«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слов, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...»
К. Д. Ушинский
Каждый из нас использует на уроке готовые электронные учебные пособия и всё чаще пробует себя в качестве их «творца», готовя авторские уроки – мультимедийные презентации, тестеры и игры ( "Кто хочет стать отличником" ). Первые успехи в из разработке вызывают чуть ли не детский восторг. И учитель при подготовке к занятиям с мультимедиа рассчитывает прежде всего на себя, свой опыт и интуицию. Какие же преимущества мультимедийного урока я для себя нашла?
1. Прежде всего, для интереса учащихся к уроку. Психологи давно подметили, что современные дети - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации урока.
2. Можно не просто использовать наглядность, а использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления, процессы стали более доступными.
3. В среднем на 30 % увеличивается плотностьурока, за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу. Заранее готовится информация с добротным дизайном, а затем она может появиться в нужный момент в самом удобном для меня и учеников режиме.
4. Экономится время, которое мы используем для увеличения объёмаинформацииили для организации повторения и закрепления.
5. Можно быстро среагировать на изменившуюся ситуацию, давать разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за уроком. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в среднем звене (5-9 классы), когда любая, даже мимолётная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. Учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания и пр. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ребят. Использование презентации помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.
6. Поменялась эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами: PowerPoint, Paint.net.
7. У учителя появилась возможность тиражировать свой урок: технологически законченная разработка урока, которой могут воспользоваться другие педагоги, либо записывать их на компакт-диски и предоставлять своим ученикам. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя презентацию, сделанную учителем.
8. Можно организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика.
9. У учителя появляется возможность демонстрировать наглядный материала с увеличением фрагментов картин.
10. Развиваем внимание, наблюдательность:
- Сравни картинки.
- Чем похожи картины?
- Чем различаются?
- Что изменилось?
- Что на картине лишнее? (В чем ошибся художник?)
- Составление картины из фрагментов.
11. Развиваем словесно-логического мышления:
- выделение (визуально) главного;
- чтение схем;
- составление схем, опорных сигналов;
- «оживление» схем (например, в задачах на движение).
12. Формируем навыки самоконтроля:
- самопроверка по эталону на экране;
- выведение ассоциированных подсказок;
- разгадывание кроссвордов, ребусов с моментальным выведением ответа.
13. Формируем познавательную мотивацию:
- включение в презентацию анимированного персонажа, который ведет урок или его часть Клуб Весёлых Человечков (особенно в начальных классах).
14. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, когда в ряде школ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
15. Узнаваемость наглядности: предъявляемая наглядность должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации. Однако практика показывает, что учителя довольно часто нарушают этот принцип неумелым использованием иллюстраций, прежде всего заимствованных из Интернета. Действительно, в безбрежном океане «международной паутины» можно найти практически всё. Однако далеко не всегда можно провести с заимствованными иллюстрациями простейшие операции увеличения. Если вы скопировали из Интернета иллюстрацию, которая занимает всего 10-15 килобайт, какой бы привлекательной по содержанию она ни была, придётся от неё отказаться или, по крайней мере, не увеличивать. Любые операции увеличения приводят к искажениям, потере контрастности, размытости, то есть неузнаваемости изображения. Весьма поучительны по такому случаю телевизионные рекламные ролики. При всей их надоедливости, вы обратили внимание, какого они хорошего изобразительного качества?! Иногда при просмотре этих роликов складывается впечатление, что наш телевизор стал лучше показывать. И ещё одно важное обстоятельство. Если наглядная информация о данном предмете или объекте предъявляется впервые, она должна полностью соответствовать тому, о чём идёт речь. То есть не должно быть, карикатурных рисунков, стилизованных изображений и т. д. Особенно это касается начальной школы, где складывается первичные представления ребёнка об изучаемом объекте. Если мы говорим о тигре, то должна быть предъявлена фотография или качественный и достоверный рисунок тигра. И ещё одна рекомендация. Наглядная информация должна быть однотипной, то есть на одном слайде не должны присутствовать одновременно фотографии и рисунки.
16. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами анимации. К примеру, в программе РоwerPointлишь для «входа» объекта предусматривается 60 различных эффектов. А если добавить эффекты при выделении, выходе, путях перемещения, то можно представить себе, какие у автора разработки предоставляются возможности. Однако вводимые эффекты анимации при демонстрации наглядности должны быть оправданы, не отвлекать ученика, больше того, должны привлекать его внимание. На входе целесообразно использовать эффекты «появление», «растворение», «выцветание» и ещё несколько простых эффектов анимации. Другое дело, если учителю необходимо сымитировать движение какого-то объекта: автомобиля, самолёта, поезда и т. п. В данном случае уместно использовать эффекты «выезжание», «вылет» или воспользоваться функцией «пути перемещения». Иногда возникает необходимость обратить внимание ученика на какой-то объект на слайде. Тогда уместен эффект выделения «мигание», «мерцание», «изменение цвета заливки» и т. п.
17. Вы можете легко создать динамику в композиции, добавив какой-либо объект со свойствами движения (автомобиль, бегущий человек, летящий мяч).
