Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета. Всё это требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. слайд Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось придти еще и еще, и вновь, с интересом и увлечением, раскрывать новые тайны твоего предмета. Но как этого достичь? Почему многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны и ученики считают минуты до его конца? Интерес у ребенка должен возникнуть с первой минуты урока или, наверное, еще раньше, когда ребенок заходит в класс. А что интересно нашим детям? Вот с чем необходимо считаться, и строить учебный процесс так, чтобы современные технологии стали незаменимыми "помощниками" на уроке. Используя неподдельный интерес детей к технике, можно решить ряд проблем современного урока. Доска, мел и тряпка - неизменные атрибуты преподавателя любого образовательного учреждения, знакомые каждому ученику. А вот что такое интерактивного комплекса, многие знают пока лишь только понаслышке. слайд Важнейшей задачей образования стало научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, интерактивными досками и другими видами техники имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса. В феврале 2007 года в моем кабинете химии появилась интерактивная доска. Сначала она использовалась как управляющийся экран, когда во время урока демонстрировались фрагменты с готовых электронных носителей информации по химии или видеофрагменты химических опытов, взятых на сайте «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» Но на таких уроках у интерактивной доски в основном работала я как учитель. Учащиеся, принимая участие в обсуждении увиденного и услышанного на уроке, находились на своих местах. Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием презентаций к интерактивной доске, чтобы во время урока учащиеся принимали непосредственное участие в работе именно на интерактивной доске.. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах урока: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Кроме уроков, данное оборудование с успехом применяю на внеклассных мероприятиях, для подготовки учащихся к научно – практическим конференциям, в работе кружка. слайд Во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления использую презентации, мультимедийные электронные учебники и CD- диски. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Учащиеся также самостоятельно готовят презентации по отдельным темам, например: «Силикатная промышленность», «Химия металлов», "Органические вещества”, "Углеводы”, «Серная кислота» и т.д. Учащиеся представляют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники и учебники, Интернет. На уроках проходит конкурс презентаций; главным критерием является умение выбирать главное, наиболее интересное, имеющее отношение к жизнедеятельности человека. Данная форма работы развивает учебную мотивацию, даже слабые учащиеся стараются выполнить работу, тянутся за более сильными. Работая с опережающими заданиями, они вместе с сильными ребятами готовят презентации, сообщения… На занятиях используются мультимедийные электронные учебники и пособия на CD-дисках : "Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс”, "Химия для всех. Решение задач”, "Уроки химии Кирилла и Мефодия”; "Химия – Просвещение”; "Химия - базовый курс”; "Химия в школе”; "Химия. 8 класс”; "БЭНП (библиотека электронных наглядных пособий) по химии”, " Подготовка к ЕГЭ по химии”. Например "Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс” это уникальное пособие. Что самое интересное, не имея ни одной пробирки, ни одного химического вещества, в рамках этой программы можно проделать опыты. Для этого есть помощник, который подсказывает шаг за шагом действия ученика и указывает на его ошибки. До начала эксперимента ученик должен пройти тест по технике безопасности. Очень хорошо показаны изменения, происходящие в эксперименте, которые можно виртуально сфотографировать и сохранить в рабочей тетради. "Виртуальная лаборатория для 8-11 кл.” включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в тетрадь. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям. При работе в виртуальной лаборатории учащиеся имеют возможность для понимания сущности химических реакций, так как они могут увидеть эти процессы на молекулярном уровне. Наверное, вершиной применения ИКТ в учебном процессе является использование Интернета. В условиях общеобразовательной системы, когда число часов на изучение химии немного, ИКТ помогают учащимся успешно освоить учебные программы по химии. А использование современных средств обучения (компьютер, Интернет, интерактивный комплекс), не снижая ведущей роли преподавателя, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя Интерактивная доска. Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Учащиеся могут делать записи на доске маркером, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Задания по доске. Приступив к освоению нового устройства, я обратилась к ресурсам сети Интернет, где провела поиск материалов, освещающих внедрение интерактивная доска в образовательный процесс. Если свести воедино различные точки зрения, то определяется перечень «плюсов» и «минусов» применения устройства в обучении и работе педагога. Плюсы (по материалам сети Интернет):слайд 1. ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. 2. Школьникам просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. 3. Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий. 4. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 5. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным. 6. ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. 8. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость. 9. Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. 10. Учитель получает возможность управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. 11. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи. Минусы (по материалам сети Интернет):слайд 1. Не каждая школа может позволить себе приобрести у с необходимым программным обеспечением, который бы обеспечил минимальные возможности моделирования. В этом случае интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране. 2. Учителю нужно время на освоение этих технологий, так как только после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. 3. Стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении. 4. Часть учителей не владеют даже элементарными навыками работы с компьютерной техникой, что делает невозможным освоение данной устройства. 5. Каждый педагог имеет свою годами отработанную и отлаженную систему преподавания своего предмета и ИД, с ее новыми возможностями, не вписывается в данную систему, что тормозит внедрение ИД в образовательный процесс. слайд Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения? Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски: Работа с текстом и изображениями Создание заметок с помощью электронных чернил Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати. Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала Демонстрация презентаций, созданных учащимися. 6. Заключение «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования. Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
|