"Лучший способ спровоцировать бурную и продолжительную дискуссию педагогов, которые заняты информатизацией образования, - заговорить о содержании этого процесса в современной школе".
Водопьян Г.М., Уваров А.Ю.
Процесс информатизации образования – один из самых актуальных вопросов, обсуждаемых в современной образовательной среде.
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО), действующий с 2005 г., направлен на перевод российского образования на качественно новую ступень. Актуальность его вполне понятна: школа продолжает ориентироваться на человека обученного, тогда как сегодняшнему информационному обществу требуется человек обучаемый.
-Как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися?
-Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали только положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?
Чтобы ответить на эти вопросы с 2005 года я начала разработку проблемы «Компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в развитии творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».
Цель опыта работы по данной проблеме:
Ø повышение интереса, развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства через использование компьютерных технологий.
Для реализации поставленной цели определила для себя следующие задачи:
1. Научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.
2. Развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства.
3. Формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника
На уроках изобразительного искусства в начальной школе (1-4 классы) использую интерактивные обучающе-развивающие программы с игровым сценарием.
Так в 1 классе в первой четверти, тема которой «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения», я использую мультимедийное учебное пособие на CD-носителе «Фактура» из серии “Секреты живописи для маленьких художников» (компания «Новый Диск»). Данная программа помогает мне в непринужденной, игровой форме научить каждого первоклассника использовать различные способы и инструменты для создания картин; планировать свои действия и импровизировать. Процесс обучения с использованием этой интерактивной обучающе-развивающей программы не только позволяет мне научить детей видеть и изображать, но и доставляет мне и моим воспитанникам море удовольствия, т.к. анимированные уроки сделаны по принципу красочных мультфильмов, что позволяет создать на уроке сказочную игровую ситуацию.
- Привет! Ты помнишь сказку о трех поросятах, которые построили себе домики? Наф-Наф из соломы, Ниф-Ниф из прутьев, Нуф-Нуф из камней. Они решили нарисовать их и отправить бабушке.Бабушка была в недоумении – она получила три одинаковых рисунка:
- Где же здесь домик из соломы?
- Какой домик из прутьев?
- Какой – из камней?
Поросята очень расстроились, когда узнали, что ини нарисовали такие непонятные рисунки.
Они попросили Митю помочь им.
Так начинается урок в первом классе по теме «Домик для любимой бабушки».
Работая с этой программой, дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся непосредственными его участниками. Результатом такого участия стал альбом «Как прекрасен этот мир, посмотри!», в который вошли лучшие работы первоклассников, выполненные в течение четверти. Заслужить право поместить в этот альбом свои работы стало прекрасным стимулом для творческой деятельности учащихся, а использование программы позволяло мне создавать на каждом уроке ситуацию успеха, заставить каждого ребенка поверить в свои возможности, бережно и нежно тронуть те струнки детской хрупкой души, которые помогали ему раскрыться, проявить свои творческие способности и получить удовлетворение от собственного труда.
Открытием для учащихся начальных классов является то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем – это тоже искусство и моя задача, как учителя изобразительного искусства, научить этому каждого ребенка. Реализовать эту задачу помогают мне компьютерные технологии.
Так, во втором классе, работая на уроке по теме «Выражение характера человека в изображении», работу художника В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» демонстрирую на экран и провожу по ней беседу:
- Кто изображен на картине? Почему Иван-царевич и Елена Прекрасная оказались в лесу? Опишите лес. Что о нем сказано в сказке?
- Что выражает лицо Ивана-царевича? Чем он встревожен? Что говорится в сказке о характере Ивана-царевича?
- Отчего задумалась и склонила голову Елена Прекрасная? Почему она названа Прекрасной?
- Как художник показал трудности и опасности, которым подвергались Иван-царевич и Елена Прекрасная?
- Удалось ли спастись от врагов? Кто им помог?
- Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?
- Расскажите, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная?
- Что вам нравится в картине?
Подведение итога беседы:
- Художник показывает, что русский человек способен преодолеть все трудности и добиться своего счастья.
- Картина сказочная, но герои её – Иван-царевич и Елена Прекрасная – очень похожи на тех молодых людей, способных к благородным поступкам, которые встречаются в настоящей жизни.
Использование компьютерных технологий позволяет мне погрузить детей в мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности. В ходе обучения изобразительному искусству дети выступают в роли и художников и зрителей. Зрительный ряд каждого урока в начальной школе представлен не только произведениями великих, но и выставкой лучших работ юных художников, которые хранятся в электронном музее изобразительного творчества младших школьников «Капельки» (Приложение ).
На уроках изобразительного искусства в 5 классе во II-ой четверти при изучении темы «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец» наряду со многими другими использую образовательный электронный модуль (1C Образование 4.Школа), который позволяет мне наглядно познакомить учащихся с основами гончарного промысла.
Видеоматериал, который содержит данный модуль, дает мне прекрасную возможность закрепить знания учащихся, проверить их наблюдательность, установить связь с жизнью. Например (фрагмент урока):
- Это глина – рабочий материал гончаров. Ответь, где человек добывает глину для гончарного промысла?
- Понаблюдайте за тем, как мастер работает с сырой глиной на гончарном круге, создает кувшин.
- А здесь мастер работает с уже подсохшим изделием, выравнивает стенки и дно, наносит рельефный рисунок.
- Так выглядит изделие, готовое к обжигу. Ответьте, зачем обжигают изделие из глины?
- А это уже готовая посуда из глины. Какая посуда есть в вашем доме?
- Глина замечательный материал для лепки рельефных аппликаций и небольших статуэток.
А по окончании изучения темы II-ой четверти «Связь времен в народном искусстве» наряду с другими провожу и такой игровой тест, который позволяет не только проверить умения учащихся устанавливать взаимосвязь готовой посуды и материала, из которого она выполнена, но и сделать акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
- Какие знакомые узоры, где мы могли их видеть?
Этот вопрос, который часто звучит на уроках изобразительного искусства в 5 классе, стал проблемным для учащихся.
А следующий за вопросом ответ:
- В узорах спрятаны природные мотивы, то, что окружает нас постоянно, но на что мы порой не обращаем внимание…
позволяет раскрыть присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственную образность, игровую атмосферу, присущую как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Разработанный мною тест в программе Microsoft Office PowerPoint «Декоративно-прикладное искусство» провожу по завершению изучения темы четверти:
1.Фантастические цветы, птицы, кони, украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски
o ГЖЕЛЬ
o ГОРОДЕЦ
o ХОХЛОМА
o ЖОСТОВО
2. «Верховая» и «фоновая» роспись «травки», «кудрина»:
o ГЖЕЛЬ
o ГОРОДЕЦ
o ХОХЛОМА
o ЖОСТОВО
3. Декоративная роспись на металлических подносах:
o ГЖЕЛЬ
o ГОРОДЕЦ
o ХОХЛОМА
o ЖОСТОВО
4. Народный промысел по изготовлению фарфоро-фаянсовой посуды, декоративных статуэток
o ГЖЕЛЬ
o ГОРОДЕЦ
o ХОХЛОМА
o ЖОСТОВО
Такое тестирование провожу на компьютере, что позволяет мне проверить уровень усвоения данной темы каждым пятиклассником. Причем каждый учащийся по окончании тестирования сразу узнает свой результат.
Кроме того, в данную программу тестирования я включаю и функцию «Работы над ошибками», что позволяет оперативно провести коррекцию знаний учащимся самостоятельно или под моим непосредственным руководством.
Для проверки знаний учащихся 6 класса мною разработан блок тестов «Виды и жанры изобразительного искусства и основы их образного языка» в программе Excel. Возможности программы электронной таблицы позволяют с наименьшими затратами учебного времени проверить знания учащихся специфики образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства на всех этапах изучения темы учебного года «Изобразительное искусство в жизни человека». Вот один из таких тестов:
1
|
Если на картине нарисована реки, деревья, облака, то эта картина по жанру…
|
|
2
|
К какому виду изобразительного искусства относится работа художника, выполненная красками?
|
|
3
|
Изображение мира неживых предметов - это…
|
|
4
|
Изображение художником человека и животного , выполненное в объеме - это…
|
|
5
|
Искусство постройки - это…
|
|
6
|
Изображение человека художником - это…
|
|
Принцип его действия заключается в том, что при ответе учащегося в колонке рядом автоматически появляется оценка его правильности - «ПРАВИЛЬНО», в противном случае ячейка оценки остаётся пустой. При выполнении данного теста 95,4 % шестиклассников дали правильные ответы на все вопросы.
Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся предоставляет и используемая мною на практике компьютерная программа «Paint», которая представлена доступным для освоения учащимися интерфейсом. Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).
Так на уроке изобразительного искусства в 6 классе по теме «Мозаика. На морском дне» для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика были использованы возможности графического редактора “Paint”.
Приведу фрагмент практической работы на уроке, который включает в себя следующее:
1. Актуализация знаний.