При этом постарайтесь учесть следующие три момента:
• объект должен быть связан с содержанием и другими объектами;
• должно быть свободное место для продолжения движения, чтобы объекты не столкнулись «лбами»;
• постарайтесь подчеркнуть направление движения другими элементами - один как бы утаскивает за собой все остальные.
18. Видеоряд изображений, то есть последовательность и порядок их демонстрации. Вспомним уроки прошлого, когда учитель прятал (закрывал, переворачивал) подготовленные наглядные пособия, таблицы, репродукции, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало много времени, терялся темп урока. Возникали всякого рода казусы, когда в любой момент ученики раньше времени могли увидеть тщательно скрываемый учителем объект. Средства мультимедиа помогают учителю предъявить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы эффект был максимально большим, чтобы обеспечить не простую репродукцию знаний, а побудить учащихся к активной мыслительной деятельности.
> Учитель, например, может показать наглядный объект, предварительно создав какую-то проблемную ситуацию. После определённой дискуссии объект появляется на экране.
> Другой вариант. Показом самого объекта учитель создаёт проблемную ситуацию.
> Наглядный объект при необходимости может сопровождать текст.
> Наглядный объект при постановке вопросов учащимся может выполнять роль подсказки для придания необходимого направления размышлений ребят.
19. Размер наглядности. Данная кажущаяся «мелочь» тоже играет немаловажную роль. Необходимо не забывать условия, при которых будет демонстрироваться тот или иной наглядный объект. Не всё, что прекрасно видно на экране монитора будет заметно на большом экране. Следует убедиться, что даже ученики на последней парте хорошо видят демонстрируемую наглядность. Во многом это зависит от того, насколько удалён проектор от экрана. Слишком близкое расположение проектора приводит к тому, что, по сути, нет разницы между размерами изображения экрана проектора и экрана большого телевизора. Иногда учителю важно, чтобы ученики обратили внимание на какую-то деталь изображения. В таком случае убедитесь, различима ли она с любого расстояния в классе. Проблема размера касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие, привести к более быстрой утомляемости учеников, особенно тех, кто сидит на передних партах.
20. Количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото, рисунков и т. д., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. Вряд ли будет уместно демонстрировать всё, что мы с вами найдём в Интернете, на дисках, сканируем сами, если это не будет оправдано содержанием, если наглядный объект не будет нести в себе какую-то дополнительную информацию по сравнению с предыдущим. Специалисты давно уже обратили внимание, что излишняя наглядность мешает запоминанию.
Заключение
Однако просмотр значительного числа мультимедийных уроков, выполненных в программе PowerPoint, а также из электронных учебных пособий показывают зачастую их крайне низкий обучающий эффект. Разработчики подобных уроков не знакомы с особенностями совершенно новых форм проведения уроков. Освоив чисто технические приемы, учителя далеко не всегда задумываются о дидактической составляющей урока. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении.
Этому надо учиться!
|
На: Презентация на моих уроках
Марина Николаевна, прекрасно подготовили первое задание! Так держать!!!
На: Презентация на моих уроках
Марина Николаевна, великолепно, то, что у меня через эмоции, у Вас все логично, последовательно, с выводами и доказательствами. Я двумя руками за Ваше эссе.
С уважением
На: Презентация на моих уроках
Здравствуйте, Марина Николаевна,! Вы очень подробно изложили в своей работе основные стороны использования презентаций на уроке От себя хочется добавить, что всё хорошо в меру. Презентация на уроке должна рассматриваться не только как труд учителя , но и включать в себя , а может и вообще быть полноправным авторским продуктом ребёнка. Надо шире использовать возможности презентации, как средства представления результата труда ребёнка. Я имею ввиду проекты и исследования, материалы соавторства учитель+ ученик, где ребёнок не прсто созерцатель, а творец.
На: Презентация на моих уроках
Уважаемая Марина Николаевна, прочла Ваше эссе, спасибо за Вашу работу, за прекрасные советы по созданию презентаций. С уважением, Татьяна Григорьевна
На: Презентация на моих уроках
Уважаемая Марина Николаевна! Очень вимательно прочитала вашу работу. Мне понравилось. Самое главное при использование презентаций на уроках не перегружать их избыточной информацией. Ребёнок всё равно её пропустить. С этим я согласна. Очень хорошие советы по созданию презентаций. Срасибо.
На: Презентация на моих уроках
Здравствуйте, Марина Николаевна!
Прочитала ваше эссе и даже как-то стыдно за своё стало. У вас прямо-таки научный труд получился: так четко, последовательно и логично Вы свою точку зрения изложили, и даже с выводами и рекомендациями. Я вроде бы всё тоже самое пыталась сказать, а вот так грамотно, как у Вас, не получилось. Какая Вы молодец! Мне очень ваше эссе понравилось.
На: Презентация на моих уроках
Спасибо за оценку!
На: Презентация на моих уроках
Марина Николаевна, молодец! Все понятно и ясно. Особенно соглашусь с вашей фразой "этому надо учиться!".
На: Презентация на моих уроках
Спасибо за вашу оценку, Юлечка!
На: Презентация на моих уроках
Марина Николаевна спасибо! Вы привели мои мысли в порядок и выразили все то, что я хотела сказать.