Submitted by Нурфия Магруфовна Мухтарова on пн, 08/02/2010 - 15:22
Цель урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с творчеством немецких сказочиков Братьев Гримм и их сказкой «Госпожа Метелица». Развивающая: Развивать навыки правильного и осознанного чтения, учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий; воспроизводить содержание сказки по вопросам, развитие интереса к устной речи учащихся и их творческих способностей. Работа над лексическим значением слов. Воспитательная: Воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
16
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Голованова М.В. Литературное чтение . 4 класс учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
Используемая методическая литература:
Братья Гримм Сказки
Используемое оборудование:
1. Компьютер, интерактивная доска
2. Презентация к уроку
Краткое описание:
Урок знакомит учащихся с творчеством немецких сказочников Братьев Гримм и с первой главой сказки Госпожа Метелица!
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 1.
- Сегодня у нас урок литературного чтения. На нашем уроке присутствует много гостей. Уроки в присутствии гостей мы уже проводили. Если хотите, можете пока оглянуться и посмотреть на них. А теперь, посмотрели друг на друга, улыбнулись и сели.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
На сегодняшнем уроке мы с вами, ребята, познакомимся с творчеством известных немецких сказочников Братьев Гримм и с их сказкой «Госпожа Метелица». Мы будем ее выразительно читать, отвечать на вопросы и высказывать свое мнение. Имя нашего урока - «…И спешите, вы, друзья, делать добрые дела».
II.Проверка домашнего задания.
Слайд 2.
-А теперь, приступим к домашнему заданию. Какое было домашнее задание?
- Выразительное чтение сказки Максима Горького « Самовар» по ролям.
Чтение отрывка сказки М.Горького «Самовар» по ролям.
III.Работа по теме урока - Братья Гримм «Госпожа Метелица».
Слайд з.
1. Запись даты темы урока в тетрадях.
2. Откройте учебник на странице 94. Прочитайте название произведения и рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 97. А теперь, попробуем определить по названию и иллюстрации содержание этой сказки. Скажите, пожалуйста, ребята, о ком эта сказка, как вы думаете?
- ответы учащихся. (Это сказка об одной девочке, о Госпоже Метелице)
IV.Словарная работа.
Слайд 4.
Во время чтения сказки нам встретятся такие слова, значения, которых нам нужно будет уточнить. Вот эти слова:
Веретено, падчерица, лицом нехороша, очнулась, стосковалась по дому (запись в тетради).
V. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз «Круг». Представить себе большой круг. Обводить его глазами. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
VI. Изучение новой темы. Работа по учебнику стр. 94- 98.
1.Чтение сказки Братьев Гримм (читают учитель и хорошо читающие ученики).
2. О ком говорится в сказке? (О падчерице и о Госпоже Метелице))
3. Сравнение ответов по содержанию до и после первичного чтения.
4. Какая это сказка – бытовая, о животных или волшебная? (Это сказка волшебная)
5. Что вы можете сказать о падчерице: она ленивая или трудолюбивая?
6. Вспомните, какую народную сказку напоминает вам начало сказки «Госпожа Метелица»? (Золушка).
VII. Физкульминутка.
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь, веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
- Отдохнули?
- Отдохнули!
VIII. Вторичное выборочное чтение. Работа над содержанием.
Слайд 51. Найдите в сказке отрывок, который подходит к этой иллюстрации.
Слайд 6 2. Найдите в тексте отрывки, которые характеризуют падчерицу как старательную и трудолюбивую.
Слайд 7. 3.Какая она Госпожа Метелица?
Слайд 8,9 4. С чем сравнивается снег в сказке Братьев Гримм? Как об этом написано в сказке, найдите и прочитайте.
5.Придумайте свое сравнение для снега: «Снег похож на …»
6.Как вы думаете, что произойдет в сказке дальше?
7. Есть ли татарская народная сказка, похожая на сказку «Госпожа Метелица»? Кратко перескажите ее содержание. (Уги кыз – Падчерица)
IX. Частичное перечитывание текста, выборочное чтение. ( Игра)
Сейчас мы с вами проведем игру и проверим, кто из вас читал сказку внимательно. Я буду читать начало какого – либо предложения. А вы должны найти его и прочитать до конца.
X. Составление вопросов и ответы на них. «Мой вопрос–твой ответ».
Один ряд задает вопросы по содержанию текста, а другие 2 ряда отвечают на вопросы.
XI. Рассказ учителя из биографии Братьев Гримм.
Слайд 10.
Вильгельм и Якоб Гримм – немецкие писатели-сказочники. Они были профессорами прусской академии. Братья-погодки трогательно любили друг друга, прожили совпадающую во всем жизнь; только Вильгельм ушел из жизни на четыре года раньше брата.
Они не были скучными учеными, а были веселыми и добрыми. Братья всю жизнь собирали сказки, путешествуя по стране. Они не меняли содержание сказок, но они вернули старым забытым сказкам народный язык.
Слайд 11.
– А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку: здесь собраны книжки разных изданий и проиллюстрированные разными художниками сказки «Госпожа Метелица» немецких сказочников братьев Гримм. Внимательно рассмотрите их и обязательно возьмите ее почитать в библиотеке.
XII. Домашнее задание.
Слайд 12.
Прочитать сказку до конца. Нарисовать свою иллюстрацию к 1 главе.
XIII. Итог урока.
-О ком мы узнали на уроке?
- Вам понравилась падчерица?
- Кто является олицетворением добра в этой сказке?
Слайд13.
Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы! Учитель выставляет отметки. Вы хорошо потрудились. Спасибо за урок!
Урок окончен.
Цели и задачи урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с творчеством немецких сказочиков Братьев Гримм и их сказкой «Госпожа Метелица».
Развивающая:
Развивать навыки правильного и осознанного чтения,учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий; воспроизводить содержание сказки по вопросам, развитие интереса к устной речи учащихся и их творческих способностей. Работа над лексическим значением слов.
Воспитательная:
Воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде.
Оборудование урока:
1.Учебник 4 класса «Литературное чтение», М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой. – М.: Дрофа, 2008.
2.Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.