Место работы, должность:
БЕЛКИ
(Интегрированный урок химии-биологии в 11 классе)
Авторы: Е.С. Белоусова, учитель высшей категории средней школы № 27,
Т.В. Лысова, учитель высшей категории средней школы № 27
Задачи урока:
- Образовательная: изучить особенности строения и свойств белков, показать роль белков в живых организмах, познакомить учащихся с новыми исследованиями в изучении белков (прионные белки)
- Развивающая: развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, развивать умение работать в парах, толерантное отношение друг к другу.
- Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к учению, прививать умение работать с текстом учебника и с дополнительной литературой, прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, пропагандировать положительное отношение к здоровому образу жизни
Тип урока: интегрированный.
Средства обучения: таблицы, лабораторное оборудование, карточки с новыми терминами, индивидуальные карточки.
Ход урока:
- Организационный момент. Учитель объявляет план, цели и задачи урока (запись на доске, учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Повторение (фронтальный вопрос, беседа).
Вопросы:
- Какие вещества называют аминокислотами? Составьте общую формулу аминокислот.
- Сколько существует всего аминокислот? Что такое незаменимые аминокислоты?
- Какие функциональные группы есть в молекулах аминокислот?
- Какие свойства проявляют аминокислоты?
- Могут ли аминокислоты связываться между собой?
- Что такое пептидная связь? Как она образуется?
- Как образуются полипептиды?
- Изучение нового материала
- Элементный состав белков (учитель химии).
Белки – азотсодержащие биополимеры, являются высшей формой развития органического мира, служат основой всего живого на Земле.
Белки – основные вещества, из которых построены клетки живого организма; белки называют строительным материалом клеток. Кроме того, белки участвуют в важнейших процессах живого организма – обмене веществ, размножении, росте организма, работе мышц; белки выполняют ферментативную, гормональную, и защитную функции, поэтому мы изучаем подробные строение, состав и функции белка, используя биологические и химические данные одновременно. Следовательно, урок проводят два учителя: учитель химии и учитель биологии.
Начнём изучение нового материала с рассмотрения состава белков (запись в тетрадь)
W (C)=50-55%; W (H)=6,3-6,7%;
W (O)=20-23%; W (S)=0-2,5%;
W (N)=14-18%; W (P)=0-2,5%
(Записано на карточках, которые вывешиваются на доску)
2. Структура и пространственное строение белков (учитель биологии).
Зная, из каких элементов состоят белки, дадим другое определение белков (говорят учащиеся).
Белки – сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода, азота, иногда серы и атомов металлов, мономерами которых являются аминокислоты.
В настоящее время известно свыше 150 природных аминокислот и только 20 из них входят в состав белков. Каждый организм имеет собственный набор белков, то есть индивидуален. На Земле нет двух одинаковых людей по белковому веществу, за исключением однояйцовых близнецов.
Аминокислотам присуще одно важнейшее свойство – способность при участии ферментов соединяться по амидным и карбоксильным группам и образовывать полипептидные цепи.
Азот-углеродистая связь ( –CO – NH –) называют пептидной связью (ковалентная связь).
Полипептидная цепь – первичная структура белка.
В образовании полипептидной цепи могут принимать участие от 50 до 1500 аминокислот. Естественно, что такая длинная макромолекула не может существовать в пространстве. Чаще всего полипептидная цепь полностью или частично закручивается в спираль – это вторичная структура белка, так как витки спирали располагаются тесно, то между NH-группами одного витка и CO-группами другого витка образуются водородные связи, которые удерживают данную структуру.
Полипептидная спираль подвергается дальнейшей укладке, значит, возникает специфическая для каждого белка конфигурация – третичная структура. Третичная структура поддерживается дисульфидными мостиками (– S – S –), а также водородными, ионными и гидрофобными взаимодействиями. Таким образом, белковая молекула становится биологически активной.
Третичная структура не является высшей формой структурной организации белка. В некоторых случаях 2, 3, 4 и более белковых молекул объединяются в один комплекс (агрегат). Подобные агрегаты представляют собой четвертичную структуру белка. Например, гемоглобин (только в такой форме он способен выполнять свою функцию).
Вопрос: какую функцию выполняет гемоглобин?
- Физические свойства белков (учитель химии).
