
Для того, чтобы объективно оценить знания детей о железной дороге и профессии железнодорожника, была составлена анкета с оценкой знаний детей о железной дороге, которая проводится в начале и конце каждого учебного года. Нас радует, что динамика этих результатов положительная.
Произошли изменения в развивающей среде детского сада. В каждой группе создан информационный уголок железнодорожника, в котором помещен документальный материал о возникновении и развитии станции Александров, железнодорожных родословных, фотографии вокзала в сравнении (с конца 19 века, начала и середины 20 века и настоящего времени), представлен банк данных по сюжетно-ролевым и дидактическим играм, развивающим занятиям.
В каждой группе воспитатели оформили специальную накопительную папку, где собраны все материалы по железной дороге. Составлен словарь железнодорожника и викторины для взрослых и детей, подобраны загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге. Ежегодно проводится конкурс на лучший опыт педагога в этом направлении.
Результатом профориентационной работы также является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу.
Подготовкой к работе на железной дороге мы считаем и то, что все наши дети, выпускаемые в школу, оцениваются педагогами школ «готовыми к школе» и не нуждаются в дополнительных занятиях, а 82%-85% выпускников детского сада в начальной школе учатся на «4» и «5».
За последние три года из школ города в институты, колледжи, техникумы, училища железной дороги, в ПЧ-11, локомотивное депо пошли работать и учиться 35 наших выпускников.
Рейтинг дошкольного учреждения изучается ежегодно и оценивается в городе как очень высокий.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.
Мы уверены, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека к «Российским железным дорогам».
В заключение - слова из нашего гимна
Но ты, человек, ты сильный и смелый,
Судьбою дорогу железную сделай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Достойная смена идет за тобой.
Мы – будущие железнодорожники
(организация работы дошкольного учреждения по ранней профориентации на железнодорожные профессии)
Автор:
Сташкова Т.Н.,
старший воспитатель, педагог-психолог
д/с № 47 ОАО «Российские железные дороги»
г. Александров, Владимирская область
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
- Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы
В дошкольном учреждении определены два самых важных направления деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и работа по воспитанию здорового дошкольника.
Вот основные пути реализации данной работы, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
- Внедрение современных обучающих программ;
- Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
- Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
- Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
- Издательская деятельность.
Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии мы руководствовались дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.
В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой, В. Гербовой,
Т. Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Начинали мы с очень подробного плана по всем направлениям деятельности детского сада по профориентации. Разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями. Ежегодно проводим педсоветы «Мы – будущие железнодорожники», на котором анализируем свою работу в данном направлении и рассматриваем ее перспективы.
Создали свой гимн, девиз, эмблему, рекламные буклеты, электронную презентацию, сайт в Интернете, где красной линией проходит тема железной дороги. Ежеквартально на сайте «Все для детского сада» в Интернете выставляем материал по ознакомлению малышей с железной дорогой (отзывы посетителей положительные.)
Представляем материалы по ранней профориентации дошкольников на различных конкурсах: областных Владимирских конкурсах инновационных идей «Пчелка», большинство педагогов детского сада – участники фестиваля «Открытый урок» газеты «1 сентября» 2007-2008 года, 2008-2009 года, которые также представлены в Интернете.
Наше дошкольное учреждение признано лучшим дошкольным учреждением 2007 года по Московско-Курской железной дороге.
Накоплен большой материал, которым мы делимся со всеми детскими садами железных дорог. Хотелось бы, чтобы этот обмен был взаимным.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. У нас реализован проект «Наши родители – железнодорожники», «Эмблема детского сада». Результатами является эмблема детского сада (которая признана лучшей по результатам конкурса детских садов ОАО «РЖД» России) и оформленный в каждой группе стенд «Наши родители – железнодорожники». В сборе материала для данных проектов участвовали педагоги, дети и родители.
Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Наши педагоги составили цикл авторских игр по данной теме, которые используются в работе.
Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: «Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Машинисты», «Быть примерным пассажиром разрешается», «Железная дорога – детям не игрушка».
Педагогами совместно с родителями созданы развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры «Москва – Владивосток», «Москва-Сочи», «Москва - Санкт-Петербург» играя в которые, дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото «Наш вокзал», которая заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге.
Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде.
