Родительское собрание. Тема: Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей первоклассника. Форма проведения: круглый стол.
Submitted by Ольга Николаевна Макарова on Tue, 16/02/2010 - 19:56
Родительское собрание. Тема: Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника. Форма проведения: круглый стол. Цель: создание условий для формирования адекватной оценки качества знаний с пози-ции родителей учащихся класса. Задачи: ознакомить родителей учащихся класса с понятием «качество знаний» ученика; создать условия для осознания и адекват¬ной оценки качества знаний родителями и их детьми; способствовать формированию правильного отношения к оценке качества знаний учащихся педагогами, работающие с данным классом. I. Подготовительный этап Классный руководитель в период подготовки к родительскому собранию: 1) проводит в соответствии с составленным планом педагогиче¬ские исследования и на-блюдения; 2) продумывает форму ознакомления родителей учащихся класса с результатами педаго-гических исследований и наблюдений; 3) подготавливает представителей малого педагогического совета к выступлению на родительском собрании по обозначенной теме; 4) отбирает материал для проведения педагогического всеобуча для родителей учащихся класса; 5) продумывает наглядное оформление для проведения роди¬тельского собрания; 6) подготавливает материал для изучения мнения родителей уча¬щихся по теме собрания; 7) оформляет тексты приглашения на родительское собрание. II. Организационный этап Классный руководитель встречает и рассаживает родителей уча¬щихся собрания за круглый стол. Он приветствует родителей и сообщает тему и задачи родительского собрания. На собрании могут присут¬ствовать школьный психолог, социальный педагог. Так-же классный руководитель сообщает, что на этом родительском собрании будут присутствовать и несколько учащихся класса (они должны быть приглашены в аудиторию непосредственно к моменту их «выхода»). После представления участни¬ков оговариваются регламент проведения родительского собрания и роль присутствующих гостей на определенных этапах собрания, а также выбирается экспертная группа из представителей родительского коллектива, в обязанности которой будут входить анализ происходящего и подведение итогов в виде решения родительского собрания. III. Проведение педагогического всеобуча для родителей Выступление по теме «Развитость самооценки (самоконтроля) у учащихся класса». Классный руководитель. Способность к самоконтролю предполагает привлечение внимания ребенка к содержанию собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих воз¬можностей. Учащиеся класса выполнили задание теста на выявление развитости самооценки. Ребенку предлагалось рассмотреть по очереди 4 картинки. Нужно было описать изображенные на них ситуации и предложить свои варианты разрешения проблем. Результаты: - Если ребенок объяснил, что причина неудач - в лейке, горке, скамейке, качелях, т. е. неудачи происходили по не зави¬сящим от персонажей причинам, значит, он еще не нау-чился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с не-удачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим. Учащихся, показавшихся такой результат, в данном классе оказалось 9 человек. - Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потрениро-ваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к са¬мооценке. Учащихся, показавшихся такой результат, в данном классе оказалось 14 че-ловек. - Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже, и в объек¬те, это говорит еще и о хорошей способности к разносторон¬нему анализу ситуации. В классе такое толкование ситуации предложили 4 человека. Если первоклассник не справился с тестом, не нужно расстраи¬ваться, так как все дости-гается тренировкой, нужно только приложить усилия. Хорошие результаты могут принес-ти занятия с сюжетными играми, т. е. такими, где ребенок сам придумывает сюжет и дей-ствует за всех героев. Для этого нужно запастись несколькими абстрактными игрушками, ими может стать различный подручный материал в виде катушки для ниток или клубка (для изображения пенька в лесу, а за¬тем и Серого Волка), коробки из-под обуви (для изо-бражения парово¬зика, а потом змеи, черепахи) и т. д. Можно использовать пальчиковый театр, где одни и те же куклы будут выступать в разных ролях. Но сначала нужно вместе с ребенком разыграть известные сказочные сюжеты, а затем предложить, чтобы он сам показал какую-нибудь сказку, возможно, придуманную самим. Это научит ребенка дейст-вовать с позиции разных персонажей и учитывать разнообразные нюансы ситуации. Для успешной учебы в школе ребенку необходимо уметь слушать и выполнять инст-рукцию, подчинять свои действия правилам при последовательном выполнении указаний взрослого. Очень полезна игра в школу. Хорошо, если в этой игре примут участие сверст-ники, что поможет оживить обстановку, внесет в занятие элемент игры, соревнования. Работа по исследованию развитости самооценки учащихся дан¬ного класса только начата. Тем более полезна эта работа в