Цель урока:
Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях.
Задачи:
1. Просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников.
2. Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.
3. Улучшение психоэмоционального и физического состояния участников.
Условия проведения:
Встречи в рамках психологического клуба могут проводиться в группе, в кабинете психолога. На каждой встрече участники появляются с бейджами – карточками, на которых пишут свое имя, чтобы к ним обращаться.
Время проведения:
Периодичность встреч 1-2 раза в год, вторая встреча по желанию родителей. Каждая встреча составлена так, что с небольшой корректировкой может проводиться в любой возрастной группе (например, подборка упражнений для старшей группы подходит детям подготовительной группы).
Младший возраст
Цели: налаживание контакта с детьми и родителями; обучить родителей совместными с детьми играми; вызывать у детей и родителей положительные эмоциональные переживания.
Оборудование для занятия
* Магнитофон с записью спокойной музыки;
* Бейджики по количеству родителей
*Корзина с маленькими мячами по количеству детей.
* Корзина с маленькими кубиками;
*2-3 покрывала;
*Игрушка котенок
* Клубок
*Фломастеры
Ход занятия
До начала занятия попросить родителей написать на бейджике свое имя и ребенка и закрепить его на одежду родителя.
Психолог:
Здравствуйте, дорогие наши малыши, здравствуйте, мамы и папы. Я очень рада вас видеть у себя в гостях. В этом зале, кроме меня, вас ждут кубики, мячи и множество других интересных вещей, которым не терпится поиграть с вами. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом. Хотите, я вас научу? Смотрите и повторяйте.
1. Ритуал приветствия (1,5 мин)
Родитель:
Дай ладошечку, моя крошечка.
(Ребенок подает ладошку родителю).
Я поглажу тебя по ладошечке.
(Поглаживает ребенка по ладошке.)
Психолог:
Дай ладошечку, моя крошечка.
(Дети подают ладошку психологу)
Я поглажу тебя по ладошечке.
(Поглаживает детей по ладошке.)
Родитель:
На ладошечку, моя крошечка.
(Подает ладошку ребенку.)
Ты погладь меня по ладошечке.
(Ребенок поглаживает родителя по ладошке)
Психолог:
На ладошечку, моя крошечка.
(Подает ладошку детям.)
Ты погладь меня по ладошечке.
(Дети поглаживают психолога по ладошке)
Психолог: вот мы и поздоровались. А теперь давайте познакомимся.
2. Игра"Паутинка".
В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из родителей. Каждого родителя ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.
Психолог: Посмотрите-ка, ребятки! Не успели мы поздороваться и познакомиться, а к нам уже пришли гости— веселые мячики. (Достает корзину с маленькими мячами.) И все они очень хотят с вами поиграть. (Раздает по 1 мячу каждой паре родитель-ребенок.)
3. Расслабляющие упражнения (45 с)
Родители и дети сидят на полу напротив друг друга. По предложению психолога родители прокатывают мячик по ногам и рукам ребенка. Ребенок проделывает то же по отношению к родителю. При этом действия сопровождаются речевкой.
Психолог:
Тише, мяч, не торопись.
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись
И обратно возвратись.
4.Игровые упражнения (2,5 мин)
Психолог:
Посмотрите, сколько веселых, разноцветных кубиков я вам принесла.
( Психолог ставит корзину с кубиками. Дети садятся вокруг нее, а родители выстраиваются вокруг детей на расстоянии 1м. )
Посмотрите, как весело они выпрыгивают из корзины.
(Дети начинают выкидывать кубики из корзины, а родители пытаются их вновь собрать. После сигнала психолога родители прекращают собирать кубики и корзина пустеет, игра сопровождается 2-3 повторами речитатива)
Психолог:
Веселятся зайки,
Зайки-побегайки.
В кубики играют,
Далеко кидают.
Родители с психологом:
Прекращайте, зайки,
Кубики кидать.
Лучше помогайте
Мамам их собирать.
Психолог: Ой, ребятки, что мы натворили. Мамы на нас обиделись. Кубики разбежались. Давайте их сложим в корзину.
(Все вместе убирают кубики, затем детки и родители садятся парами друг напротив друга)
Давайте-ка, ребятки, с мамами мириться.
(Психолог демонстрирует движения, дети и родители повторяют)
Мы немного поиграли.
(Дети и родители хлопают в ладоши)
И игрушки разбросали.
(Дети и родители берутся за щеки и качают головой)
Но теперь мы все убрали.
(Дети и родители соединяют разведенные в стороны руки)
Вновь послушными мы стали.
(Дети и родители обнимают друг друга)
5. Упражнение «Гамак».
Двое взрослых берут покрывало с двух сторон и раскачивают под музыку ребенка. Каждый ребенок должен попробовать полежать в гамаке.
6.Веселые кубики
Психолог:
Ребятки-зайчатки, мы с вами успокоились, стали послушными, а вот кубики не на шутку развеселились: так и прыгают, так и скачут. Попробуем их угомонить?
(Психолог раскидывает из корзины кубики, а дети с родителями пытаются их собрать, при этом родитель и ребенок держатся за руку, собирают кубики одной рукой. Игра сопровождается речитативом.)
Психолог:
Разбежались кубики
Кто куда, кто куда.
Не собрать нам кубиков
Никогда, никогда.
Психолог: Ну, вот мы и справились со своей задачей. Ох, и трудно нам было. Можно и передохнуть немножко.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте,
И за мамой повторяйте.
7.Игра-путаница «Покажи нос»
Родитель называет части своего тела и показывает их на себе. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый путает ребенка: называет одну часть тела, а показывает другую. Ребенок должен заметить это и не повторять неверных движений.
8. Упражнение «Погладь котенка»
Родители и дети составляют пару.
Психолог: Представьте себе, что вы на улице увидели маленького котенка и захотели его приласкать, погладить. Котенок может урчать от удовольствия. (В роли котенка сначала ребенок, а затем родитель)
Психолог: кто это мяукает за дверью? ( заносит игрушку котенка).Как мяучит котенок? (действия детей) .Почему же он мяучит? (ответы детей). Наверное, он голодный? А давайте ему сварим суп. (Изображает как наливает в кастрюлю воду из крана, насыпает крупу, нарезает овощи, солит, варит, помешивает ложкой. Все движения за психологом повторяют и родители, и дети. Потом все пробуют суп. Кормят котенка.)
Вот и сытый наш котенок. Он когда был голодный, как мяукал ? (дети говорят «мяу-мяу»). А когда поел наш суп, сразу замурлыкал (дети –«мур-мур»).
9.Ритуал прощания (45 с)
Психолог: ну вот и подошла наша встреча к концу. Вам понравилось?
А теперь, ребята, я хочу научить вас прощаться.
Дружно хлопнули в ладоши.
(Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой.
(Все топают ногой).
Все, во что мы здесь играли...
(Родители и дети (парами) берутся за руки и подпрыгивают)
Мы запомнили с тобой.
(Родители и дети берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону).
До свиданья всем сказали.
(Все машут рукой)
Отправляемся домой.
(Все выходят из зала)