В детском саду организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию. Дети создают художественные работы на железнодорожную тему. Работы детей принимают участие в конкурсах, которые организует железная дорога и линейный отдел внутренних дел. Неоднократно наши дошколята становились призерами этих конкурсов. Приняли участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Лесные богатства России», где также отобразили железнодорожную тематику.
На занятиях по конструированию малыши учатся создавать поделки («Вокзал», «Паровозик из Ромашково», «Мост через реку», «Загудел паровоз и вагончики повез»), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного материала, осваивают техническое моделирование.
Педагоги детского сада проводят кружковую работу по изодеятельности, подготовке к школе, ручному труду, вязанию, детскому экспериментированию, ритмопластики и хореографии, детскому фитнесу. В планах работы кружков обязательно включаются занятия с использованием материала о железной дороге.
Интересной формой работы является железнодорожная литературная гостиная «Самовар в упряжке ходит», где наши дети в стихах узнают об истории железной дороги, инсценируют вокзалы 19-го, 20-го и 21-го века, одевают костюмы людей того времени.
Для того, чтобы познакомить детей с прошлой обстановкой вокзалов, используем стихи советских авторов. Например, чтобы познакомить детей с вокзалом 60-х годов, используем стихотворение Е. Трутневой «Вокзал», объясняя детям, что вещи раньше паковались в узлы, перетянутые ремнями, и с собой в поездку брали чайники в то время, когда их бабушки и дедушки были такие же маленькие, как они.
Знакомим детей с основами профессиограмм профессий железнодорожников. Рассказываем, например, не только о том, чем занимается монтер пути, но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закаленным, собранным, ответственным.
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями железнодорожников ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, железнодорожных экспонатов. Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для этого наши воспитатели и специалисты подбирают иллюстрации и картины на железнодорожную тематику, создают объемные макеты железнодорожных станций, поездов. Для поведения занятий удачно используют технические средства обучения (магнитофоны, видеомагнитофон, телевизор, ДВД, музыкальный центр, компьютеры )
Знакомя детей с профессией железнодорожника, педагоги устраивают экскурсии на железную дорогу. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются родители как профессионалы-машинисты, работники вокзала, путейцы. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.
В работе с шефствующими организациями мы используем следующие формы работы:
1. Экскурсии (на вокзал, в музей станции Александров, Локомотивное депо и
ПЧ-11; на железнодорожное кладбище, где похоронены погибшие во время Великой Отечественной войны ленинградцы). Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Именно благодаря тематическим экскурсиям в локомотивное депо, в дистанцию пути, на вокзал, в железнодорожный музей, дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд железнодорожников, понимают важность их профессий, знакомятся с разными видами транспорта. Наблюдение детей за работой специалистов (проводников, дежурного по вокзалу, кассира, мастера цеха) позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы.
Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре.
На экскурсиях дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу, они задумываются о значении железнодорожного транспорта в целом, его отдельных структур, таких, как станции, вокзальные учреждения (буфет, киоск, парикмахерская, комната отдыха, сервис-центр, касса).
2. Концерты и поздравления работников железной дороги в честь 8 марта, 23 февраля, Дня железнодорожника, юбилейной даты линейного отделения милиции, Дня Победы, после которых дети-участники обязательно получают сувениры и сладкие подарки. Эти праздники – яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Сотрудничество детского сада с железнодорожными предприятиями города позволяет проводить праздничные мероприятия совместно с железнодорожниками. Работники железных дорог часто не только зрители, но и участники конкурсов, эстафет, соревнований. Традиционный праздник для детей и родителей – День железнодорожника. Ежегодно в день Победы дети выступают с поздравительными концертами перед железнодорожниками-ветеранами Великой Отечественной войны.
Наши дети своими руками делают подарки в честь 23 февраля и 8 марта и профессионального праздника для сотрудников локомотивного депо и ПЧ-11.
Мы работаем с местными предприятиями железной дороги по организации комплектования и заключению двухсторонних договоров.
Взаимодействие с родителями – особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у его родителей к железной дороге, такое и сформируется у его ребенка. Мы провели анкетирование, где задали вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок работал в будущем на железной дороге?» Анализ анкет родителей показал, что 60% хотели, чтобы их дети работали в будущем на железной дороге, так что фронт работы у нас есть.
