Место работы, должность:
ВОЛКОВА И.А. Урок музыки в 1 классе (Критская)
«Музыка вокруг нас».
УРОК 1: «И Муза вечная со мной» - 1 час
Содержание:Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.
Цель:
Задачи:
- познакомиться с понятиямикомпозитор, исполнитель, слушатель;
- научиться отличать музыкальные звуки от немузыкальных (шумовых);
-
Музыкальный материал: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский; «Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов; «От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Андреевна. Я учитель музыки.
Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки.
(Учитель обращает внимание ребят на таблички, прикреплённые к доске)
Знаете ли вы, что музыку сочиняют композиторы? А для того, чтобы она прозвучала, нужны исполнители: пианисты, баянисты, скрипачи, хор и оркестр.
Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас – для слушателей.
Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в природе, и в душе человека. Научиться слушать музыку вам помогут уроки музыки.
Сегодня мы с Вами начинаем путешествие в удивительный мир музыки!
Вслушайся, весь мир поёт –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт!
Мир её волшебен!
Михаил Пляцковский.
Вслушайтесь в звуки, которые окружают нас. Давайте закроем глаза и прислушаемся.
- Что вы слышите? (ответы обучающихся)
Правильно, нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные.
СЛАЙД 2
|
Звуки: шумовые и музыкальные
|
- Послушайте внимательно. Какие звуки вы услышите?
(Если урок проводится без мультимедийной установки, на доску прикрепляются таблички и картинки. Дети угадывают звук и относят его к разряду музыкальных или шумовых звуков).
Молодцы! Отлично справились с заданием.
2этап. Подготовка к изучению нового материала.
Ребята, посмотрите, сколько разных звуков пришло к нам в гости. Они так торопились на встречу с вами, что случайно закрыли тему урока. Если мы не откроем её, то никогда не узнаем, как зовут главную героиню нашего урока. Чтобы доска (экран) открылись нужно исполнить какую-нибудь добрую и красивую песенку.
- Какие вы знаете детские песенки? (ответы обучающихся)
Я предлагаю исполнить песню В. Шаинского на слова М. Пляцковского «От улыбки». Готовы? Тогда начинаем!
СЛАЙД 3
|
«От улыбки» В. Шаинский, М. Пляцковский (видео или текст)
|
1. От улыбки станет всем теплей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!
ПРИПЕВ: И тогда наверняка Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке!
С голубого ручейка Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
С голубого ручейка Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки!
|
2. От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши!
ПРИПЕВ: тот же
3. От улыбки станет всем теплей,
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки, включаются улыбки!
|
|
|
|
3 этап. Изучение нового материала.
Молодцы. Давайте все вместе прочитаем тему нашего урока «И Муза вечная со мной!»
А вот и главная героиня – МУЗА!
- А вы знаете, кого называют Музой? (ответы обучающихся)
Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг.
О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду.
Откройте учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные.
- Сколько их изображено на рисунке? (ответы обучающихся)
Древнегреческие легенды гласят, что живёт девять муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества.
Имя нашей героини Терпсихора («любящая танцы») — муза танцев и хорового пения, в ее руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах).
Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны.
СЛАЙД 5
|
Сюрприз музы Терпсихоры+ «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
П. И. Чайковского
|
Посмотрите, какой сюрприз приготовила нам Терпсихора. В этом сундучке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть его нужно отгадать загадки:
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка
Звучит мечтательный мотив, его играет ....(СКРИПКА)
|
Зазвенят серебряные струны Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны, Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую - Все струны нам изображают,
Все звуки музыки рисуют.
Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко, Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовется... (АРФА)
|
Правильно, именно арфа и скрипка будут рассказывать нам свою сказочную историю.
СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает?(ответы обучающихся)
Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает.
Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку.
- Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель).
Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
СЛАЙД 6
|
П. И. Чайковский (портрет)
|
Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского.
СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (ответы обучающихся)
Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.
- А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (ответы обучающихся)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
Верно. Это дирижер.
А давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку П. И. Чайковского с помощью выразительных дирижерских жестов.
ФОНОГРАММА: свободное дирижирование (вне схемы) фрагментом музыки Чайковского из балета «Щелкунчик».
Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П. И. Чайковского, исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром.
В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В. Шаинского «От улыбки».
Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Дмитрия Кабалевского на слова В. Викторова.
Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинки, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину…
ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевский
СЛАЙД 7
|
«Песня о школе» Д. Кабалевский, В. Викторов
1. Мы в счастливый, светлый день поступили в школу.
Школа рада нам была, класс просторный отвела.
И о классе о своём мы поём, мы поём.
И о классе о своём мы поём, мы поём.
2. Ждут нас новые друзья - буквы, цифры, ноты.
Вот учитель входит в класс, он всему научит нас.
Об учителе своём мы поём, мы поём.
Об учителе своём мы поём, мы поём.
3. Переменки и звонок, и опять уроки.
Интересные дела, ну и песни без числа,
Потому что обо всём мы поём, мы поём.
Потому что обо всём мы поём, мы поём.
|
СЛАЙД 8
|
СЛАЙД 9
|
Учитель раздаёт обучающимся тексты песни, одновременно текст песни выводится на экран.
4этап. Домашнее задание.
Закрепить полученные знания.
5этап. Подведение итогов урока.
Молодцы! Сегодня на уроке вы прекрасно работали!
СЛАЙД 10
|
Муза + аплодисменты
|
Наша гостья Муза Терпсихора вами довольна, ей очень понравилось, как вы поёте. Поэтому она подарила всем нам хорошее настроение! Давайте и мы поблагодарим её аплодисментами. (Обучающиеся хлопают в ладоши).
Терпсихора обязательно будет приходить на наши уроки. А мы с вами встретимся через неделю.
Спасибо за урок!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2009.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- Форум работников детского образования и культуры: загадки о музыке. http://forum.numi.ru
- Мамин, папин: детские песенки. http://www.maminpapin.ru
- Музыка и я: сайт учителя музыки Тихоновой И.А.http://www.musicandi.ru