Задание 5.1. Социальные сервисы Веб 2.0: к определению понятия |
Основное предназначение данного задания — дать вам некий обзор того, что сейчас происходит в сети Интернет. Какие новые ресурсы появляются, чем они отличаются от так уже привычных сайтов, которые раньше создавали только избранные. То есть основная Ваша задача — познакомиться с текстом, пройтись по ссылкам и... если что-то не понятно, задать свои вопросы в форуме «Ваши вопросы — наши ответы» .
Веб 2.0 (Web 2.0)1 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, принципиальным отличием которых от Веб 1.0 является то, что эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещая в сети текстовую и медиа информацию.
С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
- совместный поиск;
- совместное хранение закладок;
- создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…);
- совместное создание и редактирование гипертекстов;
- совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
- совместное редактирование и использование карт и схем.
То есть принципиальное отличие Веб 2.0 от Веб 1.0 – это её социальная ориентированность. Социальные сервисы – это второе название сети нового поколения.
Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента (от англ. content – содержимое). Сегодня, используя Веб 2.0, новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы. При этом общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Освоение новых средств ведет не просто к тому, что мы можем решать новые задачи, но и меняется наше мировоззрение, которое позволяет нам видеть мир с новой точки зрения.
Исповедуя доступность, открытость, интерактивность и коллективизм, социальные сервисы Веб 2.0 становится естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях не вызывает сомнения2.
Место и роль социальных сервисов в становлении сетевых сообществ, и, в частности, в профессиональном развитии педагога еще не исследованы. Именно этим и предстоит заняться нам с вами в ходе изучения данной темы.
Давайте рассмотрим основные действия, которые можно осуществлять в сети Интернет с использованием социальных сервисов:
- Записи мыслей, заметки и коментирование чужих текстов – Живой журнал, Живой Интернет, Блог.Ру, Blogger, Википедия, Летописи.Ру, Живая энциклопедия приключений…
- Совместный поиск информации – Свики, Google, Флексум
- Совместное хранение закладок – БобрДобр, Сто Закладок, Memori.ru, Румарк, МоёМесто, Ньюс2.ру, Цветные полоски
- Совместное хранение и создание медиафайлов
- Фотографии, схемы, рисунки – Фликр, Панорамио, Пикаса, Фотодия, Фламбер, КаляМаля, CoDraw (Совместное рисование)…
- Видео – Ютьюб, ТичерТьюб, Социальная сага, Рутьюб, Rambler Vision, Видео@mail.ru
- Подкасты – аудиофайлы — Audacity, PodOmatic.
- Хранение презентаций – СлайдШара, Спрезент, Скрибд.
- Создание анимированных и интерактивных историй – Скретч, создание трехмерных рассказов – Alice…
- Создание и использование карты знаний – Визуальный словарик, Bubbl.us, FreeMind, GraphViz
- Создание и редактирование документов – Википедия, Гугл, Zoho…
-
Социальные геосервисы — Карты Google, Карты Google + WikiWiki, Объемная модель Земли Google, Панарамио…
-
Интерактивные анкеты — Анкетёр.ру
-
Боксы для хранения информации в сети — бокс от Яндекса, бокс
-
Закрытые группы — от Гугл
-
Обмен сообщениями (чаты, форумы, телеконференции)– мессенджеры, Скайп , ISQ .
Это далеко не полный перечень возможностей социальных сервисов. Социальные сервисы в последнее время растут как грибы. И Вы уже знаете, что многие из них положены в основу социальных сетей.
Задание 5.2. В поисках смысла...
|
Мы предлагаем вам, работая в мини-группе, более подробно познакомиться с одним из социальных сервисов, изучить его возможности и... выявить педагогический потенциал социальных сервисов, которые изначально создавались не для использования в образовании.
Что надо сделать?
Шаг 1. Заполняем таблицу
Силами своей мини-группы вам предстоит заполнить таблицу, размещенную на вики-странице «Педагогический потенциал социальных сервисов», созданной специально для вашей мини-группы (ссылку на нее вы сможете найти в технологической карте нашего курса), так, чтобы в ней не осталось пустых клеточек..
Поэтому, перед тем, как приступить к ее заполнению, распределите в своей группе обязанности — кто с каким сервисом будет работать. А потом, по ходу работы, вы можете дополнять тексты своих коллег.
Свой текст оформляйте следующим образом — сначала пишете свой текст, а потом, в скобках (или через тире) указываете автора.
Например:
Форумы можно использовать для обсуждения конкретных вопросов после прочтения книги/просмотренного фильма/фрагмента фильма (например нашумевший сериал «Школа») — Юлия Залега.
Для работы с таблицей воспользуемся технологией 3+2+1 в следующей ее интерпретации — для каждого из них необходимо написать 6 заключений (предложений):
- три из которых отражают педагогические возможности сервиса,
- два – ограничения
- и одно – это ваше предложение по его совершенствованию.
Шаг 2. Знакомися с работами коллег
Познакомьтесь с мнением ваших коллег из других мини-групп — ссылки на их странице вы найдете в технологической карте нашего курса и оставьте не менее трех содержательных комментариев к их работам.
Шаг 3. Делимся идеями с коллегами
После знакомства с социальными сервисами и выявления их педагогического потенциала, мы предлагаем вам на форуме «Лучшее — большой друг хорошего» описать конкретную учебную ситуацию, в которой можно использовать тот или иной социальный сервис.
Вы можете описать учебную ситуацию с использованием одного из сервисов, который был предложен в таблице на вики-странице «Педагогический потенциал социальных сервисов», а можете описать ситуацию, в которой будет фигурировать работу с любым из других известных вам сервисов.
Описывая ситуацию их использования в образовательном процессе, обязательно отметьте:
- меняется ли роль методиста/учителя (то есть человека, который непосредственно инициирует работу с тем или иным социальным сервисом);
- какие новые образовательные результаты появляются, и у кого.
Обязательно отметьте свое продвижение в выполнении заданий в таблице продвижения по курсу (помните, что это делать лучше всего «по ходу» выполнения заданий).
|