Как познакомить детей со своей профессией, как безопасно и с удовольствием поехать с маленьким ребенком в путешествие, знакомим мы родителей. Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание «Мама, папа, я – железнодорожная семья», в котором с удовольствием участвуют семьи детей. В конкурсах, которые разыгрываются смешные, но в то же время серьезные ситуации о правилах поведения на железной дороге, состязания на быстроту, силу, выносливость, с удовольствием участвуют взрослые и дети. Особая наша гордость – участие отцов.
С интересом отозвались родители на издательство «самоиздательских» мини-книг семьи «Мое будущее – железная дорога», которые они делают сами. В этих небольших книжечках, с любовью, пусть и от руки, оформленными родителями, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о дороге.
Наш детский сад посещают дети, у которых в дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки – железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии.
Практически все семьи детского сада приняли участие в конкурсе «Спортивные родословные», в котором им пришлось вспомнить даже то, какими видами спорта занимались прабабушки и прадедушки, создать девиз и эмблему семьи.
Большой популярностью пользуются вечера бардовской песни с использованием тематики «Железная дорога», при подготовке к которым много песен нам нашли родители.
Выпускаем газеты для родителей – это настенная газета «В добрый путь» в старшей и логопедической группе, домашняя газета для родителей «Паровозик», где размещаются материалы, помогающие родителям в доступной форме познакомить детей с железной дорогой и железнодорожными профессиями.
Результативность.
К сожалению, анализ показывает, что не все молодые люди, выбравшие профессию железнодорожника, по состоянию здоровья могут на ней работать. Поэтому второй наш девиз: «Здоровый дошкольник сегодня – в будущем здоровый железнодорожник». Разработана система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которая помогает нам добиться неплохих результатов. Катание на лыжах, туристические походы, оздоровительный бег, закаливание – вот очень краткий перечень форм работы, которые мы используем для оздоравливания детей. Результатом является то, что в течение года детский сад посещают 86% детей, что является очень высоким показателем, заболеваемость очень низкая и составляет в среднем 4 дня на одного ребенка. Маленькие дети очень быстро привыкают к детскому саду при поступлении – за последние три года адаптация в среднем составила 3 дня.
Мы ведем активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации. За 2005-2008 год в местной прессе вышло 15 статей о работе детского сада, написанные родителями, работниками музея, профсоюзного комитета дистанции пути Александрова. Занимаемся пропагандой безопасного поведения на страницах местной прессы – выпустили статьи «Железная дорога – детям не игрушка», «Дети и железная дорога несовместимы».
Вышло 2 статьи в газете «Социальная защита» Дорпрофсожа ОАО «РЖД» - «Дети поздравили женщин с 8 марта» (Спасибкин А.М., председатель профкома ПЧ-11) и «Мы – будущее отрасли» (Шеболдина Л.Н,, заведующий д/с №47);
Хотя здесь существует следующая проблема – в большинстве издательств дошкольных журналов, да и крупных железнодорожных газет, куда мы предлагали свои статьи по данной тематике, отказываются их печатать, мотивируя тем, что данная тема интересна только определенному кругу железнодорожных садов, а остальным дошкольным учреждениям – нет.
И, тем не менее, в издательстве «Гном и Дом» г. Москвы выпущена книга «Мы – будущие железнодорожники», в которой представлена наша работа по ознакомлению детей с железной дорогой. Книга распространена среди дошкольных учреждений железной дороги и получила положительные отзывы со всех концов страны.
В издательстве «Ритм» города Москвы вышли развивающие рабочие тетради с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой и раскраски-подсказки «Железная дорога», которые мы распространили среди детских садов ОАО «РЖД». Планируется дальнейшее из распространение для детских садов ОАО «РЖД» в издательстве «Ритм».
Выпущены плакаты для дошкольников «Безопасность поведения дошкольников на железной дороге», которые помогают нашим малышам освоить соответствующие правила безопасности.
Поддерживая имидж компании ОАО «Российские железные дороги», печатаем авторский материал в центральных журналах. Так, например, московское издательство «Аркти» неоднократно использовало фотографии по ранней профориентации, статьи специалистов в журналах «Современный детский сад» и других методических пособий. Участвуем в конкурсах рисунков и фотографий. Например, на конкурс фотографий «170 лет как один миг» сайта Московской железной дороги и газеты «Дошкольное образование» (конкурсы «Снежное зодчество», «Одень пенек», «Счастливый ребенок»). Российском конкурсе рисунков "Кем быть?» были также представлены фотографии и рисунки по данной теме.
