Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок развития речи, 5 класс. "Стили речи", номинация "Свежий ветер"

Submitted by Василиса Витальевна Капитанова on Fri, 22/01/2010 - 09:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Капитанова Василиса Витальевна
Место работы, должность: 
ТМОУ "Дудинская гимназия", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Образовательные: • закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи. 2. Развивающие: • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; 3. Воспитательные: • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемое оборудование: 

на доске схема - «Кластери», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема), карточки с текстами, презентация.

Краткое описание: 
Урок развития речи проводился в рамках конкурса "Педагогическая лига" в номинации "Свежий ветер". Урок разработан для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы по традиционной программе с использованием медиаматериала, перфокарт, карточек с заданиями.

 

Ход урока
1. Вступительное слово учителя: 5 минут
- Здравствуйте, ребята! Наш урок развития речи мы традиционно начнем с поэтической минутки. Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема? (учащийся читает стихотворение):
Диана: Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!
Ученики: Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
Ученики: Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.
Учитель: Верно,у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты. Какие бывают речевые ситуации?
Учащиеся: Устная и письменная.
Учитель: в зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких?
Учащиеся: Разговорный стиль и книжный стиль.
Презентация «Стили речи» с окнами, заполнены разговорный стиль, книжный стиль.
2. Повторение изученного материала о стилях речи.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
Итак, вспомните, какие еще стили речи вы знаете?
Ученики: научный, художественный.
Учитель: К какому стилю они относятся?
Учащиеся: к книжному
Заполняются еще два окна в схеме.
Учитель: Осталось изучить 2 стиля, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним, а также будем определять характерные особенности стилей речи при помощи различных текстов.
Перед вами опорная схема определения стилевых особенностей. Возьмите ее. Такая же у меня на экране. (У каждого ученика на столе лежит опорная схема):

Название стиля речи
Где употребляется данный стиль
С какой целью употребляется данный стиль речи
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей. 5 минут.
Внимание! Первый текст -  стихотворения № 1 «Давай посплетничаем», со звуковым воспроизведением в исполнении учащегося:
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Ученики (слушают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!
Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?
Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).
После того, как стиль определён, заполним вместе опорную схему и сравним ее с моей (на экране – таблица).
У кого получилось так же как на экране? У кого не получилось и почему?
Снова внимание на экран!
Обратимся к тексту № 2. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте, и какие черты для него характерны
появляется стихотворение со звуковым сопровождением учащегося:
Голос за кадром: Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..
Текст:
 Ученики: Научный!
Учитель: Возьмите карточки с текстом №2. Задание: самостоятельно определить и записать особенности данного стиля (5 минут)
Давайте проверим ваш результат.
Учащиеся проговаривают, что написали.
А теперь сверим с моей краткой записью.
Поднимите руки у кого ответы совпадают. А теперь, у кого вызвали затруднения? И какие?
Физминутка «Веселая математика»
Итак, разобрали особенности двух известных нам стилей – остался еще один. Какой?
Учащиеся: Художественный.
Внимание на экран! Перед вами фрагмент фантастической повести Евгения Велистова «Приключения Электроника»  - ваша задача определить, что в нем есть особенного. Некую изюминку.
Учащийся: Это текст художественного стиля, в котором есть еще научный стиль.
Учитель: Чем представлен научный, по вашему стиль?
Учащиеся: Справкой.
Текст появляется на экране «Справка» Электроник
Учитель: Подумайте, для чего написали эту справку? Сравните ее со справкой, представленной в презентации ( на экране появляется классический документ «Справка учащейся»). Можно сказать, что этот текст является документом? Что здесь одинаковое?
Учащиеся: Повторяются определенные слова, кратко, точно передается информация.
Учитель: Эти черты присущи официально-деловому стилю (появляется в таблице на экране)
Звуковое сопровождение: Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.
Учитель: Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.
Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении.ребята, а где мы можем встретить такой стиль?
Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.
Учитель: А для чего нам нужен такой стиль?
Учитель: Сравним две речевые ситуации: на экране появляются две иллюстрации – мальчики разговаривают на перемене и дети стоят у объявления.
Звуковое сопровождение:
Диалог:
 - слышь, прикинь завтра у нас в гимназии клевое мероприятие будет!
 - Да? А где?
 - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
 - Не знаю, а во сколько?
 - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
Учитель: А теперь перед вами та же информация. Демонстрация объявления на доске объявлений гимназии. В чем разница передачи информации в разговорном и официально-деловом стилях речи?
Учащиеся: В разговоре учащихся информация не точная, много эмоций. А в объявлении - информация передана точно и с отсутствием эмоциональности, сухо и кратко.
Учитель: Так какова основная цель официально-делового стиля речи?
Учащиеся: Основная цель официально-делового стиля речи – это точная передача деловой информации.
Заносим в таблицу.
Учитель: А сейчас, внимание! Эксперимент! Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой.
Для этого мы с вами создадим научные группы, объединившись между собой по 4 человека.
Ребята создают научных 6 групп, путем объединения по 4 человека. Для каждой группы на стол ставится табличка с номером, например «Научная группа №1».
Учитель: вам будут даны речевые ситуации, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление.
Учащимся раздаются листы (информация о библиотеке, столовой и т.д.), задача – составить объявление.
 Для работы дается 7 минут.
 На ответы каждой группы 7 минут.
Учащиеся зачитывают свои объявления.
4. Выводы, обобщение. 2-3 минуты
Учитель: Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» почти заполнена! Осталось только одно пустое окно. А это значит, что вам предстоит еще много узнать о стилях речи.
Давайте подведем итог нашему уроку:
 - Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
 - Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Предлагаю вам теперь побыть экспертами. Оценить понравился или не понравился ли вам урок.

Для этого возьмите «определители»: красные- -понравился, белые – не понравился. И поставьте их в вазу.


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Урок развития речи, 5 класс. "Стили речи", номинация "Свежий


Василиса Витальевна, Ваш конспект урока продуктивен. Спасибо. Очень жаль, что нет доступа к презентации и карточкам.



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн