Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока русского языка в 7«Б» классе
МОУ гимназии №77 г. Тольятти
учителя русского языка и литературы
Храмцовой Татьяны Александровны
Тема урока:
|
Причастный оборот. Строение предложений с причастными оборотами.
|
Цели урока:
|
- ознакомить учащихся с правилами постановки запятых при причастном обороте, особенности построения предложений с причастными оборотами;
- развивать навыки выделения причастных оборотов на письме, построения предложений с причастными оборотами;
- воспитывать интерес к родному языку, его изобразительным возможностям.
|
Оборудование урока:
Тип урока:
I. Организационный момент:
|
- интерактивная доска;
- репродукции картин И.К.Айвазовского;
- карточки с разноуровневыми заданиями;
- таблица «Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами».
- закрепление изученного материала
ХОД УРОКА:
- приветствие учащихся;
- проверка отсутствующих в классе;
- запись в тетрадь темы урока.
|
II. Проверка знаний учащихся о причастиях и причастном обороте.
1. Заполнение таблицы на интерактивной доске. В соответствующие графы данной на доске таблицы вставить записанные ниже слова.
Глагол
|
Прилагательное
|
Причастие
|
|
|
|
Создавать, созданный, высочайший, совершенный, совершённый, совершить, летучий, летящий, летал, летний, разный, белый, белеющий, белить, горишь, шумный, шумевший, пошумели, горячие, горим, горящие, торопливый, торопиться, торопящийся.
2. Работа с предложениями. (интерактивная доска)
Переписать предложения, согласуя причастия с определяемыми существительными. Расставить знаки препинания, графически обозначить причастные обороты.
1.Узкая длинная коса походила на огромную башню (упавший) с берега в море. 2.Тучи покрыли все ровным тяжелым полотном (опустившийся) над водой. 3.Маленькие игривые волны (рождаемый) ласковым дыханием ветра тихо бились о берег. 4.В (окружавший) нас шорохе я услышал голос с берега.
3. Практическая работа по составлению предложений и расстановке знаков препинания при причастных оборотах.
Учитель обращает внимание на роль причастий в описании моря.
- Какие картины моря храните вы в своей памяти? Живые или пейзажи, созданные художниками? (Отвечая на вопрос, ученики вспоминают картины художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900 гг.)
Рассматривая репродукции картин художника, учащиеся подбирают эпитеты для описания моря, называют часть речи.
Выводы. При описании моря чаще употребляются причастия, так как передают не только признаки, но и характерное для моря движение, постоянное изменение.
4. Работа с карточками разного уровня сложности:
1 уровень – воспроизведение готового текста (максимальная оценка «4»);
2 уровень – составление текста (максимальная оценка «5»).
Репродукции картин, описанных в текстах карточек, – на интерактивной доске.
Карточки 1 уровня сложности.
Задание: Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте причастные обороты.
1. «Среди волн» - удивительнейш… картина Айвазовского. На ней нет (н…)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны вздымающ…ся к небу одна выше другой потр..сают воображение. По небу тяжело опустивш…ся на море свирепый ветер гонит почти черные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия.
2. Гневное, бурное море неистово мчащ… свои воды раск…ч…вает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш…ся сквозь мрачные, черные, лохматые тучи осв…щает гребни огромных волн. Нет границы между бушующ… морем и небом с несущ…ся по нему тучами. («Корабль «Мария» во время шторма».)
Карточки 2 уровня сложности.
Задание: Составьте текст из «рассыпанных» слов. Графически обозначьте причастные обороты.
1. Картина, море, «Георгиевский монастырь», ночь, в, на, лунный, художник, изобразить. Луна, мир, цвет, море, берег, заливающий, желтый, освещать, горизонт, круглый, далекий. Скалы, дорожка, часовые, море, темный, разделенный, лунный, охраняющий, спокойный, сонный, стоять, как.
2. Глядя, на, картина, «Штиль», море, простор, беспредельный, восхищаться. Внимание, небо, гладь, облака, оно, привлекать, над, с, по, тихий, голубой, огромный, пушистый, простирающийся плывущий. Картина, покой, от, веять. Море, рыбаки, спокойны, готовящийся, и, в, выйти.
( 1. Глядя на картину «Штиль», восхищаешься беспредельными просторами моря. Привлекает внимание огромное небо, простирающееся над тихой голубой гладью, с пушистыми облаками, плывущими по нему. От картины веет покоем.
2. На картине «Георгиевский монастырь» художник изобразил море в лунную ночь. Круглая луна, заливающая мир желтым цветом, освещает море, берег, далекий горизонт. Темные скалы, разделенные лунной дорожкой, стоят как часовые, охраняющие спокойное сонное море.)
5. Анализ выполненных работ. 1-2 учащихся из каждой группы зачитывают выполненные задания, объяснят поставленные знаки препинания, делают выводы о роли причастий в речи.
6. Творческая работа. Написание сочинения-миниатюры «Море».
Учащимся предлагаются задания на выбор, которые воспроизводятся на интерактивной доске:
1. Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.
2. Составьте текст по данному началу (по картине «Девятый вал»): Страшны валы воды во время шторма на море. Но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…
III. Домашнее задание (по выбору учащихся):
- выписать из любого художественного текста 10 простых предложений с причастными оборотами (обороты выделить);
- составить карточку на тему: «Знаки препинания при причастном обороте» (10 предложений) с пропущенными знаками препинания и буквами.
|