Место работы, должность:
Урок ОБЖ.
Смирнова Инна Викторовна,
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Гимназия №30»
8 класс
Тема урока: Помощь пострадавшему в лесу при вывихах, переломах, обморожении Тип урока: комбинированный урок
Дидактическая цель:
- Формирование умения правильно оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении в экстремальных ситуациях.
Задачи по содержанию:
Обучающие:
- сформировать понятия «закрытый перелом», «открытый перелом», «вывих», «обморожение»,
- познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, обморожении;
- научить оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении.
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся чувство сопереживания;
- развивать стремление помогать товарищу в экстремальных ситуациях;
- формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.
Развивающая:
- развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия правильного решения в экстремальной ситуации;
- развивать навыки общения и взаимодействия в группе, совместного решения проблемных ситуаций.
Методы организации познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя (по В.А. Сластенину, И.Ф. Исаеву и др.):
- объяснение, беседа.
- упражнение по правилам оказания ПМП, инструктаж по правилам оказания ПМП, демонстрация наглядно-иллюстративного материала.
- решение проблемных задач, поощрение, рассказ о жизненных ситуациях, дискуссия.
- устный и письменный опрос в виде теста, самоконтроль.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная,
- работа в группах,
- индивидуальная (заполнение таблицы, схемы, тест).
Приёмы учебной деятельности:
- создание игровой ситуации
- демонстрация презентации
- решение жизненных проблемных ситуаций.
Оборудование:
- перевязочный материал: бинты, ткань и другие подручные средства;
- шерстяная ткань;
- шины, подручный материал для изготовления шин;
- карточки с заданиями,
- информационное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор;
- грелка, пластиковые бутылки с водой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Учебные столы расставлены для работы в трех группах. Обучающиеся при входе в класс случайным образом получают от учителя цветной жетон и в соответствии с цветом занимают место в одной из групп.
Приветствие учеников класса.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Начинаем наш урок.
- Почти четверть территории Карелии покрыта водоёмами: реками, озерами, болотами. Это означает, что практически каждый житель нашей Республики в течение года может оказаться возле какого-либо водоема. Теперь вы согласитесь со мной, что при этом необходимо соблюдение определенных правил поведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Хорошо ли вы знаете эти правила? Проверим себя? Предлагаю вам пройти тестирование по теме «Правила безопасного поведения на воде», «Средства купания, спасение утопающих».
На столах лежат приготовленные конверты с проверочными тестовыми заданиями (по 5 вопросов). Задания отличаются. На работу выделяется 5 минут. Ученики выполняют задания. Провести самопроверку, уточнить по готовым ключам. Напомнить критерии оценивания.
II. Целеполагание и мотивация обучающихся.
Учитель: Наш северный край богат красивыми лесами. Территория, занятая лесом в Карелии, составляет более 14 мл. гектаров. Часто люди, устремляясь в лес за грибами, ягодами, в турпоход, на охоту или рыбалку, забывают об элементарных мерах собственной безопасности и с ними могут произойти различные непредвиденные, опасные ситуации. Что же может произойти с человеком в лесу? (Ученики называют различные варианты непредвиденных ситуаций, которые могут произойти с человеком в лесу).
Молодцы! Вы видите все возможные реальные опасности для жизни и здоровья человека в лесу. Все ситуации мы сегодня рассмотреть не сможем. Давайте обратим внимание на некоторые случаи травмирования человека такие, как переломы, вывихи, обморожения зимой. В населенном пункте с этими проблемами справиться значительно проще: человеку может быть оперативно оказана профессиональная помощь. А в лесу первоначально нужно рассчитывать только на свои силы и возможности. Как это можно сделать?
Ребята, как бы вы предложили назвать тему нашего сегодняшнего урока? (ученики предлагают варианты названий).
Мне очень нравятся ваши названия. Если их обобщить и добавить мои предложения, то у нас получится вот такая тема урока «Помощь пострадавшему в лесу при вывихах, переломах, обморожении» (учитель открывает тему на доске).
Запишите тему урока в тетради.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно в группах изучить материал об указанных в теме видах травм, выполнить предложенные задания, представить результаты работы и оценить их.
1. Задание №1 (работа в группах):
обучающиеся работают с раздаточным материалом (распечатки текстов).
1 группа.«Переломы». Что такое перелом, виды и признаки переломов? Какую помощь нужно оказывать при переломах в лесу? Сделайте вывод о том, какие переломы опаснее - открытые или закрытые - и почему.
2 группа«Вывихи». Что такое вывих, его признаки. Какую помощь нужно оказывать при вывихах в лесу? Зачем необходимо произвести иммобилизацию конечности?