1. Какие основные инструментальные возможности графического редактора “Paint” будем использовать:
- карандаш
- кривая
- эллипс
- ластик
- масштаб
- выделение
2. Какие основные команды графического редактора “Paint” будем использовать:
“правка”- “копировать”;
“правка” - “вставить”;
“рисунок”- “отразить - повернуть”.
2. Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).
1.Построение рамки.
2. Изображение рыб (можно нарисовать одну, а остальные копировать).
3. Изображение морского дна. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков).
4. Выбор палитры.
3.Закрепление материала
1. Словесное построение последовательности выполнения мозаичной картины.
Рамка.
Изображение рыбы (копирование).
Морское дно.
Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).
Выбор палитры.
2. Проверка.
3. Устранение ошибок.
4. Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы.
4. Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж (по ходу работы)
Целевые обходы
· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
· Рациональное использование учебного времени учащимися.
Выполнение данной работы способствовало не только овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия), но и развитию творческой фантазии шестиклассников, способствовал созданию ситуации успеха: «Ты сможешь так и даже лучше!»
В результате 100 % учащихся с творческим учебным заданием урока справились полностью, а лучшие работы пополнили коллекцию электронного музея «Наш вернисаж» (Приложение ).
Развитие творческой активности учащихся я также ставлю в прямую зависимость от методов и форм преподавания основ изобразительного искусства и компьютерной графики.
Особое место среди них занимает проектная деятельность, которую я провожу с учащимися 5-9 классов.
Так с учащимися 5-х классов в текущем учебном году был разработан и реализован учебный проекта «В сказочном мире народных промыслов».
Данная организационная форма работы (учебный проект) ориентирована на изучение законченного учебного раздела II-ой четверти 5 класса «Связь времен и народов в народном искусстве». Цель - овладение знаниями о существующих промыслах России через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
Основным содержанием учебной работы пятиклассников стала творческая деятельность.
«Необходим ли человеку красивый предметный мир?» - этот вопрос стал определяющим темы самостоятельных исследований творческих групп учащихся:
1. «Искусство украшения пасхальных яиц в народных промыслах России»
2. «Тайна народных глиняных игрушек»
3. «За что Гжель, Жостово, Городец и Хохлома нравятся всем?»
Результатом самостоятельного исследования каждой из творческих групп стал конкретный учебный продукт в виде презентации, публикации, web-сайта.
В результате совместной планомерной разработки основополагающего вопроса «Необходим ли человеку красивый предметный мир?», в рамках реализации проекта по теме «В сказочном мире народных промыслов», а данная проектно-исследовательская работа проводилась в течение месяца, был создан сайт УМП.
Полный пакет материалов проекта представлен в папке «Проектная деятельность» (Приложение ).
Работая с учащимися 7 – 9-х классов по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий учащиеся пользуются как средствами Интернета, так и энциклопедиями, учебными пособиями на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних коллекциях самих учащихся.
Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной я даю рекомендации по поиску и обработке информации.
Вот как проводилась такая работа с учащимися 7 класса в третьей четверти:
1. Объявление темы для самостоятельной творческой работы по подготовке сообщений: «Библейские темы в изобразительном искусстве».
2. Коллективное составление содержания сообщения:
ü Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.
ü Особенности византийских мозаик.
ü Древнерусская иконопись и её особое значение.
ü Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий.
ü Приложение (Презентация, иллюстрирующая содержание сообщения)
3. Рекомендации по работе с информацией:
ü Найти информацию в источниках.
ü Прочитать её, рассмотреть сопровождающие данную информацию иллюстрации.
ü Отобрать важное и интересное для краткого представления в работе.
ü Подобрать материалы, иллюстрирующие текстовую информацию, представить их в логической последовательности в соответствии с содержанием текста в презентации.
4. Рекомендуемые для использования источники информации:
ü http://www.rambler.ru
ü Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.
ü А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru , 2001-2006
ü
Такая работа позволяет учащимся определить пути успешного выполнения учебного задания.
Выполненные учащимися творческие работы оформлены в тематические подборки по разделам мировой художественной культуры «От наскальных рисунков до киноискусства» и используются в дальнейшей работе, как учителей, так и учащихся при подготовке к урокам по другим учебным дисциплинам (литературе, музыке, истории и др.), к внеклассным мероприятиям, научно-практическим конференциям и другим формам работы.
Широкие возможности по развитию творческих способностей учащихся, формированию их художественной культуры предоставляет мне и Интернет. На уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры довольно часто провожу виртуальные экскурсии в природу, музеи, с посещением выставок и вернисажей. При организации виртуальной экскурсии определяю основные точки остановок (интернет–адреса) и информацию, которую учащиеся должны вынести из каждой остановки.
