Место работы, должность:
Синонимика обособленных определений и придаточных предложений
Цель: формирование умения производить замену обособленных определений синонимичными придаточными;
Задачи:
1) закрепление знаний об обособлении определений;
2) отработка навыка образования причастий;
3) отработка навыка синтаксического разбора предложения;
4) способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книге.
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы начинаем работу над большой темой: синонимика обособленных членов и придаточных предложений. Первым в ряду обособленных членов стоит определение. С него мы и начнём работу над этим разделом. Итак, откройте тетради, запишите тему урока.
- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? А что нужно сделать, чтобы этому научиться?
Давайте проверим, совпадают ли ваша цель и задачи с теми, что определила я.
Ход урока
- Все мы знаем, что одно из главных умений, которым должен овладеть каждый ученик – это грамотное письмо. Поэтому начнём урок с орфографической разминки. Вспомним некоторые орфограммы, а по окончании напишем проверочный тест, который составят ваши одноклассники (чередование гласных в корне, правописание приставок, проверяемые гласные в корне слова (по 5 слов)
На тренажёре задания по орфографии: проверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, правописание приставок. Каждая пропущенная буква комментируется.
Инд. работа – карточки-задания: Смольякова, Ефимов, Щербаков, Чернов, Литвинова.
Мини-тест на основе слов, составленных учащимися (записать только букву, которую вставили). В это время один ученик пишет ответы теста на доске. Взаимопроверка по ответам на доске.
- Задания части А и В в тестах ГИА связаны с анализом текста. Мы также обратимся к тексту, проанализируем и, опираясь на него, рассмотрим тему урока.
(текст спроецирован на экран, открыта только первая часть).
- Внимательно посмотрите на первое предложение текста.
- Слова какой части речи выступают в роли определения? (причастия)
- Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить все об образовании, употреблении в предложении причастий. Составит опорную схему по причастию….
Пока … выполняет своё задание, мы обратимся к тексту.
(Читаем только 1-ую часть)
Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
- О чём текст? (о книге)
- Какова, по-вашему, основная мысль текста? (о значимости книги как носителе прошлого)
- Может ли это означать, что книга отражает события прошлого?
У этого текста есть продолжение, как вы думаете, о чём вторая часть? Давайте посмотрим, что написал А.И.Герцен.
Но в книге не одно прошедшее: она составляет документ, по которому мы вводимся во владение всей суммы истин и усилий. Книга – программа будущего. Итак, будем уважать книгу.
(по А.И.Герцену)
- Какой прием лежит в основе данного текста? (антитеза).
- Какую роль он играет?
- Выполним несколько заданий по первому предложению.
А) найдите слово с орфограммой чередующиеся гласные в корне, запишите, обозначьте орфограмму (умирающего).
Б) Найдите притяжательное местоимение? (его место)
В) Объясните постановку знаков препинания.
Г) Выпишите из текста в столбик все причастия.
-Рассмотрим опорную схему, предложенную учеником… (выслушать объяснение)
-Опираясь на схему, определите, от каких глаголов образовались данные причастия.
-Какое из этих причастий лишнее и почему? (передаваемый – страдательное)
- Какое из этих причастий в тексте является одиночным? (умирающего)
- Почему причастные обороты в первом предложении обособляются? (стоят после определяемого слова)
- Давайте вспомним, что говорил о причастии М.В.Ломоносов? (служат для краткости речи, заменяют оборот со словом «который»).
- Ещё раз обратите внимание на строение первого предложения. Несмотря на свою громоздкость, оно простое, но осложнено однородными членами и обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Что изменится в строении предложения, если произвести замену? (простое осложнённое предложение станет сложноподчинённым)
- Можно ли заменить причастные обороты в этом предложении на придаточные с союзным словом «который»? Прочитайте первое предложение, сделав замену.
3. Потренируемся в замене причастных оборотов синонимичными придаточными (на экране спроецированы предложения). Записываем только определяемое слово и причастный оборот. К нему подбираем синонимичное придаточное.
А) Это создание напоминало цветок, выросший без лучей солнца (простое осложнённое предложение)- …цветок, который вырос без лучей солнца (сложноподчинённое с придаточным определительным).
Б) Лошади, вытянувшие чёрные головы, показывались на мгновение на белом фоне неба. – Лошади, которые вытянули чёрные головы,…
Произведём обратную замену.
А) Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата (сложноподч. с прид. определит.) – Тигр, обитающий в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата (простое осложнённое предложение)
Б) Кругом стояла тишина, которую нарушает только жужжание комаров. – Кругом стояла тишина, нарушаемая только жужжанием комаров.
Приведите свои примеры предложений, в которых возможна подобная замена.
Но всегда ли возможна такая замена? Укажите причины, по которым нельзя заменить обособленное определение, выраженное причастным оборотом синонимичным придаточным.
- Около дома был небольшой огород, на котором росли свёкла, салат и лук.
- Сразу трудно было найти лодочника, который бы перевёз нас на другой берег.
- Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути.
Вывод урока
- Согласованные обособленные определения, выраженные причастным оборотом, могут быть заменены синонимичными придаточными в СП.
- Подобная замена невозможна, если в придаточной части
- союзное слово «который» имеет при себе предлог;
- глагол-сказуемое в форме будущего времени;
- глагол-сказуемое в условном наклонении.
Домашнее задание: выписать из рассказов В.М.Шукшина предложения с обособленными определениями, произвести, по возможности, синонимичную замену придаточными определительными.
Рефлексия
Продолжите предложения:
Я знал…
Я узнал…
Я хочу узнать…