«Я - Исследователь» внеклассное занятие во 2 классе
Submitted by Галина Васильевна Скворцова on чт, 04/02/2010 - 08:54
«Я - Исследователь»
внеклассное занятие во 2 классе
Тема: «Кошка- домашнее животное»
Цели:
1. Расширить представление о домашнем животном – кошке.
2.Развивать информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в дополнительной литературе: словарях, справочниках, художественной литературе.
3. Развивать навыки исследовательского поведения через знакомство с различными методическими приемами на этапе проверки гипотез (подумать самому, спросить у взрослых, позвонить друзьям, найти в книгах то, что исследуешь, обратиться за помощью к компьютеру)
4. Учиться фиксировать свои ответы при помощи схем, рисунков, записей. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли, материал, представленный из разных источников.
5. Развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, учиться вырабатывать общее решение на основе полученных материалов
6. Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать и на уроке не зевать.
Учитель: А сейчас вы назовете девиз нашего урока
( на доске написан девиз «Учитесь 48 16 36 28 56 открывать!»)
Н т й а ы
Учитель: какое слово засекречено?А как вы догадались?
Ученик: Слово тайны. Здесь необходимо расставить числа в порядке возрастания.
2.Актуализация прежних знаний:
Учитель: Сегодня вы маленькие ученые. Нам необходимо приготовить выступление. Что нам для этого необходимо?
Ученики: необходимо, чтобы возникла проблема.
Учитель: А что такое проблема?
Ученики: невыполнимая задача, нужно найти ответ на поставленный вопрос.
Учитель: что необходимо проверить, чтобы разрешить проблему?
Ученики: гипотезы.
Учитель: А что такое гипотеза? Какие слова помогают выдвигать гипотезы?
Ученики: предположим, допустим, возможно, что, если….
Учитель: найдите возможную причину данного события выдвигая различные гипотезы «Друзья поссорились…»
Ученики: предположим, что один другому не дал списать домашнюю работу.
Допустим, что…сегодня звезды расположились так что они должны поссориться.
Возможно…они просто не поделили игрушку.
Что, если…завелся кто- то третий, который их поссорил.
3.Составление плана исследования
Учитель: Давайте с вами вспомним, какие методы помогут нам проверить гипотезу?
Подумать самостоятельно;
Посмотреть книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей;
Познакомиться с кино- и телефильмами;
Обратиться к компьютеру;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
4.Выход на тренировочное занятие
Учитель: Прошу вас ответить на шуточный вопрос. Как слово мышеловка написать пятью буквами? Или Кто родится с усами? (кошка)
Учитель: Как будет называться тема нашего занятия?
Кошки.
Задача нашего исследования? Получить как можно больше знаний о кошках.
5.Сбор материала, составление плана, зарисовки, запись
Учитель: с чего же нам необходимо начать наше исследование?
А) подумать самому ( ученики вспоминают, что они знают о кошках выполняют записи в виде рисунков, схем, записи)
Б) посмотреть в книгах
Учитель: какие книги из данных могут помочь тебе найти ответ на данный вопрос? (стоят на доске книги под номерами 1-словарь Даля, 2- новое о технике, 3- энциклопедия о животных, 4 –энциклопедия- «От а до Я»
Ученик: Я считаю, что книга под номером 1, потому что в словарях всегда есть объяснения словам.
Ученик: Мне поможет книга под номером 3 потому что рассказывает о животных.
Ученик: Я постараюсь найти ответ в энциклопедии под номером 4.
В) спросить у взрослых
Учитель: А кто сегодня может помочь найти ответ на интересующий нас вопрос?
Ученики: Гости, учитель.
Учитель: Обратитесь за помощью к взрослым.
Г) понаблюдать
Учитель: у кого дома есть кошки? Кто из вас наблюдал за ними? Какие выводы из ваших наблюдений вы можете сделать?
6.Доклад о кошках.
Учитель: Теперь нам необходимо приготовить доклад. Выбираем двух ученых, которые этот доклад будут готовить.
Раскладываем карточки на доске. Двое участников готовятся к докладу.
7.Учитель: Вы, наверно, понимаете, что приготовить выступление лично каждому сложно. Для этого требуется помощь учителя, родителей. Но у нас в классе есть ребята, которым интересно этим заниматься и сейчас мы послушаем выступление Влада по теме «Олимпийские игры».
8.Подведение итогов: Кому сегодня на занятии было интересно? А что- то новое вы узнали о кошках?
9.Домашнее задание: приготовить выступление о кошках, привлекая к написанию своих родителей.
В мире интересного.
Кошки не живут стаями, они индивидуалисты. Являются прекрасными психологами, разбираются в человеческом характере.
На Руси кошку считали символом тепла и уюта. Ее называли хозяйкой дома, поэтому при переселении в новый дом кошку всегда впускали первой.
Во Франции кошку считали вместилищем злых духов. А людей, которые держали кошек ,церковь преследовала, потому что считалось, если человек пригрел у себя кошку, непременно занимается колдовством.
В Египте гибель кошки была большим горем для хозяев. Люди обрезали волосы, выщипывали брови. Кошка сопровождала своих хозяев во время сражений и те были неустрашимы в бою.
Как кошка открыла йод?
Это было 180лет назад. Ранним утром французский естествоиспытатель Бернар Куртуа находился у себя в лаборатории. В этот день ему предстояло провести несколько опытов. Перед ним стояли два сосуда: один с серной кислотой , а другой – с настойкой из морских водорослей. На плечах Бернара удобно расположилась кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь, от неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол , задев хвостом колбы. Сосуды разбились, из них вытекло содержимое и стало смешиваться. Началась бурная реакция в результате которого образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. На предметах выкристаллизовалось какое –то вещество. Им оказался йод, ранее не значившийся в справочниках. Так кошка помогла Бернару Куртуа сделать научное открытие.
Наблюдения за кошками:
- если недовольны – нервно двигает хвостом из стороны в строну.
- если кому –то непонятны ее движения хвостом, то она выбирает более выразительные средства: лапу с когтями, выгибает спину, угрожающе шипит.
- чтобы привлечь на себя внимание- скребет пол ногтями;
- свою дружбу и любовь она выражает потиранием головой о человека.
- кошка – чистюля: усы у кошки – это ориентация, при помощи их она определяет, где проходит граница этой дыры. Если она лишена усов это ее обезоруживает.