Используемые учебники и учебные пособия:
План-конспект урока изучения нового материала
Тема урока: «Кипение. Критическая температура»
(10 класс)
Цель урока: раскрыть особенности процесса кипения как одной из форм парообразования. Ввести понятия критической температуры, критического состояния вещества.
На доске размещены плакаты и план урока:
1. Проверка домашнего задания.
2.Сообщение по теме урока, ознакомление с мини-справочником «Температура кипения».
3.Самостоятельная работа учащихся.
4.Обмен полученными знаниями.
5.Решение задач по теме предыдущего урока «Насыщенный пар».
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (5 мин).
Класс решает задачу:
Давление пара при температуре 100 °С было 40 кПа. Найдите давление пара при уменьшении объема в 5 раз. Процесс изобразите в координатах р, V.
Одновременно к доске вызывается один ученик для ответа на тему «Насыщенный пар и его свойства».
Пока класс решает задачу, учитель слушает ответ учащегося.
2. Объяснение нового материала (15 мин).
- Парообразование идет при испарении. Чем выше температура, тем интенсивнее идет испарение.
Проблемный вопрос: До какой температуры можно нагревать жидкость, наблюдая за испарением?
Демонстрация: Наблюдение процесса парообразования.
Обсуждение вопросов: В чем состоит отличие процесса испарения от кипения?
-Зависимость температуры кипения от давления насыщенных паров.
Иллюстрация табличных данных «Зависимость температуры кипения от давления над жидкостью»
Постановка опыта.
- Введение понятия «критическая температура».
График р = f(T) (плакат ). Изотермы насыщенного пара( плакат).
- Критическое состояние вещества. Критическая температура (плакат ).
3. Самостоятельная работа в парах (10 мин).
3.1.Три пары учащихся получают задания исследовать процесс кипения воды, спирта, соляного раствора (одно вещество на пару). Порядок выполнения работы, а также меры предосторожности записаны на карточке. Используется установка для нагревания пробирок из кабинета химии.
КАРТОЧКА - ЗАДАНИ Е:
При кипении жидкость может выплеснуться из пробирки!
Будьте осторожны!
1. Получите график зависимости температуры нагреваемой жидкости (спирта) от времени. Начальная температура 50 °С.
2. Произведите отсчеты через одинаковые временные интервалы. Время кипения жидкости 1 мин.
3.После окончания работы перенесите график с на доску.
Ответьте на вопросы:
1. Какова температура кипения предложенной жидкости?
2. Изменяется ли эта температура за время кипения?
3.2.Остальные учащиеся класса выполняют работу в тетрадях, отвечая на поставленные вопросы:
1).Чем кипение отличается от испарения?
2).Каковы особенности процесса кипения?
3).Что такое критическая температура? В чем состоит ее практическое значение?
4. Подведение итогов самостоятельной работы (10 мин).
- Учащиеся, по одному от пары, переносят графики на доску и делают выводы перед классом:
температура кипения различных веществ различна;
температура кипения во время процесса не изменяется;
температура кипения равна температуре конденсации.
- Те, кто отвечал на вопросы, зачитывает ответы вслух.
Учитель организует обсуждение предложенных ответов (3 мин).
5.Подведение итогов работы (5 мин).
На дом: с. 48-50 учебника, записи в тетради.