Макарова О.И.
учитель химии
МОУ СОШ с.Песчанка
Аткарского района Саратовской области
Проект урока
Предмет: химия
Класс: 9
Учебник: О.С.Габриелян «Химия 9 класс»
Тема: Соединения галогенов
Тип урока: формирование новых знаний
Цели:
Образовательная: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по теме «Соединения галогенов».
Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, делать выводы по теме; способствовать развитию мышления, познавательных и общетрудовых умений.
Воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о физических и химических свойствах галогенводородов и галогенидов металлов, о качественных реакциях на галогениды, способах лабораторного и промышленного получения хлороводорода, сравнительной силы кислот; обогатить личный опыт учащихся самостоятельным проведением учебного эксперимента.
Развивающие: продолжать выработку умений самостоятельно приобретать, применять знания, переносить их в новые условия.
Воспитательные: формировать умение ставить цель, выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.
Методы и методические приёмы:
1. Работа с книгой: чтение, изучение, краткое конспектирование, составление вопросов.
2. Самостоятельная работа.
3. Практический – выполнение лабораторного опыта.
4. Фронтальный опрос.
Оборудование: учебник, Периодическая таблица химических элементов, штатив для пробирок, пробирки, пипетка, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, нитрата серебра, инструкция по т/б; дидактические карточки.
Организационная схема:
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный
1 мин
|
Проверяет готовность учащихся, класса к уроку.
|
Приветствуют учителя
|
Проверка домашнего задания
5 мин
|
Раздаёт задания в тестовой форме, следит за их выполнением
|
Выполнение теста. Взаимопроверка выполнения.
|
Сообщение темы урока, целей и задач
2 мин
|
Сообщает тему урока, цели и задачи, мотивирует к изучению темы
|
Записывают в тетрадь тему урока
|
Актуализация знаний
3 мин
|
Проводит фронтальный опрос (повторение) по материалу, необходимому для изучения темы
|
Отвечают на вопросы
|
Формирование новых знаний
10 мин
|
Наблюдает за выполнением работы, отвечает на возникающие вопросы, оказывает помощь при затруднениях
|
Работают с учебником по инструктивной карточке, составляют краткий конспект в тетради, готовят несколько вопросов по изучаемой теме
|
Первичное закрепление знаний
15 мин
|
Организует работу в парах, оказывает помощь, дополняет ответы, добивается правильного понимания материала
|
- Работа в парах: ответы на составленные вопросы;
- выполняют тестовое задание, самоконтроль по карточке;
- выполнение лабораторного опыта «Качественная реакция на хлорид-ион»
|
Первичное обобщение и систематизация знаний
6 мин
|
Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний для объяснения и решения различных задач, исправляет ошибки
|
Выполняют упражнения
|
Рефлексия
3 мин
|
Задаёт вопросы: достигли ли вы цели урока? В какой степени? Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение. Оцените свою работу по пятибалльной системе.
Даёт домашнее задание и инструктирует по его выполнению.
Объявляет и комментирует оценки.
|
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке
Записывают домашнее задание
|
Приложение
1. Тест «Галогены»
Выбрать высказывания, относящиеся к вашему галогену (фтору, хлору, брому, иоду).
1. В переводе с греческого «зловонный».
2. В переводе с греческого «фиолетовый».
3. В переводе с греческого «разрушающий».
4. В переводе с греческого «желто-зеленый».
5. Имеет металлический блеск.
6. Его соединения используют в фотографии.
7. Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов.
8. При нагревании без взрыва взаимодействует с водородом.
9. Отвечает за выработку гормонов щитовидной железы.
10.При обычных условиях взаимодействует даже с золотом.
11.Содержится в морской водоросли ламинария.
12.Имеет резкий удушливый запах.
13.Твердое вещество.
14.Жидкое вещество.
15.Открыт шведским химиком К.Шееле в 1774 г.
