Керамика в школе. Правила приготовления глиняного теста для лепки.
3 replies
Sat, 30/01/2010 - 02:02
Вера Сергеевна Птахина
На сайте с: 25/01/2010
Баллы: 420
Очень давно, тысячи лет назад, жил в пещере первобытный человек. Не было у него ружья, топора и даже ножа для охоты. И выходил он на схватку с хищным зверем с дубинкой и камнем в руке. Не было у него ткани, чтобы сшить себе одежду. И разгуливал он по лесу, накинув на себя звериную шкуру. Посуды тоже не было. Не в чем было хранить свежую воду, мясо, плоды.
Трудно жилось нашему предку, да выручила его обыкновенная глина. Её было много, разной - белой и чёрной, красной и синей, жёлтой и зелёной. Попадалась тощая и жирная, чистая и с камушками и веточками, даже съедобная иногда встречалась.
Как же глина помогла человеку? А вот как. Из глины слепил человек себе посуду: чашки, миски, горшки. Из глины сделал себе жилище и из сырой пещеры перебрался в уютный глинобитный домик.
В те древние времена глина и от болезней лечила: наложит бабушка вечером на больные, ноющие косточки горячий глиняный пластик - утром уже снова полна сил.
Из глины мастерили люди замечательные украшения: бусы, серьги, брошки для красавиц, игрушки-забавы для детей.
Прошло немало времени. И вот мы с вами сегодня пьём чай из пластмассовой кружки, варим борщ в эмалированной кастрюле, играем с резиновым зайчиком. Так что же, нет глине больше места в нашей жизни?
Конечно же, есть. По-прежнему глина лечит, её добавляют в разные лекарства, косметику. По-прежнему у хорошей хозяйки на кухонной полке стоит горшочек для каши, крынка для молока, солоночка, припасена весёлая звонкая свистулька для сына или дочки. И всё это - из глины. И цветы дома такая хозяйка не посадит в пластиковые горшочки, а только в керамические, где корни «дышат».
По-другому и быть не может. Ведь глина - природный материал, и каждое изделие из неё хранит тепло рук мастера, создающего красоту. Если вы постараетесь, ребята, то и ваши изделия, сделанные с любовью и желанием, будут долгие годы приносить радость людям. Хотите научиться лепить из глины? Тогда принимаемся за работу!
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С ГЛИНОЙ
Начнем с того, что возьмём лопату, ведёрко и отправимся на поиски глины. Найти подходящую для лепки глину можно всюду: на берегу реки или озера, на склоне оврага, при дороге, даже на собственной даче, стоит только копнуть поглубже. Иногда она просто лежит под ногами и в дождливую погоду налипает на башмаки тяжёлыми комками.
Найденную глину нужно сначала проверить: годится ли она для работы, пластична ли, послушна ли рукам мастера?
Для этого скатайте из небольшого влажного кусочка глины колбаску и согните её в кольцо. Если колечко не потрескается, вы нашли то, что надо: глина не тощая, берите её для поделок смело.
Перед лепкой глину очищают, выбирая из неё всякий сор: камушки, корешки, ветки.
Иногда бывает и такое: лепишь, а глина всё прилипает и прилипает к рукам. Это значит, что она слишком жирная. Изделие из такой глины после просушки может потрескаться и покорёжиться. Но такую глину можно исправить: достаточно добавить в неё немного песка и всё тщательно перемешать.
Лепить из глины можно не только летом, когда она доступна, но и зимой, надо только до наступления морозов принести её домой в ведре и закрыть клеёнкой.
Если глина вдруг пересохла, нужно залить её водой, дать постоять несколько дней. Затем тщательно размешать лопаткой, потом руками, чтобы не было комков, и оставить полученную смесь на 2-3 дня. На поверхности соберется вода, её нужно слить, глину подсушить в ведре до получения массы густой, как сметана. Затем выложить на стопку газет толщиной 1-1,5 см. Через несколько дней глина загустеет и станет эластичной, как тесто. Теперь её нужно хорошо перемять, чтобы она легко отставала от рук.