Самостоятельная работа учащихся с учебником, стр. 141, таблица 40, часть 2. Обсуждение с учащимися прочитанного материала по признакам физической классификации белков.
- Химические свойства белков. Лабораторная работа (учитель химии, учитель биологии).
Оборудование и реактивы: 3 пробирки с растворами белка, HNO3 (к); CuCl2 (раствор); NaOH; спиртовка; асбестовая сетка; держатель; этиловый спирт.
Техника безопасности: повторяем требования техники безопасности при нагревании и использовании агрессивных растворов.
Опыты:
а) денатурация белка при нагревании (выполняют учащиеся);
б) действие этилового спирта на белок (показать учащимся, что происходит с белками при алкогольной интоксикации);
в) качественные реакции на белок
- Ксантопротеиновая (определяет наличие бензольных колец в составе белка)
Раствор белка + HNO3 (к) → жёлтый осадок (такой результат можно наблюдать при случайном попадании HNO3 (к) на кожу рук);
- Биуретовая (определяет наличие пептидной связи в первичной структуре белка)
Раствор белка + NaOH + CuCl2 (раствор) → красно-фиолетовое окрашивание.
- Биологическая роль белков (учитель биологии).
Белки в клетках выполняют чрезвычайно важные и многообразные функции. Функции белков обусловлены сложностью и разнообразием их структуры (учитель использует карточки с терминами)
- Из белков состоят мембраны клеток и клеточных организмов – строительная.
- Движение ресничек и жгутиков, сокращение мускулатуры, перемещение хромосом осуществляется за счёт сократительных белков – двигательная.
- Белки связывают и переносят с током крови многие химические соединения (гемоглобин) – транспортная.
- В клетке, в ответ на проникновение в неё чужеродных веществ вырабатываются особые белки (антибелки) – защитная.
- Белки могут изменять свою структуру в ответ на действие факторов внешней среды, то есть осуществлять приём сигналов – сигнальная.
- Белки – гормоны, оказывают влияние на обмен веществ (инсулин, адреналин) – регуляторная.
- Белки – ферменты, влияют на скорость химических реакций в клетке – каталитическая (фермент катализа).
- При расщеплении 1 г. белка выделяется 17,6 кДж энергии – энергетическая.
- Белки определяют механическую прочность различных структур – механическая.
- Сообщение учащихся о прионных белках – информационная.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Вывод по роли белков: белки действительно выполняют многочисленные важные функции в клетках живых организмов. В настоящее время изучены структуры и свойства многих белков. Это даёт возможность синтезировать из в лабораторных условиях. Например, в 1954 году был синтезирован инсулин (о роли этого белка вы знаете – при лечении сахарного диабета).
Искусственный синтез белков может быть использован при лечении многих заболеваний человека, а также болезней обмена веществ. Об этом вы можете прочитать в современных научных журналах.
- Закрепление (учитель химии).
Работа с индивидуальными карточками по вариантам, 7 минут.
Вариант 1
- В результате полного гидролиза белков образуются:
а) карбонаты
б) глюкоза
в) аминокислоты
г) амины
- Почему не все аминокислоты имеют нейтральную среду раствора?
- Что такое денатурация белков?
- Какие из записанных аминокислот можно выделить из белка:
а) CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – COOH
NH2
б) H3C – CH2 – CH – CH – COOH
CH3 NH2
в) H3C – CH – CH – COOH
CH3 NH2
г) H3C – CH2 – COOH
NH2
Вариант 2
- Что называется первичной и вторичной структурой белка?
- Сколько трипептидов могут образовать три разных аминокислоты?
а) 2
б) 3
в) 5
г) 6
3. При помощи каких реакций можно различить раствор белка и раствор уксусной кислоты?
4. Число аминокислот, получаемых при полном гидролизе соединении:
H H
H2N – CH2 – C – N – CH – C – N – CH – COOH
O CH2 O CH3
C6H5
Выводы по уроку (учащиеся записывают в тетрадь):
- Белки – сложные органические соединения – биополимеры.
- Белки выполняют многочисленные функции в организме.
- Белки – основа жизни.
Итог урока:
Учителя выставляют оценки, мотивируя их, и задают домашнее задание. По биологии - §38, рис. 72; по химии - § 40-44, упр. 2, 6