Цель урока:
БАБУШКИН СУНДУЧОК
(ЗАНЯТИЕ – СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ)
Халитова Л.С.,воспитатель
Программное содержание:
Ø Продолжать знакомить детей с фольклорными формами устного народного творчества: песенками, потешками, играми – хороводами;
Ø Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве;
Ø Продолжать развивать у детей двигательную и речевую активность, память, внимание;
Ø Развивать сенсорные способности детей, используя фольклорные формы;
Ø Закрепить умение группировать однородные предметы по форме, научить выделять лишние предметы;
Ø Развивать умение составлять целое из частей;
Ø Закрепить знания детей о цвете; развивать умение сравнивать предметы по признакам: цвету, форме, величине;
Ø Воспитывать у детей раскрепощенность, заботливое отношение друг к другу.
Демонстрационный и раздаточный материал: корзина с игрушками: кукла, кот, кенгуру, мяч; звуки животных в записи; круглые предметы, две разноса с кубиками, шарами, кирпичиками; разрезные круги разного цвета; пряники, баранки.
Действующие лица: Колобок, бабушка Варвара, кот, дети, воспитатель.
Ход занятия:
1 часть.Занавес. За занавесом бабушкин двор: плетень, лавочки, дом. Перед занавесом – лесная опушка. Воспитатель заводит детей в зал:
В старенькой избушке
За лесной опушкой
Жила – была бабушка Варвара.
И было у бабушки 8 внучат.
В гости по тропинке
Внучата к ней спешат.
Дети, пойдем по дорожке в гости к бабушке и песенку споем:
«По дорожке мы идем, весело шагаем,
Песню звонкую поем, ножками ступаем.
Посидим, отдохнем, обойдем канавку
Посидим, отдохнем, выйдем на полянку».
Ой! Ребята! Где же тропинка? Закончилась!
Куда же нам идти? Где тропинку нам найти?
Постоим, поглядим – ничего не видно.
Постоим, помолчим – ничего не слышно Дети прислушиваются, оглядываются.
За занавесом слышится песенка Колобка:
«Если надо, если надо, я сумею и смогу,
От медведя, и от волка, и от зайца убегу.
У меня нет ручек, ножек,
Не боюсь пуститься вскачь,
Потому что я же круглый,
И могу скакать, как мяч. Колобок выходит на полянку к детям и
продолжает петь
Припев: Я очень – очень ловок,
Я очень – очень смел.
Нет ничего такого, чего б я не умел.
Колобок обращается к детям:
Кто вы? Куда идете? Вы меня не съедите?
Дети объясняют Колобку, что они идут к бабушке Варваре и заблудились, и просят о помощи, показать дорогу.
Колобок соглашается отвести ребят к бабушке, но для начала предлагает познакомиться:
Игра – хоровод «На лужайке по утру»
«На лужайке по утру дети идут по кругу и приговаривают слова
Мы затеяли игру.
Встали дети все в кружок поворачиваются в круг
Как зовут тебя дружок?»
Колобок по очереди подает мяч каждому ребенку со словами:
Я колобок. А ты кто?; Я Колобок – мягкий бок. А тебя как зовут?; Я Колобок – румяный бок. А твое имя? и т.д.
Колобок предлагает детям после знакомства посчитаться, чтобы в дороге не потеряться.
Игра – хоровод «Колобок»
«Прыг – скок, прыг – скок Дети идут по кругу и приговаривают слова
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
Он вдруг остановился, сел и притаился. Останавливаются и приседают
Колобок, вставай на ножки,
Посчитаемся немножко». Встают на ноги, передают мяч из рук в руки и
считаются.
Дети выстраиваются друг за другом, Колобок ведет детей к бабушке:
Физминутка «Бревно» дети выполняют движения по тексту
«Посмотрите, вот бревно. Ох! И длинное оно!
К нему мы с вами подойдем, и осторожно все пойдем.
Обойдем все деревца, и пробежимся все слегка.
Сейчас пролезем под кустом, согнемся низко – низко.
За шишкой прыгнем высоко,
Поможем белочке в дупло забросить эту шишку.
Давайте цаплю подразним, на левой ножке постоим.
Левая устала, идет на смену правая.
А вот и речка баловница!
Наша речка баловница
По камням бежит, струится.
А за ней из бревен дом,
Вот такие бревна в нем. Показывают толщину бревен.
Тихо к речке мы спустились, наклонились и умылись,
Хорошо мы освежились.
А тут пенек, присядь на нем,
Здесь мы, дети, отдохнем». Дети садятся в кружок.