Планируем выпустить дидактический материал по данной теме «Железная дорога. Какая она?»; методические материалы по безопасности на железнодорожном транспорте; хрестоматию с подборкой стихов, сказок, загадок, рассказов о железной дороге; дидактический материал «Железная дорога»; брошюру «Железная дорога в картинках».
Составлен буклет «Мы – будущее компании ОАО «Российские железные дороги», психолого- программа для молодых воспитателей «Школа маленьких железнодорожников».
Прошел показ восьми видеоматериалов по различным каналам местного телевидения о деятельности дошкольного учреждения, в которую входит и ознакомление с железной дорогой. С интересом эти материалы используются в работе детских садов Московской, Восточно-Сибирской, Уральской, Северной дорог и на курсах в Учебно-методическом центре г. Москвы - «Мы - будущие железнодорожники» (по ранней профориентации), «Железная дорога – детям не игрушка» (родительское собрание), «Мама, папа, я – железнодорожная семья» (спортивное состязание с участием родителей), «С днем железнодорожника!» (концерт в дистанции пути в честь 170-летия дороги), «С днем Победы!» (поздравление ветеранов-железнодорожников), «В добрый путь!» (выпускной вечер в школу с использованием железнодорожной тематики).
Обмениваемся материалами с детскими садами железных дорог, например с д/с №233 города Улан-Уде.
Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
В каждой возрастной группе оформлены уголки железнодорожника, в которых представлены макеты поездов, вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игры в железную дорогу, рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей, куклы в одежде железнодорожников. К сожалению, пока у нас нет помещения, чтобы организовать музей ЖД транспорта, но есть перспектива - проводится реконструкция детского сада, после которой улучшатся условия пребывания детей в детском саду и увеличится количество помещений. Надеемся, что в одном из них будет железнодорожный музей.
Заведующая Шеболдина Л.Н. и старший воспитатель Сташкова Т.Н. на курсах в УМЦ города Москвы выступили перед педагогами-курсантами ОАО «РЖД» со своим опытом работы по ранней профориентации.
Было выяснено, что в больших городах дошкольникам детских садов запрещено покидать их территорию. Возникает вопрос – «Как же знакомить детей с железной дорогой?» Мы решили, что это можно сделать с помощью учебного фильма и создали сценарий такого фильма «Знакомьтесь – железная дорога», в котором мы могли бы познакомить малышей в доступной форме с железной дорогой.
Дальнейшие наши планы – организовать переписку детей подготовительной группы с железнодорожными детскими садами России, где дети смогут не только узнать о железной дороге своего родного города, но и познакомиться с другими железнодорожными станциями, вокзалами, детскими садами, детьми. В настоящее время стабильная переписка налажена только с железнодорожным детским садом города Буя Северной железной дороги.
Во время работы по ознакомлению детей железной дорогой мы столкнулись с проблемой недостаточности практического и наглядного материала, художественной литературы, методических пособий, исторического, наглядного и познавательного материала.
На наш призыв о помощи откликнулись родители, сотрудники других детских садов и детской библиотеки города. Теперь наши дошколята с увлечением знакомятся с художественной литературой: читают рассказы о железной дороге, заучивают стихи, сочиняют сказки, а взрослые сделали целую подборку «Железнодорожная тематика в поэзии и музыке для детей дошкольного возраста». С большим интересом дошкольники составляют и разгадывают кроссворды о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников.
Для того, чтобы объективно оценить знания детей о железной дороге и профессии железнодорожника, была составлена анкета с оценкой знаний детей о железной дороге, которая проводится в начале и конце каждого учебного года. Нас радует, что динамика этих результатов положительная.
Произошли изменения в развивающей среде детского сада. В каждой группе создан информационный уголок железнодорожника, в котором помещен документальный материал о возникновении и развитии станции Александров, железнодорожных родословных, фотографии вокзала в сравнении (с конца 19 века, начала и середины 20 века и настоящего времени), представлен банк данных по сюжетно-ролевым и дидактическим играм, развивающим занятиям.
В каждой группе воспитатели оформили специальную накопительную папку, где собраны все материалы по железной дороге. Составлен словарь железнодорожника и викторины для взрослых и детей, подобраны загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге. Ежегодно проводится конкурс на лучший опыт педагога в этом направлении.