16.Наиболее распространен в земной коре по сравнению с другими галогенами.
17.Образует природный минерал флюорит или плавиковый шпат.
18.Входит в состав пластмассы, применяемой для изготовления тефлоновой посуды.
19.Содержится в плазме крови.
20.Элемент, регулирующий процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.
21.Его недостаток приводит к заболеванию эндемическим зобом.
22.В его атмосфере красиво вспыхивают и сгорают кристаллики сурьмы.
23.Самый электроотрицательный элемент.
24.вытесняет бром и иод из их солей.
25.Реакция соединения с водородом слабоэндотермическая.
2. Вопросы для повторения и подготовке к восприятию нового материала:
Что называется электролитической диссоциацией?
Приведите примеры сильных и слабых электролитов.
От чего зависит увеличение или уменьшение способности к электролитической диссоциации?
Дайте определение кислот в свете ТЭД.
В какие химические реакции вступают кислоты?
Что такое качественная реакция и для чего она применяется? Приведите примеры известных вам качественных реакций.
3. Инструктивная карточка по теме «Соединения галогенов»
Прочитайте внимательно §19 (стр. 110-114) и ответьте на вопросы:
1) Какие физические свойства характерны для галогеноводородов?
2) Сравните силу галогеноводородных кислот и объясните причину разницы.
3) Как получают HCl в промышленности и лаборатории? Запишите уравнения реакций.
4) Каковы физические и химические свойства соляной кислоты? Запишите уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.
5) Какие соли образуют галогеноводородные кислоты?
6) Каковы качественные реакции на хлорид-, бромид- и иодид-ионы? С помощью какого реактива можно распознать данные ионы? Каковы признаки этих реакций?
4. Выполнение лабораторного опыта
по тетради для лабораторных опытов и практических работ: стр. 22, ЛО № 7.
5. Первичное закрепление знаний по теме «Соединения галогенов»
1. Физические свойства галогеноводородов:
а) жидкости;
б) бесцветные газы;
в) имеют резкий запах;
г) плохо растворимы в воде;
д) хорошо растворимы в воде;
е) токсичны;
ж) при растворении образуют кислоты;
з) при растворении образуют щелочи.
2. В промышленности хлороводород получают по реакции:
а) CH3Cl + H2O = CH3OH + HCl
б) H2 + Cl2 = 2HCl
в) CH4 + Cl2 = CH3Cl + HCl
3. В качественных реакция цвет хлоридов, бромидов, иодидов серебра
соответственно…
4. Заполнить пропуски в уравнениях реакций, проставить коэффициенты:
а) HCl + Mg = … + H2
б) H2SO4 + … = Al2(SO4)3 + H2
в) … + CuO = CuCl2 + H2O
г) HCl + KOH = KCl + …
д) Сu(OH)2 + HNO3 = … + H2O
е) HCl + AgNO3 = AgCl + …
Какие реакции характеризуют химические свойства соляной кислоты? В реакции а)соляная кислота является окислителем или восстановителем?
6. Задания для первичного обобщения и систематизации знаний.
1. Установите правильную последовательность. Увеличение степени диссоциации кислот:
HCl HF HI HBr
2. Установите соответствие.
Сокращённое ионное уравнение:
1) Ag+ + Br- → Ag Br; 2) Ag+ + F- → Ag F;
Признаки реакции:
а) белый осадок; в) без изменений;
б) светло-желтый осадок; г) желтый осадок.
3. Дополните:
H2 Cu(OH)2 …
Cl2 → …---------→ … → ZnCl2
Br2 → NaBr → Br2 → CuBr2
7. Домашнее задание: § 19 РТ с. 83-85
|
На: Проект урока по химии "Соединения галогенов" 9 класс
Уважаемая Ольга Ивановна! Спасибо за разработку. Надеюсь, что учителя смогут оценить и воспользоваться проектом в своей работе.
С уважением, Т. В. Карасева