Готовое для лепки глиняное тесто лучше всего хранить в плотно завязанном полиэтиленовом пакете. Чем дольше в таком состоянии пролежит глина, тем лучше её пластические свойства.
Работать удобно за обычным столом, подкладывая под изделие ровную дощечку размером примерно 25 х 25 см. Поворачивая дощечку, можно видеть изделие со всех сторон. Самым главным инструментом будут ваши талантливые и добрые руки.
Поверхность глины хранит следы пальцев мастера веками. Это придаёт особую прелесть и живость изделиям. Энергия художника, его любовь к жизни, настроение передаются другим людям. Руками можно лепить, делать тиснение, защипы на глине, приклеивать узоры из завитков, шариков, колбасок.
Но есть много разных полезных вещиц, которые помогут тебе в лепке.
Для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений - штрихов, точек, волнистых линий - применяют стек.и Их вырезают из дерева, можно смастерить стеку из черенка испорченной кисточки. Срезают лишнюю глину стекой-петелькой (рис. 16). Петельку выгибают из стальной проволоки, например, из пружины от шариковой ручки, затем петельку укрепляют на деревянной рукоятке.
Резать глину можно ножом (с металлическим или деревянным лезвием. Им же очищают дощечку (подставку) от налипшей глины. Работать на грязной, с глиняными крошками дощечке нельзя! Пригодятся также соломинки разной толщины, гвоздики, стержни от ручек, старые фломастеры, проволочки. Все они дают интересные отпечатки на глине или разной формы и разного размера отверстия.
Рис. 1. Стеки
Соберите в своей маленькой мастерской разные фактурные тряпочки (капроновые сеточки, кружева, обрезки от старых вязаных шарфов или свитеров). С их помощью можно получить разнообразные узоры на поверхности глиняного изделия. Ткани для тиснения должны быть всегда чистыми и сухими.
Можно отпечатать на глине любые растения -листья с чёткими прожилками, древесную кору, цветы, колосья хлебных злаков, иголки хвойных деревьев. Красивое тиснение остаётся от шнуров, верёвок, пенопласта, рисовых зёрен, ракушек.
В древности узор-тиснение был не только украшением вещи, но и оберегом, охраняющим содержимое глиняного сосуда от злого глаза.
Украшать изделия можно узорами, прочерчивая их на поверхности всевозможными палочками или процарапывая вилкой или расчёской. Раньше нарисованные мастером таким способом волнистые линии обозначали пожелание постоянного достатка хозяевам, пожелание того, чтобы сосуд всегда был полным.
-
Рис. 2. Инструменты для работы с глиной
Следующие необходимые вам инструменты -капроновая сетка, ситечко для чая или чеснокодавилка. Через них можно продавить комок мягкой глины. Получатся глиняные «волосы». Их используют для изображения шерсти животных, волос человечков.
Раскатывать из глины пластины удобнее обыкновенной деревянной скалкой (рис. 3), какой обычно хозяйки раскатывают тесто. Пригодится тебе и чайная ложечка, чтобы выбирать лишнюю глину со дна сосудов. Шилом гораздо легче, чем ножом, вырезать сложные формы. А еще проще их вырезать с помощью готовых формочек для печенья
Рис. 3. Скалка
Глина - очень послушный, пластичный материал, работать с нею - одно удовольствие. У вас наверняка получатся замечательные красивые и забавные изделия. Но для начала надо освоить приёмы лепки основных элементов.
чтобы краска лучше держалась, в неё можно добавить несколько капель клея ПВА. Игрушка будет блестеть, как глазированная, если поверхность её покрыть мебельным нитролаком.
Отдельные детали игрушек приклеиваются друг к другу специальным клеем - шликером. Готовится он очень просто: в банке перемешивается жирная глина с водой до густоты сметаны. Соединяемые детали должны быть одинаково подсушены. Совсем сухие приклеить невозможно. Шликер густо намазывают на приклеиваемую поверхность кисточкой для клея. Детали крепко прижимают друг к другу. Излишки шликера удаляют стекой или поролоном. Если возможно, приклеенную деталь ещё и прижимают остриём карандаша поплотнее к изделию.