Результатом профориентационной работы также является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу.
Подготовкой к работе на железной дороге мы считаем и то, что все наши дети, выпускаемые в школу, оцениваются педагогами школ «готовыми к школе» и не нуждаются в дополнительных занятиях, а 82%-85% выпускников детского сада в начальной школе учатся на «4» и «5».
За последние три года из школ города в институты, колледжи, техникумы, училища железной дороги, в ПЧ-11, локомотивное депо пошли работать и учиться 35 наших выпускников.
Рейтинг дошкольного учреждения изучается ежегодно и оценивается в городе как очень высокий.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.
Мы уверены, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека к «Российским железным дорогам».
В заключение - слова из нашего гимна
Но ты, человек, ты сильный и смелый,
Судьбою дорогу железную сделай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Достойная смена идет за тобой.
Мы – будущие железнодорожники
(организация работы дошкольного учреждения по ранней профориентации на железнодорожные профессии)
Автор:
Сташкова Т.Н.,
старший воспитатель, педагог-психолог
д/с № 47 ОАО «Российские железные дороги»
г. Александров, Владимирская область
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
- Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы
В дошкольном учреждении определены два самых важных направления деятельности детского сада – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и работа по воспитанию здорового дошкольника.
Вот основные пути реализации данной работы, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении:
- Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
- Выявление интересов и наклонностей детей;
- Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
- Внедрение современных обучающих программ;
- Знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
- Расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
- Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
- Издательская деятельность.
Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии мы руководствовались дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.
В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой, В. Гербовой,
Т. Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Начинали мы с очень подробного плана по всем направлениям деятельности детского сада по профориентации. Разработали целую серию конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями. Ежегодно проводим педсоветы «Мы – будущие железнодорожники», на котором анализируем свою работу в данном направлении и рассматриваем ее перспективы.
Создали свой гимн, девиз, эмблему, рекламные буклеты, электронную презентацию, сайт в Интернете, где красной линией проходит тема железной дороги. Ежеквартально на сайте «Все для детского сада» в Интернете выставляем материал по ознакомлению малышей с железной дорогой (отзывы посетителей положительные.)
Представляем материалы по ранней профориентации дошкольников на различных конкурсах: областных Владимирских конкурсах инновационных идей «Пчелка», большинство педагогов детского сада – участники фестиваля «Открытый урок» газеты «1 сентября» 2007-2008 года, 2008-2009 года, которые также представлены в Интернете.
Наше дошкольное учреждение признано лучшим дошкольным учреждением 2007 года по Московско-Курской железной дороге.
Накоплен большой материал, которым мы делимся со всеми детскими садами железных дорог. Хотелось бы, чтобы этот обмен был взаимным.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. У нас реализован проект «Наши родители – железнодорожники», «Эмблема детского сада». Результатами является эмблема детского сада (которая признана лучшей по результатам конкурса детских садов ОАО «РЖД» России) и оформленный в каждой группе стенд «Наши родители – железнодорожники». В сборе материала для данных проектов участвовали педагоги, дети и родители.
Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Наши педагоги составили цикл авторских игр по данной теме, которые используются в работе.
Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: «Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Машинисты», «Быть примерным пассажиром разрешается», «Железная дорога – детям не игрушка».
Педагогами совместно с родителями созданы развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры «Москва – Владивосток», «Москва-Сочи», «Москва - Санкт-Петербург» играя в которые, дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото «Наш вокзал», которая заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге.
Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде.
В детском саду организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию. Дети создают художественные работы на железнодорожную тему. Работы детей принимают участие в конкурсах, которые организует железная дорога и линейный отдел внутренних дел. Неоднократно наши дошколята становились призерами этих конкурсов. Приняли участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Лесные богатства России», где также отобразили железнодорожную тематику.
На занятиях по конструированию малыши учатся создавать поделки («Вокзал», «Паровозик из Ромашково», «Мост через реку», «Загудел паровоз и вагончики повез»), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного материала, осваивают техническое моделирование.
Педагоги детского сада проводят кружковую работу по изодеятельности, подготовке к школе, ручному труду, вязанию, детскому экспериментированию, ритмопластики и хореографии, детскому фитнесу. В планах работы кружков обязательно включаются занятия с использованием материала о железной дороге.
