Submitted by Татьяна Царькова on вс, 31/01/2010 - 01:06
Конспект урока математики
Автор: Царькова Татьяна Сергеевна, учитель математики МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 им. Ф. Г. Логинова
Класс: 6 класс
Тема: Графики
Цель:
Учащиеся должны уметь находить значения зависимых параметров по одному известному, описывать некоторые свойства зависимостей по графику (максимальное значение, промежуток роста величины), иметь представление о сферах применения графиков жизни человека.
Задачи:
Познакомить с некоторыми сферами применения графиков в деятельности человека
через решение задач создать инструкцию для чтения графиков, научить использовать эту инструкцию для чтения графиков
Пояснение:
На изучение темы" Графики " отводится 4 часа. Разработка описывает ход второго урока по теме «Графики». На первом уроке обучающиеся учились строить графики по табличным данным. На последующих двух уроках учащиеся будут учиться читать графики движения, по описанию процесса будут схематически воссоздавать графики. Для усвоения материала необходимо: знание определения графика как линии в координатной плоскости, устанавливающей зависимость между двумя величинами, умение опускать перпендикуляр к прямой, знание элементов координатной плоскости, единиц измерения некоторых величин.
Навыков владения компьютером от учеников не требуется.
В ходе работы с графиками, представленными в первой части презентации учащиеся выбирают смысловые установки для своих действий, развивая ценностно-смысловые компетентности. Изучение нового языка – языка графиков, а так же работа в парах создает благоприятную среду для развития коммуникативных компетентностей.
Большинство обучающихся учатся стабильно (16 учеников, 67 %), но есть и слабые дети (3 ученика, 12,5%), сильных учеников 5 , что составляет 21 %. По типу восприятия 71 % дети этого класса являются визуалами.
Ход урока:
Математики используют различные языки для описания явлений, процессов происходящих в жизни. С некоторыми из этих языков мы познакомились. Что это за языки?
(Например, язык дробей, язык уравнений, язык геометрических фигур.)
На прошлом уроке мы познакомились с графиками .Что же такое график?
(Линия на координатной плоскости, характеризующая зависимость между двумя параметрами.)
Точно. А зачем понадобился ещё язык графиков?
(Чтобы наглядно представлять информацию.)
Действительно, давайте познакомимся с некоторыми областями применения графиков.
Презентация к слайдам со 2 по 10.
Вопросы к каждому слайду:
В какой сфере деятельности человека используется этот график?
Зависимость между какими параметрами отражает этот график?
Дети отвечают устно.
Примерные ответы к слайдам:
№
сфера деятельности человека
зависимость между …
2
экономика, производство
выпуском продукции и временем
3
медицина
силой сердечного сокращения и временем
4
э/техника
силой тока и напряжением
5
э/энергетика
количеством э/энергии и временем
6
радиотехника
силой тока, напряжением тока и временем
7
химия
температурой плавления металлов и радиусом атома
8
экология
количеством населения и временем
площадью неосвоенных земель и временем
9
демография
количеством населения и временем
10
метеорология
температурой и временем в течение месяца
Это лишь некоторые области применения графиков. Насколько важно уметь читать информацию с графика?
(Примерный вывод: Чтобы быть грамотным человеком необходимо уметь читать графики, без умения читать графики человек не сможет выбрать интересную работу, возможно пропустит часть полезной для него информации)
Поэтому сегодня перед нами стоит задача: научиться читать графики.
Выработаем правила чтения графиков.
Откроем учебники на стр 255, рис 129. Слайд 11.
Зависимость между какими параметрами рассматривается на этом графике? (временем и температурой)
В № 1442 нам предлагают ответить на вопросы по этому графику. (торопливые ученики начинают отвечать на вопросы)
Почему это невозможно сделать?
(Ученики определяют, что по оси ординат имеется несоответствие единичных отрезков: от 0 до 1 две клеточки, от 1 до 2 одна клеточка; опечатка в учебнике 2007 г )
Вывод: Прежде чем приступить к чтению графика необходимо ответить на вопросы:
1. Зависимость между какими параметрами рассматривается в задаче?
2. Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?
Задача 1 Слайд 12На каждой парте имеется материал в распечатанном виде с графиками и таблицами см приложение.
Для исследования свойств сплава его несколько раз нагревали, а затем остужали. На рисунке представлен график изменения температуры сплава от времени. Ответьте на вопросы:
Какой была температура сплава через 1 час после начала испытаний? Через 5 часов? Через 8 часов?
До какой максимальной температуры нагревали сплав?
До какой минимальной температуры остужали сплав?
Сколько раз нагревали сплав?
Зависимость между какими параметрами рассматривается в задаче?
(рассматривается зависимость температуры сплава от времени)
Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?
( По оси абсцисс на 1 единичный отрезок соответствует 1 часу, по оси ординат 1 единичный отрезок соответствует 1000С)
Будем отвечать на вопросы и заполнять таблицу. В процессе просмотра анимации на слайде и комментария учителя дети знакомятся с порядком чтения графика. Появление анимационных эффектов регулируется учителем – по щелчку. После каждого анимационного эффекта учитель предлагает детям повторить путь движения стрелочки карандашом на своем экземпляре графика.
Задача 2 Слайд 13
Постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу и ответить на вопросы задачи:
График показывает, как менялась температура воздуха в течение суток. Используя график, ответьте на вопросы и заполните таблицы:
а)
t,ч
6 ч
14 ч
7 ч
20 ч
Т, С0
б)
Т, С0
-60
-20
00
60
70
t,ч
в) Какая температура была максимальной в этот день?
г) Когда в течение суток температура повышалась?
д) Когда в течение суток температура была положительной?
После выполнения задания меняемся тетрадями с соседом и проводим взаимопроверку и обсуждение, используя слайд 14. Учитель консультирует . Оценки за лучшие работы выставляются в журнал.
Итог урока: учитель предлагает назвать ключевые слова урока. Например, ученики называют: график, применение графиков, максимальная температура и т. д. Учитель записывает слова на доске и просит учеников объяснить, что они означают.
Домашнее задание : опросить родителей, родственников, знакомых: используют ли они графики на работе? Можно найти примеры использования графиков в доп. литературе или сети Интернет. Для чего нужны эти графики? Зависимость между какими величинами они выражают? Написать мини-сочинение с иллюстрациями.
Приложение (Материал для учащихся)
График 1
Для исследования свойств сплава его несколько раз нагревали, а затем остужали. На рисунке представлен график изменения температуры сплава от времени. Ответьте на вопросы:
Какой была температура сплава через 1 час после начала испытаний? Через 5 часов? Через 8 часов?
До какой максимальной температуры нагревали сплав?
До какой минимальной температуры остужали сплав?
Сколько раз нагревали сплав?
t, ч
1 ч
5 ч
8 ч
T,Со
T,Со
1000
1500
t, ч
График 2
График показывает, как менялась температура воздуха в течение суток. Используя график, ответьте на вопросы и заполните таблицы:
t,ч
6 ч
14 ч
7 ч
20 ч
Т, С0
Т, С0
-60
-20
00
60
70
t,ч
в) Какая температура была максимальной в этот день?
г) Когда в течение суток температура повышалась?
д) Когда в течение суток температура была положительной?
На: Конспект урока по математике "Графики", 6 класс
Самоанализ урока.