3.3. Индивидуальное виртуальное консультирование
Очевидно, что далеко не всякая ситуация, требующая консультативной помощи, может быть разрешена в виртуальном контакте. Посмотрите, какие условия для виртуального консультирования выделяют практикующие психологи в своем он-лайн консультативном офисе
Еще одна любопытная ссылка по вопросу инициации консультативного контакта - Как работать с немотивированным клиентом.
Центральное понятие консультирования - консультативный контакт.
Р.Кочунас, автор книги «Основы психологического консультирования», пишет об этом так: «Его определения разнообразны, но мы рассмотрим только два наиболее обобщенных определения, отвечающие нашей точке зрения на… консультирование:
Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для актуализации личностного потенциала и продвижения в решении профессиональной (поставленной) задачи.
Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и реципиент) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения.
Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:
- эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен,
- интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
- динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
- оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
- добросовестность»
См. подробнее о консультативном контакте: Р. Кочюнас "Основы психологического консультирования", глава «Определение консультативного контакта».
Если говорить не о психологическом консультировании, но вообще о консультировании в различных ситуациях образовательного процесса и самообразования (профессионального развития), то можно добавить еще одну важную черту консультативного контакта – его симметричность, равноправность.
Консультирование предполагает тесное диалектическое взаимодействие между объектом консультирования (это может быть как отдельный индивид, так и группа) и субъектом, осуществляющим сознательное воздействие на объект для достижения поставленных целей. Взаимоотношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать как односторонний процесс воздействия субъекта на объект, потому что всякий объект консультирования не пассивен по отношению к субъекту: посредством обратной связи он в не меньшей степени оказывает на него воздействие, заставляя вносить коррективы в процесс реализации заложенных функций, целей. Поэтому правильнее говорить о субъект-субъектных отношениях в процессе консультативной деятельности.
Отсюда возникает вопрос: кто ставит цели консультирования – «клиент» или консультант? Кто должен принять ответственность за выработанное решение и претворять его в жизнь? Вряд ли можно дать здесь абсолютно однозначный ответ. Скорее речь идет о распределении ответственности за исход консультативного контакта меду клиентом и консультантом.
Выделяют следующие фазы консультативного контакта:
1) определение проблемы, вопроса консультирования;
2) фасилитация выработки решения;
3) достижение ожидаемого результата.
В связи с этими фазами можно определить стадии консультативного контакта:
-
установление контакта,
-
исследовательская,
-
стадия аргументации,
-
стадия согласования,
-
формулировка решения.
В ходе выполнения данного задания мы смоделируем ситуацию индивидуального виртуального консультирования. На основе личного опыта Вам предстоит отобрать случаи, подходящие для индивидуального виртуального консультирования и разместить запрос на консультацию в форуме "Виртуальное консультирование: проба пера". Вопросы должны быть профессионального характера.
Кроме этого, Вам предстоит побывать и в роли консультанта и дать ответы на вопросы, предложенные коллегами. Укажите, какой роли консультанта Вы придерживались при ответе на вопросы.
|