Интересной формой работы является железнодорожная литературная гостиная «Самовар в упряжке ходит», где наши дети в стихах узнают об истории железной дороги, инсценируют вокзалы 19-го, 20-го и 21-го века, одевают костюмы людей того времени.
Для того, чтобы познакомить детей с прошлой обстановкой вокзалов, используем стихи советских авторов. Например, чтобы познакомить детей с вокзалом 60-х годов, используем стихотворение Е. Трутневой «Вокзал», объясняя детям, что вещи раньше паковались в узлы, перетянутые ремнями, и с собой в поездку брали чайники в то время, когда их бабушки и дедушки были такие же маленькие, как они.
Знакомим детей с основами профессиограмм профессий железнодорожников. Рассказываем, например, не только о том, чем занимается монтер пути, но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закаленным, собранным, ответственным.
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями железнодорожников ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, железнодорожных экспонатов. Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для этого наши воспитатели и специалисты подбирают иллюстрации и картины на железнодорожную тематику, создают объемные макеты железнодорожных станций, поездов. Для поведения занятий удачно используют технические средства обучения (магнитофоны, видеомагнитофон, телевизор, ДВД, музыкальный центр, компьютеры )
Знакомя детей с профессией железнодорожника, педагоги устраивают экскурсии на железную дорогу. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются родители как профессионалы-машинисты, работники вокзала, путейцы. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.
В работе с шефствующими организациями мы используем следующие формы работы:
1. Экскурсии (на вокзал, в музей станции Александров, Локомотивное депо и
ПЧ-11; на железнодорожное кладбище, где похоронены погибшие во время Великой Отечественной войны ленинградцы). Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Именно благодаря тематическим экскурсиям в локомотивное депо, в дистанцию пути, на вокзал, в железнодорожный музей, дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд железнодорожников, понимают важность их профессий, знакомятся с разными видами транспорта. Наблюдение детей за работой специалистов (проводников, дежурного по вокзалу, кассира, мастера цеха) позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы.
Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре.
На экскурсиях дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу, они задумываются о значении железнодорожного транспорта в целом, его отдельных структур, таких, как станции, вокзальные учреждения (буфет, киоск, парикмахерская, комната отдыха, сервис-центр, касса).
2. Концерты и поздравления работников железной дороги в честь 8 марта, 23 февраля, Дня железнодорожника, юбилейной даты линейного отделения милиции, Дня Победы, после которых дети-участники обязательно получают сувениры и сладкие подарки. Эти праздники – яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Сотрудничество детского сада с железнодорожными предприятиями города позволяет проводить праздничные мероприятия совместно с железнодорожниками. Работники железных дорог часто не только зрители, но и участники конкурсов, эстафет, соревнований. Традиционный праздник для детей и родителей – День железнодорожника. Ежегодно в день Победы дети выступают с поздравительными концертами перед железнодорожниками-ветеранами Великой Отечественной войны.
Наши дети своими руками делают подарки в честь 23 февраля и 8 марта и профессионального праздника для сотрудников локомотивного депо и ПЧ-11.
Мы работаем с местными предприятиями железной дороги по организации комплектования и заключению двухсторонних договоров.
Взаимодействие с родителями – особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у его родителей к железной дороге, такое и сформируется у его ребенка. Мы провели анкетирование, где задали вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок работал в будущем на железной дороге?» Анализ анкет родителей показал, что 60% хотели, чтобы их дети работали в будущем на железной дороге, так что фронт работы у нас есть.
Как познакомить детей со своей профессией, как безопасно и с удовольствием поехать с маленьким ребенком в путешествие, знакомим мы родителей. Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание «Мама, папа, я – железнодорожная семья», в котором с удовольствием участвуют семьи детей. В конкурсах, которые разыгрываются смешные, но в то же время серьезные ситуации о правилах поведения на железной дороге, состязания на быстроту, силу, выносливость, с удовольствием участвуют взрослые и дети. Особая наша гордость – участие отцов.
С интересом отозвались родители на издательство «самоиздательских» мини-книг семьи «Мое будущее – железная дорога», которые они делают сами. В этих небольших книжечках, с любовью, пусть и от руки, оформленными родителями, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о дороге.
Наш детский сад посещают дети, у которых в дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки – железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии.
Практически все семьи детского сада приняли участие в конкурсе «Спортивные родословные», в котором им пришлось вспомнить даже то, какими видами спорта занимались прабабушки и прадедушки, создать девиз и эмблему семьи.