За занавесом слышатся звуки домашних животных «из деревни». Колобок ведет беседу с ребятами о том, чьи голоса они слышат, и кто как кричит.
Корова мычит, петух кукарекает, свинья хрюкает, лошадь ржет, курочка кудахчет. Дети делают вывод, что рядом деревня, что бабушкин дом совсем рядом.
2 часть. Занавес открывается. На сцене появляется декорация бабушкиного двора. Детей встречает бабушка Варвара.
Ой! Да кто же ко мне пришел?!
Здравствуйте, детушки-касатушки. Заждалась вас ваша бабушка. Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Дети садятся на лавки. Бабушка обращается к детям и Колобку:
Колобок, озорник, с вами домой вернулся.
Испекла я, детки, колобок,
Положила его остудить на окошечко,
Убежал, проказник, в лес.
Думала, его лисичка съест!
Колобок в ответ бабушке:
Нет, в лесу я не пропал.
Я в лесу ребят нашел,
В гости к бабушке привел! Дети поют для бабушки песенку по программе
музыкального руководителя
Бабушка благодарит детей и показывает, что для них приготовила сундучок. Открывает и достает корзину с игрушками:
«Принесла из магазина
Я огромную корзину.
Полюбуйся, посмотри,
Что находится внутри?»
Воспитатель вынимает из корзины куклу, дети ее рассматривают и читают потешку про куклу:
«Это кукла Машенька
Девочка – клубничка,
Румяное личико.
Щечки, что яблочки,
Губки, что ягодки,
Носик – курносик пуговкой,
Глазки серенькие,
Зубки беленькие». Бабушка садит куклу на лавочку и
достает следующую игрушку мяч
Дети описывают мяч – круглый, красный, большой, похож на колобка. Колобок приглашает детей поиграть в игру – хоровод
«Мама мне купила мяч»
«Мама мне купила мяч, вот такой, пузатый.
Прыгать, как веселый мяч, любят все ребята.
Мы ногами, топ – топ,
Мы руками, хлп – хлоп,
Раз – туда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Сели, встали, сели, встали, словно мячиками стали.
Скачем, скачем, как мячи,
Вместе с нами поскачи.
Сели, встали, сели, встали,
Все опять в кружочек встали».
Ну – ка, детки, поспешите,
Наш круг в предметы превратите. Дети ищут во дворе у бабушки Варвары круглые предметы: мяч, тыква, разнос, клубки ниток в коробке, яблоки в корзинке и т.д.
Бабушка подбадривает детей и приговаривает:
Поскорее все ищите и в корзинку мне кладите.
Найденные предметы дети
складываю в корзину.
Бабушка Варвара достает еще одну игрушку из своего сундучка – кота. Дети называют игрушку, после чего бабушка зовет своего «настоящего» котенка (ребенок подготовительной группы одет в костюм кошки) и читают про него потешку:
«Котик, котик, киска,
Вот сметаны миска,
Не маши ты лапой,
Деток не царапай.
Котик, котик, киска,
Вот тебе сосиска,
Будем мы друзьями,
Поиграй – ка с нами». Котенок играет с ребятами в игру – хоровод
«Надувала кошка шар»
«Надувала кошка шар, дети выходят из круга мелкими шагами
А котенок ей мешал,
Подошел и лапкой ЦОП!
А у кошки шарик ХЛОП!» входят в круг и шипят
Бабушка обращается к детям:
Молодцы, детки, хорошо шарик надували. Посмотрите, что у меня есть – тарелочки.
Какого они цвета? Котик с ними играл и тарелочки разбил. Помогите бабушке, сложите тарелочки из кусочков. Игра «Сложи из частей».
Бабушка Варвара предлагает детям заглянуть в корзину и сказать, что еще осталось в ней (кенгуренок) и предлагает поиграть в игру – хоровод «Кенгуру».
«К нам сегодня поутру
Прискакало кенгуру.
И ребятам предложило
Интересную игру».
Дети, помогите кенгуренку, убрать все лишнее в сторонку».
Проводится игра на классификацию и нахождение лишнего предмета, детям предлагается два разноса с кубиками и шарами, в каждом из них лишняя фигура. Дети находят лишний предмет, объясняют и убирают его в сторону.
Бабушка разговаривает с детьми:
Хорошо мы поиграли, ну а теперь Котик, неси свои прянички, будем деток угощать.
Дети приговаривают потешку:
«Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Толи самому съесть,
Толи деточкам снесть.
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу».
Котик раздает деткам прянички, а для гостей бараночки.
«Ну что же, прошел денек,
Пропел петушок,
Село солнышко за горушку
И деткам спать пора.
До свиданья, до утра!»
Все прощаются. Занавес закрывается.