Если за один раз работа не закончена, изделие нужно положить в полиэтиленовый пакет и хорошенько завязать его, чтобы не испарялась влага из глины.
Готовое изделие необходимо правильно высушить. Самое главное - не торопиться. При сушке из глины испаряется вода. Изделие уменьшается в размерах -«сжимается». Мелкие части сохнут быстрее. Работу начинает «тянуть», появляются трещины, разрывы. Чтобы этого не происходило, изделие сушат медленно - 3-4 дня, при ровной температуре, в тени, без сквозняков. Если изделие большое и на нём много мелких деталей, его лучше сначала поставить в коробку и закрыть газетой на пару дней, потом сушить, как обычно.
Если всё же трещины появились, их забивают с помощью острой палочки кусочками глиняной массы, смоченными в шликере, в несколько приемов. На четвёртые сутки изделие окончательно можно просушить на солнце, возле батареи или в духовке.
Поделки из глины можно обжечь в специальной муфельной печке. Только они не должны быть крупными, толстыми. Большие по величине работы можно обжигать при условии, что они будут полыми (пустыми) и с тонкими стенками. Этого можно добиться, выбирая глину ложкой или вылепливая детали нужной формы из пластины, жгута.
После обжига изделия становятся крепкими, как камень, не размокают в воде, как простая глина.
Если возможности обжечь изделие нет, то в глину добавляют 1-2 чайные ложки клея ПВА на 1 кг глины. Клей предварительно разбавляют водой. Всё тщательно перемешивают. Долго такое тесто не хранят. Лучше лепить сразу. Работа из такой глины, высохнув, будет довольно крепкой.
Обожжённое в печи или просто просушенное изделие можно раскрасить любой краской: акварелью, гуашью, темперой. Для того чтобы краска лучше держалась, в неё можно добавить несколько капель клея ПВА. Игрушка будет блестеть, как глазированная, если поверхность её покрыть мебельным нитролаком.
Глина - очень послушный, пластичный материал, работать с нею - одно удовольствие. У вас наверняка получатся замечательные красивые и забавные изделия. Но для начала надо освоить приёмы лепки основных элементов.
Очень давно, тысячи лет назад, жил в пещере первобытный человек. Не было у него ружья, топора и даже ножа для охоты. И выходил он на схватку с хищным зверем с дубинкой и камнем в руке. Не было у него ткани, чтобы сшить себе одежду. И разгуливал он по лесу, накинув на себя звериную шкуру. Посуды тоже не было. Не в чем было хранить свежую воду, мясо, плоды.
Трудно жилось нашему предку, да выручила его обыкновенная глина. Её было много, разной - белой и чёрной, красной и синей, жёлтой и зелёной. Попадалась тощая и жирная, чистая и с камушками и веточками, даже съедобная иногда встречалась.
Как же глина помогла человеку? А вот как. Из глины слепил человек себе посуду: чашки, миски, горшки. Из глины сделал себе жилище и из сырой пещеры перебрался в уютный глинобитный домик.
В те древние времена глина и от болезней лечила: наложит бабушка вечером на больные, ноющие косточки горячий глиняный пластик - утром уже снова полна сил.
Из глины мастерили люди замечательные украшения: бусы, серьги, брошки для красавиц, игрушки-забавы для детей.
Прошло немало времени. И вот мы с вами сегодня пьём чай из пластмассовой кружки, варим борщ в эмалированной кастрюле, играем с резиновым зайчиком. Так что же, нет глине больше места в нашей жизни?
Конечно же, есть. По-прежнему глина лечит, её добавляют в разные лекарства, косметику. По-прежнему у хорошей хозяйки на кухонной полке стоит горшочек для каши, крынка для молока, солоночка, припасена весёлая звонкая свистулька для сына или дочки. И всё это - из глины. И цветы дома такая хозяйка не посадит в пластиковые горшочки, а только в керамические, где корни «дышат».
По-другому и быть не может. Ведь глина - природный материал, и каждое изделие из неё хранит тепло рук мастера, создающего красоту. Если вы постараетесь, ребята, то и ваши изделия, сделанные с любовью и желанием, будут долгие годы приносить радость людям. Хотите научиться лепить из глины? Тогда принимаемся за работу!