Большой популярностью пользуются вечера бардовской песни с использованием тематики «Железная дорога», при подготовке к которым много песен нам нашли родители.
Выпускаем газеты для родителей – это настенная газета «В добрый путь» в старшей и логопедической группе, домашняя газета для родителей «Паровозик», где размещаются материалы, помогающие родителям в доступной форме познакомить детей с железной дорогой и железнодорожными профессиями.
Результативность.
К сожалению, анализ показывает, что не все молодые люди, выбравшие профессию железнодорожника, по состоянию здоровья могут на ней работать. Поэтому второй наш девиз: «Здоровый дошкольник сегодня – в будущем здоровый железнодорожник». Разработана система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которая помогает нам добиться неплохих результатов. Катание на лыжах, туристические походы, оздоровительный бег, закаливание – вот очень краткий перечень форм работы, которые мы используем для оздоравливания детей. Результатом является то, что в течение года детский сад посещают 86% детей, что является очень высоким показателем, заболеваемость очень низкая и составляет в среднем 4 дня на одного ребенка. Маленькие дети очень быстро привыкают к детскому саду при поступлении – за последние три года адаптация в среднем составила 3 дня.
Мы ведем активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации. За 2005-2008 год в местной прессе вышло 15 статей о работе детского сада, написанные родителями, работниками музея, профсоюзного комитета дистанции пути Александрова. Занимаемся пропагандой безопасного поведения на страницах местной прессы – выпустили статьи «Железная дорога – детям не игрушка», «Дети и железная дорога несовместимы».
Вышло 2 статьи в газете «Социальная защита» Дорпрофсожа ОАО «РЖД» - «Дети поздравили женщин с 8 марта» (Спасибкин А.М., председатель профкома ПЧ-11) и «Мы – будущее отрасли» (Шеболдина Л.Н,, заведующий д/с №47);
Хотя здесь существует следующая проблема – в большинстве издательств дошкольных журналов, да и крупных железнодорожных газет, куда мы предлагали свои статьи по данной тематике, отказываются их печатать, мотивируя тем, что данная тема интересна только определенному кругу железнодорожных садов, а остальным дошкольным учреждениям – нет.
И, тем не менее, в издательстве «Гном и Дом» г. Москвы выпущена книга «Мы – будущие железнодорожники», в которой представлена наша работа по ознакомлению детей с железной дорогой. Книга распространена среди дошкольных учреждений железной дороги и получила положительные отзывы со всех концов страны.
В издательстве «Ритм» города Москвы вышли развивающие рабочие тетради с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой и раскраски-подсказки «Железная дорога», которые мы распространили среди детских садов ОАО «РЖД». Планируется дальнейшее из распространение для детских садов ОАО «РЖД» в издательстве «Ритм».
Выпущены плакаты для дошкольников «Безопасность поведения дошкольников на железной дороге», которые помогают нашим малышам освоить соответствующие правила безопасности.
Поддерживая имидж компании ОАО «Российские железные дороги», печатаем авторский материал в центральных журналах. Так, например, московское издательство «Аркти» неоднократно использовало фотографии по ранней профориентации, статьи специалистов в журналах «Современный детский сад» и других методических пособий. Участвуем в конкурсах рисунков и фотографий. Например, на конкурс фотографий «170 лет как один миг» сайта Московской железной дороги и газеты «Дошкольное образование» (конкурсы «Снежное зодчество», «Одень пенек», «Счастливый ребенок»). Российском конкурсе рисунков "Кем быть?» были также представлены фотографии и рисунки по данной теме.
Планируем выпустить дидактический материал по данной теме «Железная дорога. Какая она?»; методические материалы по безопасности на железнодорожном транспорте; хрестоматию с подборкой стихов, сказок, загадок, рассказов о железной дороге; дидактический материал «Железная дорога»; брошюру «Железная дорога в картинках».
Составлен буклет «Мы – будущее компании ОАО «Российские железные дороги», психолого- программа для молодых воспитателей «Школа маленьких железнодорожников».
