- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем Гарафи Хасановым, нашим земляком, который посвятил свое творчество природе Татарстана. Удивителен он тем, что мог посмотреть на мир глазами поэта, умел видеть в обыденных для нас вещах что-то необыкновенное, чудесное. Я не случайно эпиграфом к нашему уроку взяла слова еще одного нашего земляка, поэта Ильдара Юзеева. Вслушайтесь в эти строчки. Как вы их понимаете? Почему я их подобрала к нашему уроку?
(Гарафи Хасанов любил природу, умел замечать в ней прекрасное и рассказывать об этом людям. Он не просто наблюдал за природой, он ее чувствовал).
Презентация Гарафи Хасанова.
«Сосны никак не падали. Шесть основательно подрубленных деревьев, словно заговоренные, при падении сцепились сучьями с седьмой, неподрубленной сосной, стоявшей между ними. А внизу под ней замер человек. Он долго размышлял, но потом решился вновь испытать судьбу. Подрубив седьмое дерево и закрыв глаза, он уже только на слух воспринимал оглушительный треск падающих на него гигантов. Когда все стихло, открыл глаза. Он оказался как бы внутри баррикады из рухнувших сосен. Ни один ствол, падая, его не задел. Хотя это и была очередная игра со смертью, порядком поднадоевшая ему за последние годы, но именно этот эпизод стал переломным. Потом он уже не позволял себе испытывать судьбу, ибо «сосновая рулетка» подтвердила: для чего-то Аллах все же сохраняет ему жизнь.
Этот случай произошел с писателем Гарафи Хасановым в 1949 году, когда он, будучи политзаключенным, после казанской тюрьмы отбывал ссылку в Сибири.
Сложная судьба выпала на долю Гарафи Хасанова. 8 лет тюрьмы и 5 лет ссылки. Тяжелая работа в лагерях: строил железную дорогу вместе с японскими военнопленными. После смерти «вождя всех народов» долгое время был на свободном поселении без права перемещения. На протяжении всего этого времени он захлебывался от ностальгии по Казани!
2. Беседа по биографии автора.
Ностальгия – грусть, тоска по родине.
- Ребята, как вы думаете, почему всевышний оберегал Гарафи Хасанова в его нелегкой судьбе?
( Гарафи Хасанов был талантливым человеком. Судьба сохраняла его для творчества. Чтобы он написал рассказы о природе.)
- Судьба хранила этого человека для творчества, и он вернул Природе долг книгами о ней же!
3. Беседа по рассказу.
- Сегодня мы с вами знакомимся с рассказом Гарафи Хасанова «Дубрава».
Тема сегодняшнего урока: «Волшебство весны в рассказе Г. Хасанова «Дубрава».
-Запишите тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(О природе, красоте леса).
- Какие у вас впечатления о рассказе?
( Мы часто бываем в лесу, но порою не замечаем всей красоты леса. Автор помогает нам разглядеть такие моменты).
Творческая работа (устное словесное рисование).
- А вы давно были в весеннем лесу? Попробуйте представить приход весны в лесу. Какую картину нарисует ваше воображение? Какие цвета вы будете использовать? Какие лесные звуки услышите? Вам поможет музыка татарского композитора Рустэма Яхина «Картины природы».
( Представилась солнечная поляна в лесу. Солнечные зайчики скачут по веткам деревьев, траве. Слышны голоса птиц, жужжание шмеля).
- Обратимся к нашему рассказу. Как автор создаёт картину весны? Ребята, будьте внимательны. Домашним заданием будет создать своё небольшое произведение (сочинение-миниатюру) о весне. Я надеюсь, вы многому научитесь у автора.
Викторина.
А теперь проверим, насколько вы внимательно читали текст.
Какие приметы весны запечатлел в рассказе автор?
Дни становятся длиннее.
Появление первых цветов.
Скворцы прилетели.
Выбираются из берлог животные.
Ледоход.
Набухают почки.
Открывают улья.
Черемуха одевается в белый наряд.
- Как вы думаете, почему урок я назвала «Волшебство весны»? Какое волшебство можно отметить в рассказе?
