Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать. Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т.д. но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.
С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги… Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно « без жертв и разрушений».
Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Меня, сначала как маму, а позднее, как педагога заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага- материал малозатратный и доступный.
Цель моей работы в данном направлении:
Учить детей использовать оригами в творческой игре, экспериментальной деятельности (игры - эксперименты).
Поставила перед собой задачи:
- Учить дошкольников создавать объёмные игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях.
Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации использую игру, проблемные ситуации. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Мои дети с удовольствием занимаются оригами, им нравится мастерить фигурки животных. Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет с их помощью инсценировать сказки. На одном из занятий я обратила внимание детей, что у нас готовы персонажи для сказок. Спросила детей: В каких сказках живут эти герои? Дети перечислили хорошо знакомые сказки «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок», «Три медведя», «Лиса и волк» и другие.
Персонажи, выполненные в технике оригами, мы используем в разных видах театра: театр на палочках, настольный театр. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке, тот факт, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы.
Я стараюсь вовлечь каждого ребенка в театрализованную игру, дети с удовольствием принимают в них участие. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдения из окружающей жизни.
После серии театральных спектаклей в группе я предложила своим воспитанникам показать сказку для малышей. Им эта идея понравилась. Они с удовольствием стали готовиться к этому показу: выбрали сказку, распределили роли, подготовили атрибуты. Для малышей показали сказку «Колобок».
Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Перед обучением детей складыванию я знакомлю их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для изготовления поделки я использую цветную бумагу. Часто создаю проблемную ситуацию
«Ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…), а у нас бумага только белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно бумагу покрасить.
Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В опытно-экспериментальном центре собрана целая флотилия из бумажных лодочек и корабликов. Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка быстрее доплывёт от одного края тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли, стараются дуть равномерно; т.к. если перестараться, корабль зачерпнёт воды и потонет. Бумагу для корабликов дети используют разную: старые газеты и журналы, салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер я предлагаю им использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.
Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям, как они их делали. Родители детей, посещающих мою группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными. Мы в группе не испытываем недостатка в материале: родители приносят разную бумагу, газеты, журналы.
Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаю, что необходимо продолжить работу в комплексном применении складывания из бумаги.
Мир оригами необычайно широк и разнообразен и включает в себя науку, технологию и искусство, творчество и ремесло. И путешествие в сказочную страну бумажных фигурок вместе с педагогами и родителями позволяет постичь детям всю прелесть превращений, фокусов, необычных сюрпризов и игр – развлечений.