Сообщество: Профилактика речевых нарушений.
Проблема для обсуждения: В какие сроки следует начинать профилактическую работу по предотвращению речевых нарушений у детей?
Предложения: Профилактику речевых нарушений следует начинать с будущими родителями.
Введение: Работаю логопедом в системе здравоохранения 30 лет. За последние 10-15 лет значительно возросло количество детей с речевой патологией, вызванные разнообразными причинами. В том числе примерно в 2 раза увеличилась число детей, имеющих анатомические нарушения со стороны артикуляционного аппарата, вызванные длительным (до 2-3 и более лет) кормлением ребёнка грудью или с помощью соски. А также патологии речи, социально обусловленные. Большинство будущих мам просто ничего не знают о том, как развивается речь ребёнка в онтогенезе.
Подтверждающие материалы из сети Интернет:
1. http://www.evakulina.narod.ru/p19aa1.html
Данный материал доказывает необходимость ранней профилактики речевых нарушений. Автор разделяет профилактику на первичную и вторичную. Первичную профилактику предлагается проводить с молодыми родителями, что поможет сохранить их здоровье, как физическое, так и психологическое. Этот материал может пригодиться родителям, т.к. он несёт в себе большой информационный блок о развитии речи ребёнка, о сроках профилактики и её необходимости. А также для педагогов начальной школы для подготовки родительских собраний.
2. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-659.shtml
В данном материале поднимается проблема изучения факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей, поскольку эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Подчёркивается важность разработки рекомендаций и нормативов по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обоснованным стимулам психического развития ребенка и возможности их применения, а также организации массовой пропаганды психологических и педагогических знаний среди населения.
Предлагается проводить профилактику речевых расстройств по трём направлениям: а) предупреждение речевых нарушений — первичная профилактика; б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика; в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.
Этот материал необходим практикующим логопедам дошкольного, начального общего и специального (коррекционного) образования, а также медицинским работникам, т.к. уточняет понятие и раскрывает содержание речевого стандарта.
3. http://festival.1september.ru/articles/619231/
"Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций"-считает автор. В статье представлены все факторы риска, приводящие к речевой патологии. Данный материал будет полезен широкой аудитории, благодаря доступности изложения и информативности.
4. http://ds2483.msk.ru/kp-articles-09.htm
Автор выстраивает целостную систему мер, направленных на предотвращение речевых нарушений у детей раннего возраста, включающую массаж кистей рук, пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, правильное лингвистическое воспитание. Уделяет большое внимание описанию развития речи ребёнка в онтогенезе. Предостерегает о последствиях неисправленной речи ребёнка.
Указывает на желательность осмотра логопедом детей до года, что помогает начать работу по профилактике сложностей на пути развития речи.
Материал будет полезен воспитателям детских садов и родителям.
5. http://logopedia.by/?p=1010
Автор представляет интересный материал по развитию и совершеннствованию системы профилактики речевых нарушений в нашей стране (своего рода исторический экскурс) от 60-х годов по настоящее время. Представляет интерес для студенческой аудитории дефектологических факультетов педагогических ВУЗов.
Прошу коллег оставить ссылки на дополнительные материалы.
Страница для ссылок