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ С ГЛИНОЙ
Начнем с того, что возьмём лопату, ведёрко и отправимся на поиски глины. Найти подходящую для лепки глину можно всюду: на берегу реки или озера, на склоне оврага, при дороге, даже на собственной даче, стоит только копнуть поглубже. Иногда она просто лежит под ногами и в дождливую погоду налипает на башмаки тяжёлыми комками.
Найденную глину нужно сначала проверить: годится ли она для работы, пластична ли, послушна ли рукам мастера?
Для этого скатайте из небольшого влажного кусочка глины колбаску и согните её в кольцо. Если колечко не потрескается, вы нашли то, что надо: глина не тощая, берите её для поделок смело.
Перед лепкой глину очищают, выбирая из неё всякий сор: камушки, корешки, ветки.
Иногда бывает и такое: лепишь, а глина всё прилипает и прилипает к рукам. Это значит, что она слишком жирная. Изделие из такой глины после просушки может потрескаться и покорёжиться. Но такую глину можно исправить: достаточно добавить в неё немного песка и всё тщательно перемешать.
Лепить из глины можно не только летом, когда она доступна, но и зимой, надо только до наступления морозов принести её домой в ведре и закрыть клеёнкой.
Если глина вдруг пересохла, нужно залить её водой, дать постоять несколько дней. Затем тщательно размешать лопаткой, потом руками, чтобы не было комков, и оставить полученную смесь на 2-3 дня. На поверхности соберется вода, её нужно слить, глину подсушить в ведре до получения массы густой, как сметана. Затем выложить на стопку газет толщиной 1-1,5 см. Через несколько дней глина загустеет и станет эластичной, как тесто. Теперь её нужно хорошо перемять, чтобы она легко отставала от рук.
Готовое для лепки глиняное тесто лучше всего хранить в плотно завязанном полиэтиленовом пакете. Чем дольше в таком состоянии пролежит глина, тем лучше её пластические свойства.
Работать удобно за обычным столом, подкладывая под изделие ровную дощечку размером примерно 25 х 25 см. Поворачивая дощечку, можно видеть изделие со всех сторон. Самым главным инструментом будут ваши талантливые и добрые руки.
Поверхность глины хранит следы пальцев мастера веками. Это придаёт особую прелесть и живость изделиям. Энергия художника, его любовь к жизни, настроение передаются другим людям. Руками можно лепить, делать тиснение, защипы на глине, приклеивать узоры из завитков, шариков, колбасок.
Но есть много разных полезных вещиц, которые помогут тебе в лепке.
Для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений - штрихов, точек, волнистых линий - применяют стек.и Их вырезают из дерева, можно смастерить стеку из черенка испорченной кисточки. Срезают лишнюю глину стекой-петелькой (рис. 16). Петельку выгибают из стальной проволоки, например, из пружины от шариковой ручки, затем петельку укрепляют на деревянной рукоятке.
Резать глину можно ножом (с металлическим или деревянным лезвием. Им же очищают дощечку (подставку) от налипшей глины. Работать на грязной, с глиняными крошками дощечке нельзя! Пригодятся также соломинки разной толщины, гвоздики, стержни от ручек, старые фломастеры, проволочки. Все они дают интересные отпечатки на глине или разной формы и разного размера отверстия.
Рис. 1. Стеки
Соберите в своей маленькой мастерской разные фактурные тряпочки (капроновые сеточки, кружева, обрезки от старых вязаных шарфов или свитеров). С их помощью можно получить разнообразные узоры на поверхности глиняного изделия. Ткани для тиснения должны быть всегда чистыми и сухими.
Можно отпечатать на глине любые растения -листья с чёткими прожилками, древесную кору, цветы, колосья хлебных злаков, иголки хвойных деревьев. Красивое тиснение остаётся от шнуров, верёвок, пенопласта, рисовых зёрен, ракушек.
В древности узор-тиснение был не только украшением вещи, но и оберегом, охраняющим содержимое глиняного сосуда от злого глаза.
