Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



правописание частиц

Практика №10

Практика № 10

                             Употребление частиц НЕ и НИ

А, Укажите слова с частицей НЕ.

1) н.. в одном глазу

2)  ...Как н.. полезна вещь... невежда про нее свой толк все к худу клонит (И. Крылов).

3) едва ли н.. первый

4) не мог н.. знать

5) уйти н.. с чем

 

Б. Укажите слова с частицей НЕ.

1) не получить н.. гроша

2) н.. в бровь, а в глаз

3) н.. хлебом единым жив человек

4) прийтись н.. ко двору

5) н.. то чтобы н..

 

В. Укажите слова с частицей НИ.

1) н.. к селу, н.. к городу

2) не зная броду, н.. лезь в воду

3) куда н.. погляди

4)  Кто н.. проклинал станционных смотрителей?.. (А.С. Пушкин.)

5) н.. датьн.. взять

 

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ

А. Укажите слова, которые пишутся слитно.

1) (не)специалист                           4) (не)спеша

2) (не)вежда                                   5) (не)откуда

3) (не)был

 

Б. Укажите слова, которые пишутся слитно.

1) (не)годовать                            4) (не)здоровиться

2) (не)болылой домик                  5) (не)подалеку

3) (не)большой, а маленький дом

 

В. Укажите слова, которые пишутся слитно.

1) (не)видимка                            4) (не)взлюбить

2) (не)(к)чему                             5) (не)интересный

3) (не)взвидеть

Г. Укажите слова, которые пишутся раздельно.

1) (ни)кого                                 4) (не)(с)кем

2) (ни)что                                   5) (не)кого

3) (ни)(с)кем

 

Д. Укажите слова, которые пишутся слитно.

1) (не)маленький (=большой)    4) (не)правда (=ложь)

2) (не)смотря ни на что              5) (не)правда, а ложь

3) (не)смотря по сторонам

 

Е. Укажите слова, которые пишутся раздельно.

1) вовсе (не)дорогой                   4) (не)исследованное

2) (не)похожий на мать ребенок      пространство

3) (не) затянутое тучами небо      5) улица (не)освещена

 


Правописание частиц

                 Лекция №10.

           Правописание частиц1

Частицы не и ни (трудные случаи правописания)

1. Усилительная частица ни пишется раздельно, за исключением отрицательных местоимений без предлога (никого - ни у кого, ничем — ни с чем) и местоименных наречий (никогда, ниоткуда).

В предложении частица ни употребляется для усиле­ния имеющегося отрицания (Не было ни луны, ни звезд), а также при союзах и союзных словах в придаточных пред­ложениях, имеющих обобщающее или уступительное зна­чение, для усиления утверждения (Все, что ни говорила она далее, было повторением почти одного и того же).

2.   В восклицательных и вопросительных предложе­ниях (часто со словами только, уж) пишется частица не:

Куда он только не обращался!

Сравните:  Куда он  только  ни обращался,  везде  получал отказ.

3.   При пояснительных словах, обозначающих степень качества  (очень,   весьма,   крайне,   совершенно,   почти   и т.п.),   не с причастиями, прилагательными, наречиями на  пишетсяслитно:

 совершенно неподготовленный ученик,

 крайне необдуманное решение,

 очень неинтересный человек.

4. С этими же частями речи (прилагательными, при­частиями, наречиями на ) непишется раздельно, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав усилительных отрицаний далеко не, вовсе не, от­нюдь не:

ничуть не интересная книга,

далеко не легкое дело,

ни для кого не интересно,

вовсе не обязательно.

5.   Следует различать написание частицы нес глаго­лами, имеющими приставку до-,и написание глаголов с приставкой недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме:

не дочитал книгу, не допил чай; недовыполнить план, недооценить обстановку.

6.   С полными причастиямибез зависимых слов не пишется   слитно,   при   наличии   противопоставления   или зависимых слов  раздельно:

непрочитанная книга - не прочитанная мною книга, нераспустившийся цветок - ещё не распустившийся цветок.

 

   1Длясправок.

1.  Частицыбы(б), ли(ль), же(ж) пишутсяраздельно: думалли, идиже, сказал бы.

2.Черездефиспишутсячастицы-то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), - таки, -ка, -с, -де, -тка.

3.Частицакое-(кой-), отделеннаяотместоименияпредлогом, пишетсяотдельно: коескем.

4.Частица-такипишетсячерездефистолькопосленаречий(опять-таки) иглаголов(успел-та/о/), востальныхслучаях- отдельно(онтакиуспел).

        Сочетаниевсежтакипишетсявтрислова.

 

7.НЕ  пишется   раздельно   при   противопоставлении двух понятий (встретил не приветливо, а грубо; не хоро­шая, а плохая работа), если же сопоставляются не прямо противоположные   понятия,   отрицающие   одно   другое,   а понятия     совместимые,     приписываемые     одновременно предмету или действию в качестве их  признаков,  то не пишется слитно: работа небольшая, но интересная; чита­ет неплохо, но медленно; в этих случаях обычно употреб­ляется союз но.

Обратитевнимание:

не страшен, не согласен, не нужен, не надо;

 

не намерен, не готов, не виден, не        случайно,

 

1. Частица не пишется всегда раздельно со следую­щими словами и словосочетаниями:

не способен, не властен, не виноват, не расположен,

         не кто иной, как;      не что иное, как.

2.  Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты:

откуда ни возьмись,          как ни в чем не бывало,

во что бы то ни стало,    ни рыба ни мясо,
ни жив ни мертв,               ни то ни сё.

3.  Следует различать сочетания:

ни один (никто) -  не один (много),

               ни разу (никогда)   - не раз (много раз).

4.  В составном глагольном сказуемом не может сто­ять и перед первой, и перед второй частью:

Со всем этим художник не может  не согласиться.

 [Конструкции такого типа представляют собой двойное от­рицание; в результате предложение получает в целом ут­вердительный смысл, часто с дополнительными оттенками необходимости, долженствования.]

 


частица Обобщающий урок

Фото пользователя Татьяна Идляевна Утинова
Submitted by Татьяна Идляевна Утинова on Wed, 17/08/2011 - 00:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Утинова Татьяна Идляевна
Место работы, должность: 
Солдатско-Степновская СОШ, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

обобщить и закрепить знания по теме "Частицы"

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.М.Баранов и др.

Используемая методическая литература: 

Дидактический материал по русскому языку 7 класс.Составитель Л.А.Тропкина.Волгоград.2003

А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста.Рабочая тетрадь.7 класс.М.,2009

Используемое оборудование: 

компьютер, интерактивная доска

Краткое описание: 
урок проходит в компьютерном классе с применением презентации

используются разнообразные  виды работы, показывающие знания детей, приобретённые на рабочих уроках

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн