1. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
2. ПАВЛИЧЕНКО М.А.
3. МОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь, Воронежской области
4. [email protected]
На смену меловым доскам пришли интерактивные, “интеллектуальные” доски. Эти доски незаменимы при проведении совещаний, мозговых штурмов, тренингов, семинаров и презентаций.
Как применять это “чудо техники” на уроках? Как им пользоваться? Где найти готовые разработки для использования на уроках? Такие вопросы возникают у каждого учителя, которому посчастливилось иметь новинку.
Кабинет информатики, в котором я работаю, оборудован интерактивной доской и передо мной также встали эти вопросы. Хочется поделиться своими наработками с коллегами по предмету.
Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания. Учителю легче удерживать внимание и повышать активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения 21 века: развитие личности.
Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики:
· объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;
· проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);
· защита проектов учащимися;
· создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;
· проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;
· выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.
Предлагаю несколько способов работы учеников с интерактивной доской на уроках информатики и ИКТ.
На уроках стараюсь использовать все имеющиеся инструменты, но наиболее часто применяю электронное перо, штамп, шторку, галерею картинок. Для них придумала и название способа.
Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классах?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в заданиях ЕГЭ по информатике, эта тема занимает существенное место.
Учителя знают, что один из самых действенных способов работы, остается игровой и соревновательный способ, несмотря на возраст ученика. Один из них тот, в котором ученик быстрей своих товарищей находит в программе нужные слова и ошибки. На своих уроках я достаточно часто использую данный метод мотивации и хочу поделиться своими способами и наработками.
Для проверки знаний применяю фронтальный опрос. На экране интерактивной доски выносится сканворд, в котором записаны зарезервированные слова типов данных языка Паскаль или операторы языка. Учащиеся находят данные слова, зачеркивают их и называют тип и диапазон, значение, используем электронное перо.
Технология Drag & drop (способ «Выдели, перемести») была применена для закрепления темы устройство ЭВМ. Верхняя часть рабочего поля на доске разделена на 3 части, каждая из которых соответственно подписана «Системный блок», «Внешние запоминающие устройства», «Устройства ввода-вывода». В нижней части экрана приведена коллекция рисунков, изображающих разнообразные детали компьютера и устройства, среди которых есть и рисунки-«ловушки», неудовлетворяющие определениям условиям. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия через проговаривание.
Способ «Найди, выдели, подпиши» очень эффективно работает на уроках («устройство компьютера», «знакомство с интерфейсом различных программ»), необходимо выделить фрагмент рисунка и подписать его с помощью электронного маркера или виртуальной клавиатуры.
Демонстрируем текст программы, способ «Рассмотри, изучи, выполни» с учениками разбираем ход задачи, и каждый шаг постепенно отображается на экране.
Следующим является способ «Восстанови порядок, исправь ошибки, сформулируй задачу!» - используем (электронное перо), поиск ошибок в тексте программы. Ученики находят и исправляют ошибки, а затем формулируется условие данной задачи.
Способ «Рассмотри, разбери и узнаешь». Дан текст программы: необходимо дать формулировку задачи и определить полученный результат при введенных данных. Результат до получения ответа закрыт инструментом шторка.
Способ «Подбери верное!». В задании даны два столбца, в одном название операторов в другом их применение передвигая объекты на интерактивной доске, поставить в соответствие данным их название на языке Паскаль, используем инструмент перемещение.
Способ «Отметь и запиши». Даны таблицы. С помощью инструмента штамп, отметьте различным выделением числовые массивы (целые и вещественные), символьные и опишите массивы на доске.
Вот это те приемы, которыми мы пользуемся на уроках, конечно можно и дальше развивать данную тему, искать различные способы применения доски на уроках.
Исследования показывают, что учащиеся лучше всего добиваются поставленных целей тогда, когда имеют возможность наблюдать, как это делает их одноклассники, а не учитель. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям.
Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.
Литература
1. http://www.interaktiveboard.ru/
|