3 группа«Обморожения». Что такое обморожение, его признаки? Какую помощь нужно оказать при обморожениях в лесу?
Учитель просит обучающихся представить результаты работы. Ученики слушают, задают уточняющие вопросы и оценивают работу друг друга. Выступление каждой группы учитель дополняет материалами презентации и просит записать в тетрадях необходимые понятия, схемы.
Просмотр презентации с комментариями учителя.
Самостоятельная работа обучающихся по заполнению схем.
Задание №2 (работа в группах):
Учитель: Я вижу, что вы хорошо знаете, как нужно действовать при различных видах переломов, при вывихах и обморожениях в условиях леса. Попробуем теперь попрактиковаться в оказании ПМП.
У вас на столах лежат различные виды подручных средств оказания ПМП. Вам необходимо внимательно рассмотреть лежащие перед вами предметы, показать и обосновать их практическое применение.
Группа № 1.
Шина, ветки дерева, небольшие рейки, бинты, бутылка с холодной водой, мох сфагнум (перелом).
Группа № 2.
Платок, кусок ткани, бинты, бутылка с холодной водой (вывих).
Группа № 3
Шерстяная ткань (шарф), ватно-марлевые тампоны, целлофан(обморожение).
IV. Закрепление изученного материала.
Анализ и решение проблемных ситуаций
Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике.
Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и, если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.
Ребята вытягивают ситуации (по одной на группу) из школьной жизни. Им предлагается оценить их, принять решение (можно проинсценировать). Оценивается: анализ ситуации, действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.
Ситуация 1. Ученики катались с горки на лыжах. У одного из них побелел нос.
Ситуация 2. В столовойученик поскользнулся на полу и упал на руку. Вы наблюдаете кровотечение и неестественную форму руки.
Ситуация 3. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.
VII. Домашнее задание.
1. Изучить конспект урока в тетради. Подготовиться к тестовой проверочной работе.
2. Подготовить сообщение о лекарственных травах и растениях, произрастающих на территории Карелии, их использовании.
VIII. Итог урока.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было полезным и интересным?
Я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации. Урок окончен. Спасибо.
Ситуация 1. Ученики катались с горки на лыжах. У одного из них побелел нос.
Ситуация 2. В столовойученик поскользнулся на полу и упал на руку. Вы наблюдаете кровотечение и неестественную форму руки.
Ситуация 3. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.
Урок ОБЖ.
Смирнова Инна Викторовна,
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Гимназия №30»
8 класс
Тема урока: Помощь пострадавшему в лесу при вывихах, переломах, обморожении Тип урока: комбинированный урок
Дидактическая цель:
- Формирование умения правильно оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении в экстремальных ситуациях.
Задачи по содержанию:
Обучающие:
- сформировать понятия «закрытый перелом», «открытый перелом», «вывих», «обморожение»,
- познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, обморожении;
- научить оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении.
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся чувство сопереживания;
- развивать стремление помогать товарищу в экстремальных ситуациях;
- формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.
Развивающая:
- развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия правильного решения в экстремальной ситуации;
- развивать навыки общения и взаимодействия в группе, совместного решения проблемных ситуаций.
Методы организации познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя (по В.А. Сластенину, И.Ф. Исаеву и др.):
- объяснение, беседа.
- упражнение по правилам оказания ПМП, инструктаж по правилам оказания ПМП, демонстрация наглядно-иллюстративного материала.
- решение проблемных задач, поощрение, рассказ о жизненных ситуациях, дискуссия.
- устный и письменный опрос в виде теста, самоконтроль.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная,
- работа в группах,
- индивидуальная (заполнение таблицы, схемы, тест).
Приёмы учебной деятельности:
- создание игровой ситуации
- демонстрация презентации
- решение жизненных проблемных ситуаций.
Оборудование:
- перевязочный материал: бинты, ткань и другие подручные средства;
- шерстяная ткань;
- шины, подручный материал для изготовления шин;
- карточки с заданиями,
- информационное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор;
- грелка, пластиковые бутылки с водой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Учебные столы расставлены для работы в трех группах. Обучающиеся при входе в класс случайным образом получают от учителя цветной жетон и в соответствии с цветом занимают место в одной из групп.
Приветствие учеников класса.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Начинаем наш урок.
- Почти четверть территории Карелии покрыта водоёмами: реками, озерами, болотами. Это означает, что практически каждый житель нашей Республики в течение года может оказаться возле какого-либо водоема. Теперь вы согласитесь со мной, что при этом необходимо соблюдение определенных правил поведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Хорошо ли вы знаете эти правила? Проверим себя? Предлагаю вам пройти тестирование по теме «Правила безопасного поведения на воде», «Средства купания, спасение утопающих».
