Грамматика
Тема. Склонение имени существительных во множественном числе.
Именительный падеж множественного числа.
Цели.
- Познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.
- Повторить склонения имен существительных в единственном числе.
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление и слуховое восприятие.
- Воспитывать устойчивый интерес к русскому языку.
I Перекличка.
А) Ты меня слышишь?
- Какая сегодня погода?
- У Маши есть брат? Скажи по-другому.
- (У нее есть брат)
- Какой сейчас урок?
Б) Речевая зарядка.
Падеж
Склонение по падежам
Предложный падеж
Множественное число
Изменяются по падежам
Надо определить падеж
Я определил падежи
II Проверка домашнего задания
У доски четверо учащихся для разноуровневой самостоятельной работы.
У троих задание на доске, четвертый должен спросить задание
1.Вставить пропущенные буквы и определить падеж.
По ле.кой порош… от ел… к б.резк… протянулся след белк….
Дописать окончания сущ. и определить падеж
|
Разобрать слова по составу.
|
Определить части речи, определить какое значение имеет слово острый в данном предложении
|
На крыш… избушк…
На верхушк…ел…
Около куст… сирен…
За туч…
Под кольц…
|
Ледок
Заморозки
Серебристый
Грудка
повисали
|
Острый х.лодок (за)гл.нул в осинник.
|
Острый - прямое или переносное значение слов
|
Маша, спроси у меня задание. (какое у меня задание?)
Остальные дети с учителем: на доске текст с ошибками
· Разве можно без улыбки
Видеть Ленины ошибки:
«Налител я на сугроп
И расшиб сеголня лоп,
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно»
Быстро Лени помогайте
Все ошибки исправляйте
Внимание кто запомнил слова, на какое правило?
· Не кричал
· Не дрался
· Не спорил
· Не бросал
· Не рвал
· Не терял
· Не сорил
· Не грустил
Проверка. Подробно разбирается первое задание
- Отчего зависят окончания имен существительных в 1 склонении?
III Словарная работа.
Загадки.
«Без рук рисует,
Без зубов кусает».
«Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим».
«Не колючий светло-синий
По кустам развесил иней».
Выбери лишнее слово
Мороз, коньки, опушил, вьюга, иней.
А) опушил – это глагол.
Можно, а еще как по-другому?
Б) вьюга -1 склонение
Можно, по-другому?
В) коньки – множественное число.
Из этих слов придумай предложение
Мороз опушил инеем деревья, травы, кусты.
а) Подчеркни главные члены предложения
б) Что интересного заметили в этом предложении?
(однородные члены предложения)
- Что вы можете сказать об этих существительных?
( все существительные множественного числа, винительного падежа)
в)У обучащихся отдельные предложения текста с индивидуальными заданиями. Они выполняют задания и выделяют окончания во множественном числе.
- А в ваших предложениях есть существительные множественного числа?
- Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( о существительных множественного числа)
- Определите падежи существительных множественного числа.
Пожалуйста, у кого есть в предложениях существительные множественного числа именительного падежа?
(по мере ответов формируется таблица )
Склонение имен существительных во мн. ч.
|
1
|
Именительный п.
|
-ы, -и, -а, -я
|
2
|
Родительный п.
|
-ов, -ев, - ,-ей
|
3
|
Дательный п.
|
-ам, -ям
|
4
|
Винительный п.
|
-ы, -и, -а, -я
|
5
|
Творительный п.
|
-ами, -ями
|
6
|
Предложный п.
|
-ах, -ях
|
Дети работают разными фломастерами, получается разноцветный текст.
- Какой красивый текст, но не складный, попробуем собрать рассказ.
(На интерактивной доске выстраивается текст и украшается птицами).
Чудесен (….) русский лес зимой!
Белые сн.га укутали пни и кусты.
Они повисли на в.твях дерев.ев.
Березы скл.нились м.кушками до земли.
Вершины елей .сыпаны шишками.
В них мелькают красные гру.ки кл.стов.
По черным шапоч.кам узнаем синиц.
(каких?) ( какие?)
На … сугробах … узоры звериных и птичьих следов.
А теперь посмотрим внимательно на нашу таблицу. Зависят ли окончания существительных во множественном числе от склонения?
Читаем вывод в учебнике.
- Какие окончания имеют существительных во мн. ч. в им. п. и в.п.?
- Что можно легко запомнить ? д. п. и т.п.)
- А окончания, какого падежа придется запомнить? (р.п.)
А еще как можно проверить верно, ли мы сделали вывод?
Работа в тетрадях
(просклонять существительные с ударными окончаниями)
Леса, степи
Итог урока
· Полезный ли был урок?
· Что нового узнали?
Кто услышит существительные мн. ч. и определит падеж ?
Я мечтаю о сережках
Я мечтаю о сапожках
Я мечтаю о слоне
Покататься на спине.
Определи падеж существительных множественного числа.
|
На: Лот 1. МСКОУ школа-интернат II вида №12, Зарипова Надежда
Здравствуйте, Надежда Васильевна, у Вас красивая и интересная работа. Желаю успехов в конкурсе.