период безоценочного обучения, что позволяет подгото-вить детей к правиль¬ному восприятию оценки его качества знаний со стороны педагога. Также эта работа позволяет наметить пути по формированию само¬оценки. Результаты проведенного теста позволяют сделать выводы, что учащиеся класса готовы к самокон-тролю действий, к оценке результатов собственных действий и своих возможностей. Классным руководителем тоже проводилась работа по выявле¬нию развитости са-мооценки в виде наблюдений за учащимися в про¬цессе учебной деятельности, во время специально организованных упражнений, а также в непосредственной обстановке. Классный руководитель. «Самооценка - ценность ... которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка вы-полняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и разви-тие личности, ее взаимоотношения с другими людьми». «Самооценка - элемент самосознания, характеризующийся эмо¬циональными оценками самого себя как личности, собственных спо¬собностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения». От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружаю¬щими, требовательность к себе, к событиям жизни. Самооценка может характеризоваться по следующим парамет-рам: - по уровню (высокая, низкая); - по соотношению с реальной успешностью (адекватная, неаде¬кватная - завышенная, за-ниженная). Наиболее развитым является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватной оцен¬кой им своих качеств. Самооценка младшего школьника во многом зависит от отме¬ток. Она обнаруживает склонность к переоценке достигнутых ре¬зультатов и возможностей. Дети, которые испы-тывают значитель¬ные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные отметки. Слабоуспевающим школьник становится тогда, когда обнаруживается определенное расхож¬дение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Сначала это расхождение недостаточно осознается, не принима-ется школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельно¬сти. К 4 классу достаточно большое количество детей, отстающих в учебе, имеют пониженную самооценку, и так из класса в класс видна нарастающая тенденция учеников в недооценке своих и так ограниченных успехов. Тот, который терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и, наоборот, успех уже полученный ранее, пред¬располагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, что постоянно подкрепляется низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию неуверенности в себе и чувства неполноцен¬ности. Низкую самооценку поддерживают и оценки учеников по классу, которые переносят неуспехи детей в учении на все другие сферы деятельности. Система оценочных действий учителя является более сложной, мощной и тонкой, чем это можно себе пред¬ставить на первый взгляд. Поэтому родителям важно уяснить сейчас, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хо¬рошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятель¬ности, но и от уровня самооценки. Степень положительной оценки может быть разной: одна удовлетворяет, когда им говорят, что их ра¬бота не хуже других, другие претендуют на оценку выше обычной, третьи - на оценку выше всех остальных. Детям младшего школьного возраста важно, чтобы положительная оценка была общепризнан¬ной - и учителем, и родителями, и одноклассниками. Самооценка позволяет судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому школьному психологу важно следить за формированием самооценки, используя различные методики, прослеживать уровень самооценки школьника каждые полгода. Важно, чтобы и родители были ознаком¬лены с результатами исследований психолога и могли применить эти знания при организации общения со своим ребенком на тему «Учеб¬ная деятельность». Важно, чтобы родители отслеживали влияние из¬менений условий, в которых проводились обследования, на получен¬ный результат. Результаты же будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха или неуспеха) различными методиками. Большую роль в формировании самооценки и уровня притязаний играет мотивация достижений успеха. Если ребенок часто не справля¬ется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успе¬ха ослабляется. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими, а в резуль-тате всего этого может возникнуть ценностная переори¬ентация личности. Для изучения самооценки использована методика А.