Например, на уроках МХК и изобразительного искусства со своими учениками:
· совершили виртуальную экскурсию по Древнему Египту (4 класс)
http://www.kemet.ru ;
· побывали во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике (8 класс)
http://www.museum.vladimir.ru/
· посетили виртуальную выставку «Таинственный Египет» (9 класс)
http://newacropolis.org.ua/egypet/index.htm.
Внеурочная деятельность учащихся с привлечением средств сети Интернет проводится мною через организацию самостоятельной работы учащихся по изучаемым учебным курсам, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и др.
Компьютерные технологии и новые электронные технологии, которые я активно использую в практике преподавания изобразительного искусства, способствуют развитию творческих способностей моих учащихся. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который провожу уже в течение четырех лет по методике «5 рисунков» Надежды Анатольевны Лепской (сайт art.ioso.ru).
Диагностику творческого развития учащихся провожу в начале и в конце учебного года (в сентябре и в мае). Детям предлагаю выполнить пять рисунков по свободной тематике. После выполнения учащимися задания анализ и оценку развития их способностей к продуктивной изобразительной деятельности провожу по следующим параметрам:
Ø оригинальность – самостоятельности учащегося в выборе содержания рисунка;
Ø движение – рисунок передает динамическое состояние персонажей или объектов изображения;
Ø эмоциональность – в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы;
Ø выразительность – интересный сюжет, композиция, «единственность» облика персонажей и ли объектов изображения;
Ø графичность – сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.
Результаты диагностики фиксирую в таблице Excel, а «Мастер диаграмм» позволяет наглядно проиллюстрировать стабильный рост развития творческих способностей учащихся в динамике за четыре учебных года (см. Диаграмму 1). Данная диаграмма, не только иллюстрирует развитие художественных способностей учащихся с 5-го по 8-ой класс, но и являются одним из показателей результативности реализации на практике опыта внедрения компьютерных и новых электронных технологий в практику преподавания изобразительного искусства.
Диаграмма 1
Кроме того, данная диагностика позволяет определить какому из параметров следует уделит более серьезное внимание в дальнейшем.
В заключение хочу отметить, что широкое использование компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий в моей преподавательской деятельности способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
Об этом свидетельствуют психолого-педагогические исследования, проведенные совместно с педагогом-психологом Чеботарь С.Н.
Так диагностика учащихся 2-9 классов по определению уровня выраженности познавательных способностей, которая проводилась в начале и в конце учебного года показала следующее:
Кроме того, компьютерные технологии позволяют мне сформировать у учащихся устойчивые представления по вопросам применения информационных технологий и обучающих программ во всех сферах образовательной деятельности.
Своим коллегам, особенно начинающим учителям изобразительного искусства, хочу рекомендовать следующее:
ü чтобы сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися, чтобы уроки искусства вызывали у учащихся только положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”, широко используйте компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в учебном процессе. Они способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости;
ü сформировать у учащихся устойчивые представления и практические навыки по вопросам применения информационных технологий во всех сферах образовательной деятельно вам помогут средства программ Microsoft Office и обучающих программ;
ü организовать грамотный и современный контроль знаний, умений и навыков в образовательной области «искусство», определить уровень развития творческих способностей учащихся вам также поможет широкое использование всех возможностей компьютерных технологий.
А мне лишь остается пожелать всем в этом УДАЧИ! Школа будущего – школа «информационного века», в которой мы - педагоги сделаем все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся ранее задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Использованные литература и ресурсы
1. «Педагогика искусства», Б.М.Неменский, М.: «Просвещение», 2007 год
2. «Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды», М.: УЦ «Перспектива», 2004 год
3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982.
4. «Педагогические технологии в образовательном процессе», О.М.Новрузова, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.,
5. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г.
6. 1C Образование 4.Школа, ЗАО «1 С», 2006-2008 г.
7. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.
8. “Секреты живописи для маленьких художников» - «Фактура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2001г.
9. “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г.Москва, 1997-2008 г.г..
10. Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура», ООО «Белый город, г.Москва, 2007 г.
11. Художественная энциклопедия на 2 СD «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» и «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Компания «Новый диск», 1996-2001 г.г.
12. А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru 2001-2006 г.г.
|
На: Компьютерные технологии и возможности новых электронных техн
Галина Александровна, спасибо за Ваш материал, буду внимательно знакомиться.