(Первые цветы вспыхнули алым цветом, черемуха одевается в белый наряд, орешник ликует-радуется весне, «умные» дубы-торопыги).
- С помощью какого художественного средства автор создает эффект волшебства в рассказе? (метафора, олицетворение).
- Какие еще художественные средства можно наблюдать в рассказе? Для чего они используются?
(Сравнения: «белым облаком», «зеленая кружевная шаль» и др. Эпитеты: «умные» дубы, золотые сережки и т. д. Они подчеркивают красоту природы, помогают создать образ дубравы).
Работа в группах.
- Обратим внимание на особенность мастерства Хасанова-рассказчика. Это осязательность описываемого: мы ощущаем, видим, слышим, даже будто прикасаемся ко многим вещам, о которых идёт речь. Давайте обратимся к тексту.
Для экономности времени мы разделились на группы. Во время работы группы остальные ребята внимательно слушают, делают записи в тетради (наработки к сочинению) по схеме.
Мастерство
цвет
звуки
настроение
Задание 1 группы: Какие цвета использует автор. Какую роль цветовая гамма играет в рассказе?
(Алый цвет, вода, снег, золотые сережки, красноцветье, розовые цветы, белоснежный наряд; зеленая кружевная шаль, все в зеленом одеянии).
- Как вы думаете, то, что изображено на доске соответствует цветовой гамме рассказа? (обратить внимание на декорацию, где изображено).
(Вывод. Эти цвета создают атмосферу праздника, веселья, торжественности, волшебства, сказки: природа проснулась ото сна, принарядилась, похорошела, наполнилась звуками)
Задание 2 группы:Мы слышим в рассказе звуки и запахи. Какая атмосфера создаётся в рассказе с помощью звуков и запахов?
(Праздник живёт в душе автора. Автор делает для себя новые открытия, наблюдает рождение чуда).
- А вы испытывали когда-нибудь такое настроение? В каких случаях?
- А какие народные изречения использует автор?
(«в народе говорят, что скворцы на крыльях весну приносят», «поспешишь – людей насмешишь»).
- Как вы думаете, почему он их использует?
(Для Хасанова лес – это особый мир, со своими законами. Лес живой, мудрый, он вобрал в себя мудрость народа).
- А что для вас «лес»? Каково состояние наших лесов?
(Лес – это возможность прогуляться, отдохнуть, подышать свежим воздухом. В нашей посадке удовольствие от прогулки не получишь – очень грязно! Надо беречь свою природу!).
Физкультминутка.
Мы сейчас зарядились с вами энергией весны. Я надеюсь, вам передалось настроение автора. Встаём в круг, передаём эту энергию по цепочке.
Работа с репродукциями.
Перед вами репродукции И.И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», И.И. Левитана «Березовая роща», А.И. Куинджи «Березовая роща».
Какая из репродукций ближе к тексту рассказа? Обратите внимание на настроение рассказа.
(Картина Шишкина больше подходит под содержание рассказа, потому что на ней изображен дубовый лес. Правда, здесь изображен дождь, но он грибной, солнечный).
Рефлексия урока.
- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным?
- Что вы оставили для себя от урока?
Домашнее задание.
А что для вас означает приход весны? Какие настроения, краски, запахи связаны у вас со словом «весна»? Напишите сочинение-миниатюру.
Примерное сочинение.
На лесной поляне.
Было яркое солнечное утро. Я отправился в лес по ягоды. Вот он лес! Как легко дышится! В поисках ягод я набрел на одну удивительную поляну.
Ровным полукружьем стоят вокруг нее деревья. Вся она залита солнцем. Солнечные блики везде: на траве, на листьях деревьев, даже на березовом пне. Под воздействием солнца зелень на поляне изумрудная, в тени же зеленый цвет имеет матовый оттенок. Солнышку радуются все жители этой поляны! Птицы поют на разные голоса, пчелы-труженицы перелетают с цветка на цветок. Муравейная куча, кажется, сама движется: так активно взялись за дело муравьи. Приятная усталость охватила мое тело при виде этого великолепия. Я прилег отдохнуть. Солнечные лучи своим ярким светом ласково закрыли мне глаза. И я потонул в теплых лучах удивительного сна.