Да, коллеги, готовить детей к ГИА нужно начинать с 5-го класса. Как? Максимум работы с текстом. Считаю, что обучение должно носить именно текстоориентированную направленность. Ну и тесты, тесты, тесты... По всем темам и разделам: коллективный разбор, самостоятельно и на этапе контроля.
Подготовительную работу начинаю в 5 классе. Большое внимание уделяю работе с текстом. Ведь согласитесь - "это основа всех основ": в процессе обучения учащимся приходится воспринимать и обрабатывать информацию, строить собственное высказывание.
Киселева Ирина Владимировна, учитель МБОУ "ООШ №7" г.Петровска
Уважаемые коллеги! Полностью с вами согласна, но хотелось бы поделиться опытом и узнать, как быть с нынешними 9 классниками, ведь узнали мы об этой форме только недавно. Как же быть с теми, кто уже не в 5 классе?
Абсолютно согласна с Вами, уважаемые коллеги. Я работаю в лингвистической гимназии города Оренбурга. Уже с 5 класса учащиеся сдают экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ, и уже есть свои результаты: дети вдумчивее работают со словом. Основой подготовки к такому экзамену является работа с текстом.
А мы работаем по Львовой. Идеальный учебник. Там и тексты, и подготовка к сочинениям на лингвистические темы. Попробовала в как раз в этом году перейти (с Бабайцевой), и теперь Львову (пока) не променяю ни на кого. Корректирую немного работу по развитию речи, так как здесь в 5 класе - избыток сочинений по картине. Тесты составляю по всем темам, и дети уже не могут без них; они у нас на каждом уроке, за редким исключением не берем. Подготовка к ГИА поэтому шла уже целый год, хотя мы пока что в 5-м...
Три года подряд я с детьми участвовала в этом эксперименте. Представьте, как было страшно мне в первый год! И эти три года я была членом экспертной группы по проверке работ.Именно здесь я увидела наши с вами, коллеги, недоработки. Если Вам дали 8 или 9 класс, а дети слабо подготовлены к ГИА, начните со следующего: познакомьте учащихся с системой оценивания экзаменационной работы. Зная критерии, ученики понимают, какое количество баллов они могут получить и за что. При выполнении части С используйте алгоритм выполнения С2.1 или С2.2, напишите с учащимися образец сочинения, который можно оценить высшим баллом, и пусть он будет у них.Такой образец помогает ученикам видеть структуру работы. Дети должны осознавать, что пишут сочинение-рассуждение, в котором обязательно должны быть ТЕЗИС - АРГУМЕНТЫ - ВЫВОД. При написании сжатого изложения научите приемам сжатия (компрессии) и работайте над этим.На примерах показывайте , какие приемы сжатия могут быть использованы.
Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. (Марк Аврелий)
Со своими детьми начала подготовку с 7 класса,сейчас они в 9-м. Познакомила с КИМами, но всё равно испытываем трудности по написанию сочинения-рассуждения. Дети не хотят читать. Соответственно, не могут найти аргументов в подтверждение главной мысли.А уж какие выводы пишут...Трудностей много. Но надеюсь, что к концу года всё-таки справимся...
Да, действительно надо готовиться с 5-го класса. Я уже четвёртый год работаю по программе С. Львовой. Мне нравится, потому что незаметно готовимся к экзамену. Контрольные работу составляю в 4-х вариантах с учётос детей с ограниченными возможностями здоровья. Посмотрите тексты в приложении к газете "Первое сентября" "Русский язык" № 21 - 24, 2010г. Если кому-то приглянутся, могу поделиться.
Уважаемые коллеги. Мне интересно было просмотреть ваше мнение по методам подготовки к ГИА. Я увидела ряд рекомендаций, со многими была согласна. Тоже считаю, что готовить к сдаче ГИА надо начинать не в 9 классе, а значительно раньше, чтобы эта работа была осознанной, закрепилась в памяти детей, осталась как багаж прочных знаний. Я, как и С.Г.Малярова, для подготовки к ГИА использую методическое пособие "Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2012" Авторы:Л.И.Мальцева,П.И.Нелин,Т.М.Бандоля, Н.М. Смеречинская. Мне нравится, что в пособии содержится теоретический материал, тематические тесты, учебно-тренировочные варианты 30 тестов, практикум "Пишем вместе сжатое изложение" и образцы сочинений, но задание С2.1 в данном пособии не соответствует той формулировке задания, которое было предложено на сайте ФИПИ в2012 году. (высказывание на лингвистическую тему: цитата ученого-лингвиста). Я могу еще порекомендовать пособие ФИПИ . "Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме". Авторы И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Л.И.Пучкова, Т.В.Соловьева. М.: "Интеллект-Центр", 2010. Там даются упражнения по отработке навыков сжатого изложения. Подробно описывается механизм сжатия текста, даны шаблоны, куда учащиеся могут вписывать сокращенный текст, модели сочинений-рассуждений, тренировочные варианты, наверное, это в большей степени можно исполььзовать при работе со слабоуспевающими. Возможно, пособие окажется кому-то полезным в работе по подготовке к ГИА..
Приглашаю к обсуждению методики подготовки к экзамену в новой форме.