Украшать изделия можно узорами, прочерчивая их на поверхности всевозможными палочками или процарапывая вилкой или расчёской. Раньше нарисованные мастером таким способом волнистые линии обозначали пожелание постоянного достатка хозяевам, пожелание того, чтобы сосуд всегда был полным.
-
Рис. 2. Инструменты для работы с глиной
Следующие необходимые вам инструменты -капроновая сетка, ситечко для чая или чеснокодавилка. Через них можно продавить комок мягкой глины. Получатся глиняные «волосы». Их используют для изображения шерсти животных, волос человечков.
Раскатывать из глины пластины удобнее обыкновенной деревянной скалкой (рис. 3), какой обычно хозяйки раскатывают тесто. Пригодится тебе и чайная ложечка, чтобы выбирать лишнюю глину со дна сосудов. Шилом гораздо легче, чем ножом, вырезать сложные формы. А еще проще их вырезать с помощью готовых формочек для печенья
Рис. 3. Скалка
Глина - очень послушный, пластичный материал, работать с нею - одно удовольствие. У вас наверняка получатся замечательные красивые и забавные изделия. Но для начала надо освоить приёмы лепки основных элементов.
чтобы краска лучше держалась, в неё можно добавить несколько капель клея ПВА. Игрушка будет блестеть, как глазированная, если поверхность её покрыть мебельным нитролаком.
Отдельные детали игрушек приклеиваются друг к другу специальным клеем - шликером. Готовится он очень просто: в банке перемешивается жирная глина с водой до густоты сметаны. Соединяемые детали должны быть одинаково подсушены. Совсем сухие приклеить невозможно. Шликер густо намазывают на приклеиваемую поверхность кисточкой для клея. Детали крепко прижимают друг к другу. Излишки шликера удаляют стекой или поролоном. Если возможно, приклеенную деталь ещё и прижимают остриём карандаша поплотнее к изделию.
Если за один раз работа не закончена, изделие нужно положить в полиэтиленовый пакет и хорошенько завязать его, чтобы не испарялась влага из глины.
Готовое изделие необходимо правильно высушить. Самое главное - не торопиться. При сушке из глины испаряется вода. Изделие уменьшается в размерах -«сжимается». Мелкие части сохнут быстрее. Работу начинает «тянуть», появляются трещины, разрывы. Чтобы этого не происходило, изделие сушат медленно - 3-4 дня, при ровной температуре, в тени, без сквозняков. Если изделие большое и на нём много мелких деталей, его лучше сначала поставить в коробку и закрыть газетой на пару дней, потом сушить, как обычно.
Если всё же трещины появились, их забивают с помощью острой палочки кусочками глиняной массы, смоченными в шликере, в несколько приемов. На четвёртые сутки изделие окончательно можно просушить на солнце, возле батареи или в духовке.
Поделки из глины можно обжечь в специальной муфельной печке. Только они не должны быть крупными, толстыми. Большие по величине работы можно обжигать при условии, что они будут полыми (пустыми) и с тонкими стенками. Этого можно добиться, выбирая глину ложкой или вылепливая детали нужной формы из пластины, жгута.
После обжига изделия становятся крепкими, как камень, не размокают в воде, как простая глина.
Если возможности обжечь изделие нет, то в глину добавляют 1-2 чайные ложки клея ПВА на 1 кг глины. Клей предварительно разбавляют водой. Всё тщательно перемешивают. Долго такое тесто не хранят. Лучше лепить сразу. Работа из такой глины, высохнув, будет довольно крепкой.
Обожжённое в печи или просто просушенное изделие можно раскрасить любой краской: акварелью, гуашью, темперой. Для того чтобы краска лучше держалась, в неё можно добавить несколько капель клея ПВА. Игрушка будет блестеть, как глазированная, если поверхность её покрыть мебельным нитролаком.
Глина - очень послушный, пластичный материал, работать с нею - одно удовольствие. У вас наверняка получатся замечательные красивые и забавные изделия. Но для начала надо освоить приёмы лепки основных элементов.