/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру. В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.
Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Исходя из выше указанных проблем современной школы, в 2006 году мною предложена программа информатизации учебного процесса по ОБЖ в МОУ Калачеевская гимназия №1(http://www.kuznecov-vl.narod.ru/images/failes/informatizacia.doc ), целью которой стало определить схему возможного использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образования на уроках и внеурочной деятельности.
Результатом реализации программы стало:
· Повышение качества знаний учащихся по ОБЖ.
· Повышение заинтересованности учащихся в обучении.
· Повышение мотивации на самообразование.
· Разработка и апробация цифровых образовательных ресурсов на уроках ОБЖ. Работы представлены на персональном сайте ( http://www.kuznecov-vl.narod.ru/favorite.html )
· Адаптация учебной программы для внедрения информационно-коммуникационных технологий.
· Увеличение степени участия родителей в учебно-воспитательном процессе своих детей.
· Разработка и внедрение в образовательный процесс персонального Интернет-сайта
http://www.kuznecov-vl.narod.ru
Предложенная программа позволила существенно разнообразить содержание учебного процесса и включить:
· видео -, и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;
· материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);
· комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным тестером;
· включение в ход урока исторического и справочного материала;
· наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
· анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.
Учащиеся творчески подходят к выполнению заданий, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями.
Кроме этого, учащиеся вовлекаются в проектную деятельность, результаты которых выкладываются на персональном сайте http://www.kuznecov-vl.narod.ru/proect.htm
В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:
· мультимедийного представления учебного материала;
· моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
· разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;
· интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;
· наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;
· обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).
Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а как мощный вспомогательный компонент образовательного процесса.
В моей педагогической практике используются разные варианты уроков с использованием информационно – компьютерных технологий (изучение нового материала, повторение пройденного материала, контроль и проверка знаний). В практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку по некоторым разделам на изучение каждой темы отводится один урок. Чаще всего, я использую комбинированный урок.
1. Проверка выполнения домашнего задания (индивидуальная или групповая работа за компьютером);
2. Закрепление материала прошлого урока (показ ключевых фрагментов темы);
3. Актуализация знаний (демонстрация проблемной ситуации);
4. Объяснение нового материала с демонстрацией на экране информации по теме урока (используется один компьютер, проектор, экран и презентация или компакт-диск);
5. Первоначальное закрепление знаний (поиск решения проблемы);
6. Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) ;
7. Подведение итогов;
8. Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Применение мною ИКТ в обучении способствовало раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Литература:
1. Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели
проведения уроков с применением интернет - технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – N3 (15). – С. 5-8.
2. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат //Информатика и образование. -2003. - №4. - С. 22.
3. Методические рекомендации для учителя ОБЖ по использованию ИКТ. http://www.rusedu.info/Article958.html
|