И. Липкиной «Лесенка». Учителю важно правильно использовать метод оценивания учеб¬ных достижений детей. Подтверждением могут служить результаты исследований американского психолога Гер-лока. В его опытах одни дети на протяжении выполнения задания только порицались, другие только одобрялись, третьи никак не оценивались. Результаты показали, что лучше всего выполнили задание те уча¬щиеся, деятельность которых подкреплялась одобрением. Худший результат получился не у тех детей, кото-рых порицали, а у тех, кото¬рых оставляли без всякой оценки. Роль знания степени правильности совершаемых действий была исследована в лабора-тории Бартлета в Кембридже. Испытуемого по¬мещали в камеру так, чтобы он не видел своей руки, отводил ею рукоятку на 20°, а затем возвращал в исходное положение. Перед ним по¬мещалась шкала, которая отражала степень точности его движений. Эксперимент проводился в таком порядке в течение трех дней. На четвертый день показ результатов на табло внезапно прекращался. Показатели точности движений у испытуемого падали ниже уровня первых попыток в первый день опытов. Таким образом, эти опыты показывают, что знание результатов своих действий позво-ляет любому человеку стремиться к решению поставленной перед ним задачи. Незнание результата ведет к возник¬новению неуверенности в собственных действиях. Итак, оценка знаний учащихся учителем нужна. Но важно знать психологические осо-бенности отношения к оценке школьника, важно знать, как ребенок соотносит уровень своих знаний и школьную от¬метку за эти знания. Не всегда эти критерии бывают взаимо-связаны. Поэтому сейчас важно ответить на следующие вопросы: 1. В каком соотношении должны находиться самооценка учащим¬ся и оценка учителя? 2. Как могут взаимооценки влиять на самооценку учащегося? 3. В каком отношении находятся самооценка учащегося, оценка учителя и оценка знаний родителями учащегося? Характерными особенностями учащихся 1 класса является то, что их самооценка совпа-дает с оценкой учителя у отстающих детей на 62,8%, у среднеуспевающих детей - 78,1 %, у отличников - 92,8%. Адекватность оценки: в 1 классе с адекватной оценкой соглаша¬ются 48% учащихся, с завышенной оценкой - 50,5% учащихся, с зани¬женной оценкой - 1,5% учащихся . На родительском собрании показаны следующие упраж¬нения : - «Коршун и бабочка»; - «Ха и Ах»; - «Стражники». IV. Обсуждение родителями учащихся класса исходных положений, данных классным руководителем о самооценке их детей. Анкетирование родителей 1. Запишите, как вы понимаете термин «самооценка». 2. Запишите, как вы понимаете термин «адекватная самооценка». 3. Ваше отношение к самооценке ребенком своих знаний (соглас¬ны, не согласны) 4. Ваше отношение к оценке знаний вашего ребенка учителем (согласны, не согласны) 5. Наблюдаются ли изменения в самооценке вашего ребенка на момент поступления в школу и текущий период? Если измене¬ния есть, то какие они? 6. Какие предлагаете пути взаимодействия самооценки ребенка, оценки учителя и ваших мнений о знаниях ребенка? 7. Готовы ли вы пересмотреть свое отношение к оценке знаний ре¬бенка, учитывая его ре-альные индивидуальные возможности? Классный руководитель. Дети научатся правильно оце¬нивать себя, если будут реально представлять свои возможности, особенности. Если у ваших детей не будет получаться хорошо и пра¬вильно оценить себя, нужно будет постараться нам, взрослым, найти пути взаимодействия с ребенком для достижения поставленной цели. Для этого нужно уметь хорошо представлять себе, как это сделать. Попробуем выполнить одно упражнение «Что я знаю о себе?». Возможно, это упражнение пригодится вам в дальнейшей воспи¬тательной работе с вашим ребенком. Выступления родителей по анализу ощущений после выпол¬нения упражнения Основной вопрос классного руководителя - «Знают ли ваши дети о себе то же, что вы знаете о себе?» V. Выступление экспертной группы. Решение родительского собрания. Выступление экспертной группы по плану: 1. Что нового узнали на этом родительском собрании? 2. Что заинтересовало больше всего в ходе проведения роди¬тельского собрания? 3. Что нового узнали о своих детях из материалов, подготовлен¬ных к родительскому собранию? 4. Ваши предложения по решению родительского собрания. Зачитывается проект решения родительского собрания. Примерный вариант решения: 1. Родителям учащихся класса заслушать выступления школьного психолога о формиро-вании самооценки учащихся. 2. Считаем, что для выявления собственных личностных качеств и возможностей учащимся класса необходимо участие в массовых внеклассных мероприятиях, поэтому предлагаем про¬вести в 1 классе такое мероприятие, на котором дети смогут показать свои способности (по типу «Минута славы» или «Что я могу» и т. п.). 3. Родительскому комитету и классному руководителю продумать тексты благодарствен-ных писем каждому ученику для вручения их по окончании учебного года. VI. Подведение итогов родительского собрания Родителям стоит задуматься, насколько предъявляемые ими требования к качеству знаний учащихся соответствуют реальным возможностям их детей. Следует помнить, что эти требования должны быть адекватными, иначе у детей будет формироваться неадекватная, заниженная или завышенная, самооценка, которая «деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального "я" (каким человек видит себя) с образом идеального "я" (каким человек желает себя видеть)». Помимо сформировавшейся на данном этапе периоде обучения у детей самооценки, следует учитывать и некоторые имеющиеся способности произвольной регуляции деятельности, так как уровень развития произвольной регуляции также будет влиять на первичные успехи или неуспехи детей в овладении учебными знаниями, умения¬ми и навыками. П