Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово «портфолио» обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует).
В то же время Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений». В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов).
Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
- Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
- Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю (для аттестации).
- Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
- Предложить способ организации того или иного учебного курса.
- Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
- Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения
В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.
Однако очень часто наполнение портфолио сводится к складыванию интереснейших разработок и идей в большую пыльную папку, которую кроме педагога практически никто и не видит . (Сразу хочу сказать, что если в Вашей школе дела обстоят не так печально, как я это обрисовала, то я извиняюсь и снимаю шляпу , бормоча при этом под нос — «Исключения лишь подтверждают правила»)...
Именно поэтому здесь мы решили уделить некоторое время электронному Портфолио педагога, и не только электронному, а представленному непосредственно в сети Интернет.
|
Задание 14.1. Структура Портфолио педагога
|
Какова же структура портфолио учителя? Есть ли общепринятая модель портфолио? Как ни странно, ответ на все эти вопросы — нет. Портфолио учителя очень индивидуален. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:
- Информация «от себя» — формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
- Информация «от других» — отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
- Примеры учебных мероприятий — достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:
- Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы.
- Видеозапись типового занятия преподавателя.
- Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, например, компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.
А зачем нам Портфолио? И как выглядят они?
Примеры Портфолио:
- Портфолио успешного учителя (Сеть творческих учителей)
- Портфолио учителей МОУ СОШ №9 с. Кухаривки — Ейский район Краснодарский край
- Сайт-портфолио учителя математики Догадовой Н.А.
- Портфолио Уральской Т.Ю. (Заместитель директора по экспериментальной работе в начальной школе)
- Портфолио учителя русского языка и литературы Курбановой О.В.
- Сайт учителя начальных классов Цауните И.В.
- Пример Портфолио учителя музыки (англ.)
- Пример описания учебного мероприятия (англ.)
Портфолио в Открытом классе:
-
Портфолио Рахманкулова Рашида Рафаильевича — методист по информационным и компьютерным технологиям, руководитель муниципального информационно-методического центра (есть ссылки на Портфолио, расположенные в других местах)
-
Портфолио Ирины Ивановны Кацай
- Портфолио методиста — Петрова Антонина Александровна
-
Портфолио Василия Аркадьевича Удалова (КК ИПКиПП РО)
-
Портфолио Анны Валентиновны Коровко
А теперь, собственно говоря, задание. На вики-странице «Структура электронного Портфолио» нам с Вами совместно необходимо будет:
- Предложить примерную структуру портфолио педагога с обоснованием (аннотацией) её элементов.
- Определить избыточный список возможных областей применения портфолио педагога.
Обратите внимание!
|
|
Обсуждение возможных областей применения Портфолио педагога ведите в комментариях к Вики-странице |
Задание 14.2. Критерии оценки Портфолио педагога |
На наш взгляд, у нас с Вами остался еще один не разрешенный вопрос — кто, согласно каким критериям и, главное, зачем, должен оценивать Портфолио педагога?
А обсуждать мы его предлагаем на форуме «Критерии оценки Портфолио педагога»
Задание 14.3. Наполнение личного Портфолио |
Работаем индивидуально
- Используя ту структуру, что у нас с Вами получилась, составьте свой электронный портфолио.
- После создания портфолио опубликуйте ссылку на него в таблице личного продвижения по модулю 7.
- Посмотрите портфолио своих коллег и выберите наиболее удачный, интересный портфолио среди портфолио вашей (и не только Вашей) группы. На Вики-странице «Равнение на Портфолио» (эта страница общая для всех педагогов Красноярья) разместите ссылку на понравившийся Вам Портфолио и аргументируйте свой выбор.
Обратите внимание!
|
|
Раздел 7 (см. вики-страницу «Структура электронного Портфолио»), посвященный Вашей работе в Открытом классе в Вашем личном Портфолио должен быть обязательно! |
Литература для чтения:
- Национальный конкурс Портфолио учителей общеобразовательных учреждений, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации
- Глинский А.А. Профессиональный Портфолио педагога
- Человек и профессионал (Блог о том, как стать профессионалом)
- Полилова Т.А., Концепция электронного портфолио
- Горбушин А.Г., Создание модели электронного портфолио...
- Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений
- Оформление папки (портфолио) учителя-предметника по самообразованию
|