Место работы, должность:
9 КЛАСС. ЛИТЕРАТУРА. 4 четверть. Учитель Жамбалова Т.Г.
УРОК
ТЕМА: Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…». Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.
Цель: продолжить знакомство учащихся с наиболее «пронзительными» произведениями о Великой Отечественной войне; развивать умение наблюдать художественные особенности; формировать интерес к чтению книг о Великой Отечественной войне.
Журнал «ЛШ» №5 – 2010 г. – стр.30.
ЭПИГРАФ: «Одно знал Васков: в этом бою не отступать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась»…
Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие…»
Ах, ребята, как же это вышло-то?
Были молодыми, были близкими –
Стали просто в поле обелисками.
Будто ветры вас случайно сдунули….
Жизнь осталась – та, что вы задумали!
М.Найдич.
1.Вступительное слово учителя.
БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1924)- прозаик, публицист, киносценарист, Лауреат Государственной премии СССР (1975) и премии А.Д.Сахарова «За гражданское мужество» (1997).
Родом из дворян, отец – кадровый офицер, служивший в царской, Красной и Советской армиях, мать принадлежала к известной семье Алексеевых: её отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев». Влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Васильев считает решающим.
У него рано пробудилась любовь к литературе, истории и театру.
Когда началась Великая Отечественная война, ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка, принял участие в боях под Смоленском, выходил из окружения. Позже был контужен и по выздоровлении в 1943 году направлен учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В.Сталина. Однако желание заниматься литературой оказалось сильнее.
Художественное осмысление войны и судьбы своего поколения, для которой она стала главным событием жизни, определило тематику его творчества. Эта тема нашла отражение в повестях «А зори здесь тихие…»(1969), «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984), рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чьё, старичьё?»(1982), «Неопалимая купина» (1986) и другие. В 1996-1997 г.г. вышли исторические романы, в которых он погружается во времена весьма отдалённые: «Вещий Олег» , «Князь Ярослав и его сыновья».
Самое известное и значительное произведение о Великой Отечественной войне в творческой судьбе писателя – «А зори здесь тихие…» Оно написано человеком, прошедшим войну.
2.Организация коллективной работы с классом. (3-4 минуты на подготовку).
ВОПРОСЫ для обсуждения:
1)Время и место действия повести.
2) Судьба героинь:
РИТА Осянина (главы 2, 14) – стр.
ЛИЗА Бричкина (глава 7) – стр.
СОНЯ Гурвич (глава 8) – стр.
ГАЛЯ Четвертак (главы 10, 11)- стр.
Женя Комелькова (глава 13) – стр.
3)Девушки –бойцы и Васков. Как старшина повлиял на девушек? Как меняется сам Васков после сближения с ними?
4)Предвоенная эпоха. Прочитать и осмыслить эпизод разговора отца Лизы с постояльцем-охотником – глава 7 – стр.
5)Дать анализ эпизода «Последний бой Васкова» - стр.
6)Роль эпилога в контексте произведения. Почему он написан в форме письма?
3.Слушание ответов учащихся. Обращение к тексту. ( смотреть вопросы – журнал «ЛШ» №5 – 2010г., стр.30).
О жестокости и бесчеловечности войны повесть о девушках-зенитчицах и их командире Федоте Евграфыче. Пять девушек вместе со своим командиром идут навстречу фашистам-диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Федот Евграфыч вместе с девушками идёт на задание.
Соня Гурвич, Галка Четвертак, Лиза Бричкина, Женька Комелькова, Рита Осянина- вот они бойцы маленького отряда.
Каждая из девушек несёт в себе какое-то жизненное начало, а все вместе они олицетворяют женское начало жизни.
СОНЯ ГУРВИЧ погибает первой из девушек, а вместе с ней война убивает интеллигентность, душевную тонкость, образованность. Её смерть глупа и бессмысленна.
Следующей жертвой войны становится ГАЛКА ЧЕТВЕРТАК, маленькая, беззащитная, она ничего не имела в жизни- ни родителей, ни настоящей фамилии. У неё была только мечта о большой и настоящей любви, и эту мечту расстреливают из автомата.
ЛИЗА БРИЧКИНА – сама природа, тонко чувствующая и понимающая этот сложный мир, погибает страшно- её забирает болото.
ЖЕНЬКА КОМЕЛЬКОВА- это женственность и красота. Тем более контрастным кажется её владение оружием: она держит автомат в одной руке и с лёгкостью расстреливает фашистов. Из всех девушек право на убийство автор даёт только двум- Женьке и Рите. И это неслучайно, они потеряли на этой войне самых близких людей. Женя стала свидетелем расстрела своей семьи фашистами, а у Риты на фронте погиб муж.
Последней из девушек погибает РИТА, она покончила собой, чтобы не быть обузой для Федота. Перед своей смертью она поведает ему свою тайну – тайну своего материнства. Рита олицетворяет материнство.
Итак, война не жалеет никого и ничего – красота и гармония, ум и интеллект, женственность и материнство.
ГЛАВНОЕ: героика тех страшных лет не будет забыта.
4.ИТОГИ УРОКА.
1. Будничное и героическое в сюжете «А зори здесь тихие…».
2.Своеобразие повести Б.Васильева.
А)Это героико-романтическая повесть.
Романтизм –в поэтизации, прославление подвига 5 девушек с типичными судьбами людей предвоенных и военных лет; в намеченной любовной сюжетной линии Васков – Лиза Бричкина; в противопоставлении «тихой», прекрасной природы смерти на войне.
Б) В основу произведения положено событие незначительное (уничтожение небольшой диверсионной группы немцев) с точки зрения масштабности военной операции.
В) Повесть завершается символическим образом единения отца и сына.
Г) Это яркое, запоминающееся, трогающее душу произведение, формирующее представление о людях далёкой войны, об их стремлении защищать Родину даже ценой своей гибели.
Д/З: Прочитать повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»; подготовить отзыв о произведении.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1.Исследовать жанр.
2.Охарактеризовать главного героя.
3.Рассказать об особенностях композиции.
4.Рассмотреть мотивы повести.
5.Ответить на вопрос: «Раскрывает ли эпиграф смысл
произведения?»