На столах лежат приготовленные конверты с проверочными тестовыми заданиями (по 5 вопросов). Задания отличаются. На работу выделяется 5 минут. Ученики выполняют задания. Провести самопроверку, уточнить по готовым ключам. Напомнить критерии оценивания.
II. Целеполагание и мотивация обучающихся.
Учитель: Наш северный край богат красивыми лесами. Территория, занятая лесом в Карелии, составляет более 14 мл. гектаров. Часто люди, устремляясь в лес за грибами, ягодами, в турпоход, на охоту или рыбалку, забывают об элементарных мерах собственной безопасности и с ними могут произойти различные непредвиденные, опасные ситуации. Что же может произойти с человеком в лесу? (Ученики называют различные варианты непредвиденных ситуаций, которые могут произойти с человеком в лесу).
Молодцы! Вы видите все возможные реальные опасности для жизни и здоровья человека в лесу. Все ситуации мы сегодня рассмотреть не сможем. Давайте обратим внимание на некоторые случаи травмирования человека такие, как переломы, вывихи, обморожения зимой. В населенном пункте с этими проблемами справиться значительно проще: человеку может быть оперативно оказана профессиональная помощь. А в лесу первоначально нужно рассчитывать только на свои силы и возможности. Как это можно сделать?
Ребята, как бы вы предложили назвать тему нашего сегодняшнего урока? (ученики предлагают варианты названий).
Мне очень нравятся ваши названия. Если их обобщить и добавить мои предложения, то у нас получится вот такая тема урока «Помощь пострадавшему в лесу при вывихах, переломах, обморожении» (учитель открывает тему на доске).
Запишите тему урока в тетради.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно в группах изучить материал об указанных в теме видах травм, выполнить предложенные задания, представить результаты работы и оценить их.
1. Задание №1 (работа в группах):
обучающиеся работают с раздаточным материалом (распечатки текстов).
1 группа.«Переломы». Что такое перелом, виды и признаки переломов? Какую помощь нужно оказывать при переломах в лесу? Сделайте вывод о том, какие переломы опаснее - открытые или закрытые - и почему.
2 группа«Вывихи». Что такое вывих, его признаки. Какую помощь нужно оказывать при вывихах в лесу? Зачем необходимо произвести иммобилизацию конечности?
3 группа«Обморожения». Что такое обморожение, его признаки? Какую помощь нужно оказать при обморожениях в лесу?
Учитель просит обучающихся представить результаты работы. Ученики слушают, задают уточняющие вопросы и оценивают работу друг друга. Выступление каждой группы учитель дополняет материалами презентации и просит записать в тетрадях необходимые понятия, схемы.
Просмотр презентации с комментариями учителя.
Самостоятельная работа обучающихся по заполнению схем.
Задание №2 (работа в группах):
Учитель: Я вижу, что вы хорошо знаете, как нужно действовать при различных видах переломов, при вывихах и обморожениях в условиях леса. Попробуем теперь попрактиковаться в оказании ПМП.
У вас на столах лежат различные виды подручных средств оказания ПМП. Вам необходимо внимательно рассмотреть лежащие перед вами предметы, показать и обосновать их практическое применение.
Группа № 1.
Шина, ветки дерева, небольшие рейки, бинты, бутылка с холодной водой, мох сфагнум (перелом).
Группа № 2.
Платок, кусок ткани, бинты, бутылка с холодной водой (вывих).
Группа № 3
Шерстяная ткань (шарф), ватно-марлевые тампоны, целлофан(обморожение).
IV. Закрепление изученного материала.
Анализ и решение проблемных ситуаций
Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике.
Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и, если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.
Ребята вытягивают ситуации (по одной на группу) из школьной жизни. Им предлагается оценить их, принять решение (можно проинсценировать). Оценивается: анализ ситуации, действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.
Ситуация 1. Ученики катались с горки на лыжах. У одного из них побелел нос.
Ситуация 2. В столовойученик поскользнулся на полу и упал на руку. Вы наблюдаете кровотечение и неестественную форму руки.
Ситуация 3. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.
VII. Домашнее задание.
1. Изучить конспект урока в тетради. Подготовиться к тестовой проверочной работе.
2. Подготовить сообщение о лекарственных травах и растениях, произрастающих на территории Карелии, их использовании.
VIII. Итог урока.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было полезным и интересным?
Я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации. Урок окончен. Спасибо.
Ситуация 1. Ученики катались с горки на лыжах. У одного из них побелел нос.
Ситуация 2. В столовойученик поскользнулся на полу и упал на руку. Вы наблюдаете кровотечение и неестественную форму руки.
Ситуация 3. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.