Прошел показ восьми видеоматериалов по различным каналам местного телевидения о деятельности дошкольного учреждения, в которую входит и ознакомление с железной дорогой. С интересом эти материалы используются в работе детских садов Московской, Восточно-Сибирской, Уральской, Северной дорог и на курсах в Учебно-методическом центре г. Москвы - «Мы - будущие железнодорожники» (по ранней профориентации), «Железная дорога – детям не игрушка» (родительское собрание), «Мама, папа, я – железнодорожная семья» (спортивное состязание с участием родителей), «С днем железнодорожника!» (концерт в дистанции пути в честь 170-летия дороги), «С днем Победы!» (поздравление ветеранов-железнодорожников), «В добрый путь!» (выпускной вечер в школу с использованием железнодорожной тематики).
Обмениваемся материалами с детскими садами железных дорог, например с д/с №233 города Улан-Уде.
Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
В каждой возрастной группе оформлены уголки железнодорожника, в которых представлены макеты поездов, вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игры в железную дорогу, рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей, куклы в одежде железнодорожников. К сожалению, пока у нас нет помещения, чтобы организовать музей ЖД транспорта, но есть перспектива - проводится реконструкция детского сада, после которой улучшатся условия пребывания детей в детском саду и увеличится количество помещений. Надеемся, что в одном из них будет железнодорожный музей.
Заведующая Шеболдина Л.Н. и старший воспитатель Сташкова Т.Н. на курсах в УМЦ города Москвы выступили перед педагогами-курсантами ОАО «РЖД» со своим опытом работы по ранней профориентации.
Было выяснено, что в больших городах дошкольникам детских садов запрещено покидать их территорию. Возникает вопрос – «Как же знакомить детей с железной дорогой?» Мы решили, что это можно сделать с помощью учебного фильма и создали сценарий такого фильма «Знакомьтесь – железная дорога», в котором мы могли бы познакомить малышей в доступной форме с железной дорогой.
Дальнейшие наши планы – организовать переписку детей подготовительной группы с железнодорожными детскими садами России, где дети смогут не только узнать о железной дороге своего родного города, но и познакомиться с другими железнодорожными станциями, вокзалами, детскими садами, детьми. В настоящее время стабильная переписка налажена только с железнодорожным детским садом города Буя Северной железной дороги.
Во время работы по ознакомлению детей железной дорогой мы столкнулись с проблемой недостаточности практического и наглядного материала, художественной литературы, методических пособий, исторического, наглядного и познавательного материала.
На наш призыв о помощи откликнулись родители, сотрудники других детских садов и детской библиотеки города. Теперь наши дошколята с увлечением знакомятся с художественной литературой: читают рассказы о железной дороге, заучивают стихи, сочиняют сказки, а взрослые сделали целую подборку «Железнодорожная тематика в поэзии и музыке для детей дошкольного возраста». С большим интересом дошкольники составляют и разгадывают кроссворды о железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников.
Для того, чтобы объективно оценить знания детей о железной дороге и профессии железнодорожника, была составлена анкета с оценкой знаний детей о железной дороге, которая проводится в начале и конце каждого учебного года. Нас радует, что динамика этих результатов положительная.
Произошли изменения в развивающей среде детского сада. В каждой группе создан информационный уголок железнодорожника, в котором помещен документальный материал о возникновении и развитии станции Александров, железнодорожных родословных, фотографии вокзала в сравнении (с конца 19 века, начала и середины 20 века и настоящего времени), представлен банк данных по сюжетно-ролевым и дидактическим играм, развивающим занятиям.
В каждой группе воспитатели оформили специальную накопительную папку, где собраны все материалы по железной дороге. Составлен словарь железнодорожника и викторины для взрослых и детей, подобраны загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге. Ежегодно проводится конкурс на лучший опыт педагога в этом направлении.
Результатом профориентационной работы также является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу.
Подготовкой к работе на железной дороге мы считаем и то, что все наши дети, выпускаемые в школу, оцениваются педагогами школ «готовыми к школе» и не нуждаются в дополнительных занятиях, а 82%-85% выпускников детского сада в начальной школе учатся на «4» и «5».
За последние три года из школ города в институты, колледжи, техникумы, училища железной дороги, в ПЧ-11, локомотивное депо пошли работать и учиться 35 наших выпускников.
Рейтинг дошкольного учреждения изучается ежегодно и оценивается в городе как очень высокий.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.
Мы уверены, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека к «Российским железным дорогам».
В заключение - слова из нашего гимна
Но ты, человек, ты сильный и смелый,
Судьбою дорогу железную сделай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Достойная смена идет за тобой.