Данные об авторе
Автор(ы):
Ниронова Татьяна Борисовна
Место работы, должность:
МОУ СОШ №20 г. Балаково, учитель физики
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний учащихся о термодинамических процессах; расширение знаний о сфере применения законов термодинамики в технике, науке, медицине, о их проявлении в природе; развитие навыков самостоятельного поиска необходимых научных сведений, умения пользоваться научной, научно-популярной, методической литературой, периодическими изданиями; ознакомление с техническими устройствами, промышленными технологиями, производтвом, вкоторых применяются знания о тепловых явлениях.
Формирование научного мировоззрения путем анализа исторического пути познания тепловых явлений, современных подходов к теории теплоты; выводов о проявлении основных законов диалектики в тепловых процессах.
Развитие способностей учащихся с учетом их интересов (организаторских, оформительских, технических, экспериментаторских, ораторских и др.); расширение их кругозора, способствование самоутверждению личности.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
20
Используемая методическая литература:
"Познание продолжается", "Просвещение", 1970
"Физика - юным" (IIчасть), Алексеева М.Н., "Просвещение", 1980
Карно, Клаузиус, Клапейрон (Люди науки), Кошманов В.В. "Пpoсвещение", 1985
Беседы по физике /IIчасть/ Блудов М.И., "Просвещение", 1966
Холод земли, Романовский Н.Н. /Мир знаний/," Просвещение", 1980
Вечера физики и техники в средней школе, Державина М.С. Учпедгиз, 1960
"Физика для всех", ЛандауЛ.Д., Китайгородский А.И.,"Наука", 1974
"Физика в ванне" (Библиотечка "Квант"), Х. Рачлис, "Наука", 1986
"Занимательная физика", Я.И. Перельман, "Наука", 1983
Занимательные опыты по физике, Л.А.Горев, " Просвещение", 1977
Физика и научно-технический прогресс," Просвещение", 1988
Физика и творчество в твоей профессии, Т.Е.Гнедина, " Просвещение", 1988
Занимательно об энергетике, Ю. Чирков, "Молодая гвардия", 1981
Биофизика на уроках физики, Ц.Б. Кац, " Просвещение", 1988
Термодинамика для многих, И.Р.Кричевский, И.Б.Петрянов, "Педагогика", 1975
Факультативный курс физики, О.Ф.Кабардин,и др., " Просвещение", 1986
Физический эксперимент б средней школе, Н.М.Шахмаев, В.Ф. Ушлов, "Просвещение", 1989
Техника и технология демонстрационного экперимента, С.А. Хорошавин, " Просвещение", 1978
Используемое оборудование:
1) термоскоп, латунная трубка, "элиопил" Герона (самодельный)
2) воздушное огниво, термопара с гальванометром, модель паровой турбины
3)оптическая скамья с объективом, раствор двухромовокислого аммония; гофрированный сосуд с манометром; грелки, термометры и банки медицинские, инфракрасный обогреватель бытовой "Уголёк"
4) кипятильник Франклина; колба с пробкой и ручной насос
Краткое описание:
За две недели учащимся сообщается о начале подготовки к симпозиуму, сроке его проведения. Формируются группы (по 5 чел.) с учетом интересов и склонностей учащихся по направлениям: история, техника, медицина и биология, наука. В каждой группе обязанности распределяется следующим образом: 1. Докладчик (готовит реферат и краткое выступление по нему с использованием таблиц, рисунков, схем, содержащихся в презентации) 2. Оппонент (подбирает вопросы по теме своей группы с ответами на них, готовится задать 3-4 самых интересных вопроса слушателям) 3. Экскурсовод (находит объект для экскурсии своей группы , договаривается об экскурсии, организует ее, оформляет отчет о резуль¬татах экскурсии, готовит сообщение для выступления на симпозиуме) 4. Фотограф ( делает фотографии для репортажа об экскурсии , помогает экскурсоводу в оформлении фотоотчета об экскурсии) 5. Экспериментатор (готовит опыты по теме своей группы с описанием их, объяснением наблюдаемых явлений; изготавливает самодельные приборы)
На демонстрационном столе размещаются приборы для демонстрации опытов. На доске и стенах резвешивются плакаты, схемы, рисунки, фотоотчеты об экскурсах.